Меню Рубрики

А н померанцев верхние торговые ряды гум. Верхние торговые ряды - гум

Н екогда самый крупный пассаж Европы - Верхние торговые ряды, или современный ГУМ. Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки - за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие - сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля. Предлагаем вспомнить 10 фактов о памятнике архитектуры с Натальей Летниковой .

Верхние торговые ряды . В центре столицы между Ильинкой и Никольской торговали и триста, и четыреста лет назад. Первые каменные торговые ряды построили еще при Борисе Годунове. Аккурат вдоль Ветошного переулка. При Екатерине II архитектор Джакомо Кваренги разработал проект Верхних торговых рядов в стиле классицизма . Завершал работу после пожара 1812 года Осип Бове. Едва прошло полвека - торговый комплекс потребовал реконструкции. Договориться лавочники с городскими властями так и не смогли. В итоге здание признали аварийным и объявили конкурс на постройку нового.

Всероссийский конкурс . Рациональность, экономичность, архитектурная гармония с историческим пейзажем. Проекты архитекторов, представленные на конкурс, должны были соответствовать как минимум трем требованиям. Свое видение нового здания на московской главной площади представили 23 зодчих из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Одессы и даже Берлина. Разместили проекты в трех залах Исторического музея . К слову, новая постройка должка была гармонировать и с ярким теремом из красного камня - Историческим музеем, выполненным в неорусском стиле.

«Московскому купечеству» . Академия художеств , Строительный отдел Губернского правления, Технический комитет, Архитектурное и Художественные общества. Проект выбирали общими усилиями - специальной комиссией. Первую премию в шесть тысяч рублей присудили работе под девизом «Московскому купечеству» - петербургского архитектора Александра Померанцева. Вторая премия досталась работе Романа Клейна - будущего автора Музея изящных искусств , третья - австрийцу Августу Веберу - одному из авторов здания Политехнического музея . Проект Померанцева утверждал лично Александр III .

От храмов - к торговому пассажу . Архитектор Александр Померанцев к моменту проведения конкурса успел лишь выполнить проект Храма-памятника Александру Невскому в Софии по заказу болгарского князя, построить деревянную церковь в Федоскино и гостиницу в Ростове-на-Дону. Впоследствии Померанцев занял пост главного архитектора Всероссийской выставки 1986 года в Нижнем Новгороде. Вместе с Виктором Васнецовым возводил второй по величине после храма Христа Спасителя - московский собор во имя Александра Невского, разрушенный в 1952 году.

«Город в городе» Александра Померанцева . Шестнадцать отдельных зданий с застекленными улицами между ними, аркадами-галереями. Большой центральный терем с парадным входом, воротами и башенками. Новое здание на Красной площади вышло торжественным и гармонично вписалось в исторический ландшафт. Верхние торговые ряды стали самым большим пассажем в Европе - по длине галерей и площади «стеклянного неба». Над входами в ГУМ размещались иконы с особо почитаемыми святыми: образами Николая Чудотворца , Спаса Нерукотворного, Ильи-Пророка , Сергия Радонежского.

Стеклянное небо «человека-фабрики» . Изобретатель и новатор Владимир Шухов , включенный в сотню выдающихся инженеров всех времен, и при строительстве крыши Верхних торговых рядов применил новаторский подход: арочные конструкции с тросовыми затяжками, что позволило уменьшить вес кровли. Восьмилепестковый купол Шухов спрятал за фасадом здания. Обилие стекла придает зданию ощущение легкости, хотя на строительство перекрытий ушло 800 тонн металла. Ажурный стальной каркас из металлических стержней стал настоящим произведением искусства.

Прогресс в древнерусском стиле . Самая высокотехнологичная московская постройка своего времени. Артезианская скважина, системы отопления и вентиляции, канализация, даже собственная снеготопка и мини железная дорога для перевозки товаров. Газовое освещение в городе и собственная электростанция в торговых рядах. От лавок - к салонам. Торговые ряды стали не только местом купли-продажи, но и прообразом бизнес-центра. На третьем этаже расположились представительства торговых компаний, а в подвале - магазины оптовой торговли.

