Меню Рубрики

Колонизация Марса от SpaceX: россиянам вход воспрещен. Полет на Марс со SpaceX: реальный план или мечты о будущем? Марс и марсианские корабли

Если всё пойдёт по плану, в 2018 году космический аппарат Red Dragon компании SpaceX совершит посадку на Марсе и станет первым частным кораблём на поверхности другой планеты. Основавший SpaceX предприниматель Илон Маск говорит, что его цель - умереть на Марсе (желательно не во время жёсткой посадки), а все его космические проекты - это подготовка к колонизации Красной планеты. Редактор научно-популярного альманаха metkere.com Илья Кабанов попробовал разобраться, когда стоит ждать Маска на Марсе.

27 апреля 2016 года SpaceX одним твитом анонсировала свою первую марсианскую миссию. Со времён начала космической эры человечество действительно сделало большой шаг вперёд: если раньше для объявления об исторической инициативе пришлось бы собирать пресс-конференцию, то теперь достаточно 115 символов и одной картинки.

Илон Маск в своём твиттере раскрыл некоторые подробности: корабль Dragon 2 сконструирован для посадки «где угодно в Солнечной системе», марсианская миссия «Красный дракон» станет его первым испытанием, но о пилотируемых рейсах и продолжительных полётах речь пока не идёт - внутренний объём аппарата сопоставим с внедорожником.

И это, в общем, вся информация, которая доступна сейчас - подробный план своей марсианской программы SpaceX обещает представить осенью 2016 года на Международном астронавтическом конгрессе в Мексике. Но уже сейчас понятно, что начавшаяся почти 15 лет назад космическая одиссея никогда не была сумбурным набором отдельных проектов. Каждый шаг Маска приближал его к реализации масштабной стратегии - колонизации Марса.

Многоразовые ракеты

Всё началось в 2002 году, когда Илон Маск основал Space Exploration Technologies Corporation, или SpaceX. Маск вложил в проект больше $100 млн, вырученных от продажи своей доли в платёжной системе PayPal (одним из основателей которой он являлся). Контракты более чем на $5 млрд с компанией подписали НАСА и американские оборонные ведомства. В арсенале SpaceX - ракеты-носители Falcon и космические корабли Dragon. В 2008 году компания с пятой попытки успешно запустила свою первую ракету Falcon 1. Спустя четыре года на Международную космическую станцию отправилась Falcon 9, и с тех пор Dragon доставляет грузы на МКС. НАСА ждёт, что к концу 2017 года SpaceX начнёт пилотируемые полёты на орбиту. Вместе с космическим кораблём, созданным корпорацией Boeing, «Дракон» Маска лишит российские «Союзы» монопольного положения единственного средства доставки астронавтов на МКС, которое они занимают после прекращения полётов Space Shuttle в июле 2011 года.

Осенью 2016 года компания Маска планирует запустить самую мощную в мире ракету Falcon Heavy,

которая, грубо говоря, выглядит как три соединённых вместе Falcon 9. Судя по всему, именно тяжёлую модификацию ракеты SpaceX использует для отправки «Красного дракона» к Марсу.

Ракеты-носители Falcon - одна из главных фишек SpaceX, её уникальное торговое предложение. Первая ступень ракеты спроектирована многоразовой, что сулит революцию в освоении космоса, радикально сокращая стоимость запусков. (Традиционная космическая отрасль относится к ракетам-носителям как к расходному материалу - вырабатывая по мере набора высоты топливо, ступени отделяются и падают на землю или в океан; использовать их повторно после этого невозможно.) 8 апреля 2016 года инженеры SpaceX впервые в истории посадили первую ступень Falcon 9 на плавучую платформу. Перед этим в декабре 2015 года компания впервые посадила Falcon 9 на суше.

Многоразовая ракета - это не просто способ сэкономить на доставке грузов на орбиту. Это ещё и отработка технологий, необходимых для успешной марсианской посадки. По сути, пока весь мир наблюдал за приземлением и приводнением первых ступеней Falcon, специалисты SpaceX тестировали мягкую посадку космического корабля на поверхность Марса.

В свою очередь, конструкция космического корабля Dragon 2 предполагает возможность его использования как для работы на околоземной орбите, так и для полёта к Марсу - разумеется, при условии необходимых доработок. В составе «Дракона» есть восемь двигателей SuperDraco, которые предназначены для аварийного отделения капсулы от ракеты, но могут использоваться и для марсианской посадки. Если марсоход Curiosity снижался с помощью системы «Небесный кран» (см. ролик ниже), то Red Dragon будет полагаться только на собственные ракетные двигатели.

Впрочем, когда Илон Маск пишет, что Dragon 2 сможет совершать посадку на любой планете или спутнике Солнечной системы, а миссия Red Dragon станет его полевым испытанием, он либо преувеличивает, либо лукавит. Хотя внешний вид кораблей, спроектированных для земной орбиты и посадки на Марсе, может не отличаться, а некоторые узлы - оставаться одними и теми же, полёт к другой планете мало похож на отправку грузов к МКС. Марсианская миссия потребует, скорее всего, другой электроники, других технологий теплозащиты, а в случае пилотируемых полётов - и решения проблемы защиты от радиации в течение нескольких месяцев в межпланетном пространстве.

Нелёгкий путь на Марс

Марсианская научная лаборатория, куда входит Curiosity, а также советские межпланетные станции с «Марс-4» по «Марс-7», запущенные в 1973 году, достигали в своей массе четырёх тонн. По оценкам экспертов, Red Dragon будет весить вдвое больше.

Только топливо, необходимое для управляемой посадки на поверхность Марса, займёт две тонны.

Полезная нагрузка составит одну тонну - вероятно, на борту «Дракона» будут новые марсоходы.

Это, пожалуй, главное значение первой марсианской миссии Маска - без действительно тяжёлых космических кораблей невозможны не только колонизация Марса, но и даже отправка к нему краткосрочных пилотируемых миссий. Проверив свои технологии в реальных условиях, SpaceX приблизится к исполнению мечты своего основателя гораздо ближе, чем любое государственное космическое агентство.

Космос как бизнес

Романтика космических полётов долгое время мешала увидеть действительный масштаб стратегии Илона Маска. Он не похож на отца американской космической программы Вернера фон Брауна и на Сергея Королёва, а SpaceX равно далека и от «Роскосмоса», и от НАСА. Маск не стремится ставить рекорды, а его компания не тратит десятилетия на разработку «ракеты мечты». Вместо этого он использует подходы, которые давно применяются в технологических компаниях. Он выпускает продукт, обладающий минимальным набором необходимых функций, и тестирует его в боевых условиях. Потом выходят новые версии продукта, совсем как новые айфоны у Apple.

Маск не боится неудач - для него очередной провальный запуск становится источником ценных данных, а не поводом для депрессии.

В этом его главное конкурентное преимущество перед традиционными космическими агентствами: пока их руководители трясутся от страха, ожидая выговора или сокращения финансирования, он продолжает реализовывать свою стратегию.

В SpaceX собрались инженеры, которые считают деньги, что большая редкость для космической индустрии, и полагаются на собственные разработки вместо того, чтобы обращаться к поставщикам. Если можно не покупать прибор за 50 тысяч долларов, а собрать его самим, потратив на это пару тысяч, инженеры Маска выберут именно этот путь.

Вообще, космические проекты Маска - самое наглядное доказательство преимущества частного бизнеса над государственным планированием. К примеру, космодром для своих ракет он собирается построить за 100 миллионов долларов - эта сумма в 32 раза ниже той, что заложена в смету нового российского космодрома «Восточный».

Когда же стоит ждать Маска на Марсе? Учитывая неоднократные переносы сроков в прошлом, к его обещанию запустить корабль в 2018 году стоит относиться с долей скепсиса. Скорее всего, реальный старт мы увидим ближе к 2019–2020 годам. Уже сейчас ясно, что это будет увлекательное время: в 2020 году Китай планирует отправить на Марс свой аппарат, на этот же год «Роскосмос» и Европейское космическое агентство перенесли запуск второй части миссии ExoMars. Перспективы пилотируемых полётов пока более туманны: НАСА осторожно говорит о людях на Марсе в 2030-х годах, китайцы, как и россияне, планируют высадиться на Красную планету не раньше 2040-х.