Торговля в парижском духе . Фиксированную цену на товар в России впервые ввели именно в Верхних торговых рядах. Опыт владельца магазина «Le Bon Marche» Аристида Бусико, установившего ценники и придумавшего распродажи еще в середине ХIX века во Франции, прижился и в российской торговле. В московских Торговых рядах распродажи - «дешевки» пользовались у горожан большой популярностью. Ряды стали своеобразной выставкой достижений капиталистического хозяйства: часы Калашникова, кондитерская Абрикосовых, парфюмерия Брокара. Одним словом, дореволюционные бутики России.Маяковский . «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» - призывал поэт. Но, уже став Главным универсальным магазином, Верхние торговые ряды не раз находились на грани сноса. В середине 30-х годов ХХ века на Красной площади хотели построить громаду Наркомата тяжелой промышленности - на месте ГУМа. Но план этот остался на бумаге, как и намерение в 1947 году на этом месте установить памятник в память о победе в Великой Отечественной войне . С 1953 года ГУМ вновь становится торговым пассажем и одним из символов города.

Государственный универсальный магазин (ГУМ) - это торговая галерея, в которой размещены десятки магазинов премиум-класса, кафе и ресторанов. Это самый известный торговый центр России, вот уже более ста лет являющийся неотъемлемой составляющей архитектурного ансамбля . Главный фасад ГУМа образует ее границу, противоположную Кремлю. Внутреннее пространство магазина является памятником архитектуры эпохи русского модерна, и прогулка по его галереям доставит удовольствие не только приверженцам люксового шопинга, но и ценителям искусства.

История торговых рядов на Красной площади

Исторически местность поблизости от Красной площади всегда была торговой, она предназначалась для всевозможных лавок, о чем напоминают сохранившиеся названия: Ветошный переулок, Рыбный переулок, станция метро «Охотный ряд». В XVII веке количество лавок здесь доходило до 4 тысяч, это был один из крупнейших рынков Европы. Лавки располагались параллельными рядами, а обширная торговая территория была разрезана улицами Никольской, Ильинкой и на три части, почему ее и стали разделять на верхние, средние и нижние ряды.

Еще в конце XVIII века возник проект постройки на месте отдельных лавок большого торгового здания. В 1815 году на месте нынешнего ГУМа было возведено здание Верхних торговых рядов по проекту архитектора О. И. Бове. Территория этой постройки, занимавшей целый квартал, была поделена между арендаторами. Правда, возведенное в краткие сроки здание очень скоро обветшало и превратилось в лабиринт грязных и темных ходов. И в 1888 году был объявлен всероссийский конкурс на проект нового здания Верхних торговых рядов. Первую премию получил А. Н. Померанцев, второй удостоился Р. И. Клейн (будущий архитектор на Волхонке). Строительство длилось три года (1890–1893). Архитектором был А. В. Померанцев, главным инженером - В. Г. Шухов.

Архитектура и интерьеры ГУМа

Здание, как и большинство построек конца XIX века, было спроектировано в стиле историзма, основной принцип которого - использование архитектурных элементов и деталей, характерных для той или иной исторической эпохи. Резные наличники, килевидные небольшие арки, оформление парадной лестницы - все это напоминает архитектуру XVII столетия, знаменитого русского узорочья. Особое внимание архитектор уделил главному фасаду, а также углу Красной площади с Никольской улицей. Верхние торговые ряды архитектурно перекликаются со зданием Исторического музея, также выстроенного в стиле историзм.

Абсолютно иное впечатление производит ГУМ, если зайти внутрь. Это не одно здание, как может показаться снаружи, а своего рода миниатюрный город. Он образуется тремя пересекающимися под прямым углом «линиями»-улицами, а в самом центре здания расположен фонтан, который находится под стеклянным куполом, пропускающим естественный солнечный свет. Перекрытия линий также сделаны прозрачными, и у посетителей действительно складывается впечатление, что они находятся под открытым небом. В обрамляющих линии трехэтажных зданиях расположены многочисленные магазины. На каждом этаже есть обходные галереи и мостики. Внутри, как и снаружи, видны три уровня декорации, соответствующие трем этажам. Так архитектор сохраняет старинное ощущение целого торгов ого квартала, при этом превращая его в маленький город, защищенный от непогоды и неудобств - всего, что может помешать посетителям приятно провести время внутри.

Постройка Верхних торговых рядов отвечала передовым техническим требованиям своего времени. Здание было отапливаемым, имело автономное электрическое освещение и водопровод. Новаторство заключалось и в использовании опорных конструкций из металла, что позволило задействовать большое количество декоративных элементов, не обременяя их конструктивным значением. Но самое главное - здесь были применены спроектированные по расчетам В. Г. Шухова арочные конструкции сводов с наклонными затяжками. На стальные фермы крепились стекла, что позволило не только перекрыть длинные и широкие линии, решить проблему освещения, но и значительно сократить расходы и время строительства.

По тому же принципу были построены многие торговые пассажи в Европе, среди которых - знаменитая галерея Виктора Эммануила II в Милане и галерея Умберто I в Неаполе.

Сегодня на линиях ГУМа проходят различные выставки, а само пространство магазина, давно ставшего памятником архитектуры и истории, является местом, обязательным для посещения москвичами и гостями города.

2016-2019 moscovery.com

Торговля на территории современного ГУМа ведется с XV в. Историческое название комплекса - Верхние торговые ряды. Изначально Никольская, Ильинка и Варварка делили всю торговлю напротив Кремля на Верхние, Средние и Нижние ряды. Каждый блок внутри делился на ряды, по характеру товаров: Колокольный, Кафтанный и пр. В XV–XVI вв. торговля шла в деревянных лавках, при Борисе Годунове в 1596–1598 гг. появились и каменные постройки, но, несмотря на частые пожары, замена дерева камнем шла очень медленно. В 1780-х гг. передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком. Проект полной перестройки комплекса был разработан , но до конца так и не реализован.

Пожаром 1812 г. ряды были полностью выжжены, но уже к 1815 г. по проекту построен новый комплекс, вновь классицистический: с портиком и куполом. Боковые части в форме буквы «Г», выходившие на Никольскую и Варварку, получили народное прозвание «глаголи». Здание украсили барельефы в виде женских фигур, несущих лавровые венки, а на главном портике со стороны площади разместился герб Москвы. Всего было 32 каменных корпуса. Но и этот комплекс обветшал: переходы, заваленные товаром, превратились в узкие трущобы, помещения плохо освещались и - во избежание пожаров - не отапливались. В 1887 г. комплекс был закрыт, прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов. Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект . Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.

Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин. Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина. Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.

После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор. В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название - Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади. Судьба Верхних рядов осталась связанной с торговлей Средние же ряды, перешедшие в ведение военных, сейчас ожидают решения о своей участи, а Нижние ряды и вовсе были утрачены.

ГУМ (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

ГУМ - один из самых известных универмагов не только России, но и всего постсоветского пространства. Это не только фешенебельный торгово-развлекательный комплекс, это настоящий арт-объект, притом речь идет как о внутреннем содержании ГУМа, так и о внешнем его виде. Выполненное в псевдорусском стиле здание стало таким же символом России, как собор Василия Блаженного или Кремль.

Выполненное в псевдорусском стиле здание ГУМа стало одним из символов России и Москвы.

В 30-х годах ГУМ собирались снести и построить на его месте здание Народного комиссариата тяжелой промышленности, однако, обошлось.

Несмотря на то, что торговые ряды еще до постройки здания ГУМа часто горели, пожар 1812 года обошел рынок стороной, что до сих пор вызывает удивление историков.

ГУМ сегодня

Современный ГУМ - это не только здание потрясающей красоты архитектуры, но и десятки бутиков класса люкс и премиум. Здесь расположены флагманские магазины таких брендов, как Manolo Blanik, Bosco Fresh, Furla и других.

Помимо магазинов, здесь есть кинотеатр, всего 3 зала, самый большой из которых рассчитан всего на 70 мест, что создает ощущение камерности. Каждый год в ГУМе открывает каток, на лед которого не раз выходили звездные фигуристы, а также восстановлен легендарный фонтан - ровесник этого здания.

ГУМ трепетно относится к своей истории, поэтому здесь большое внимание уделяется советской стилистике. Например, есть магазин «Гастроном № 1», оформленный в стиле Москвы 50-х, а также «Столовая № 57», где можно ностальгически перекусить сосиской с зеленым горошком.

Особым вниманием гостей пользуется историческая туалетная комната на первом этаже. В ней воссоздан интерьер дореволюционной эпохи, и посетить ее можно за 150 RUB. За 500 RUB можно принять душ (в стоимость включен халат, полотенце и тапочки).