Точный график марсианской программы Маска мы узнаем уже в сентябре, но его предыдущие заявления позволяют судить о том, что первых астронавтов он собирается отправить к Марсу до конца 2020-х.

МОСКВА, 21 июн — РИА Новости. Илон Маск, основатель компании SpaceX, подробно рассказал о планах по колонизации Марса и постройке автономного города на его поверхности, опубликовав статью в научном журнале New Space.

"Есть несколько вещей, которые Маск опускает или упускает в своей статье. К примеру, мы должны сначала дождаться первых результатов миссии "Экзомарс-2020" и убедиться в том, что жизни на Марсе нет, прежде чем мы начнем загрязнять его своими отходами. Кроме того, Маск не учитывает главную проблему Марса — низкие температуры поверхности и их резкие перепады. Обогрев "города" Маска потребует астрономического количества энергии", — отмечает в своем блоге Эндрю Коутс (Andrew Coates), астроном из университетского колледжа Лондона.

Сын неба

В конце сентября этого года Илон Маск рассказал о масштабных планах по колонизации Красной планеты, в рамках которых он планирует создать сверхтяжелую ракету и целый флот из тысячи многократно используемых межпланетных кораблей, которые к концу столетия доставят на Марс около миллиона людей.

Элон Маск планирует построить "город-миллионник" на Марсе Элон Маск, глава SpaceX, рассказал о своих планах по постройке целого "города" на Марс и организации "самоподдерживающейся" экспедиции на Красную планету из миллиона "марсонавтов" на Международной астронавтической конференции, проходящей на этой неделе в Мехико.

Главной целью всего этого процесса, в определении самого Маска, является создание на этой планете независимого от Земли автономного города-миллионника, который станет обеспечивать себя всем необходимым для жизни и будет являться полноценным социумом, не уступающим сообществам людей на Земле.

Свои планы по превращению человека в "космический вид" и шаги по их реализации американский предприниматель представил на суд общественности в рецензируемом научном журнале.

Почему Марс? По мнению Маска, Красная планета есть и будет единственным вариантом для "расширения" человечества по нескольким причинам — на ней много ресурсов, есть атмосфера, вода, и в целом Марс гораздо больше похож на Землю, чем Луна или другие близкие к нам планеты Солнечной системы.

5 000 000 процентов

Главным инструментом реализации планов Маска является удешевление космических полетов. По оценкам главы SpaceX, стоимость вывода грузов на орбиту должна уменьшиться примерно в пятьдесят тысяч раз, прежде чем постройка города-миллионника на Марсе станет возможной.

Удешевление потребует создания нескольких ключевых космических технологий, которые сегодня отсутствуют или существуют в зачаточном виде. Первой из них является возможность повторного использования разгонных блоков, ракет и топлива.

Для реализации этого, в свою очередь, потребуются технологии дозаправки на орбите, особые двигатели, способные работать на топливе, которое можно производить и на Земле, и на Марсе, а также технологии взлета и мягкой посадки на марсианскую поверхность.

Таким топливом, по мнению Маска, будет метан, молекулы которого можно вырабатывать из воды и углекислоты в атмосфере Марса, а кислород, возникающий в качестве побочного продукта его производства, можно использовать в качестве окислителя.

Для применения такого топлива и окислителя Маск планирует использовать особые баки из переплетенных углеродных нанотрубок, которые сейчас создаются в лабораториях SpaceX. Эти баки будут питать новые двигатели из серии Raptor рекордной мощности, целая батарея которых будет установлена на каждый космический корабль колонистов. Испытания этого двигателя, как пишет глава космического стартапа, уже начались осенью прошлого года.

Будет ли жизнь на Марсе?

Сами колонисты, по мнению Маска, должны отправляться на Марс не по мере постройки кораблей, а практически одновременно, сформировав своеобразную "колониальную флотилию" из нескольких сотен пассажирских "астролайнеров". Это позволит сэкономить большие деньги на их запуске и даст возможность наладить бесперебойное снабжение базы.

По оценкам Маска, если все его идеи по снижению стоимости полета будут реализованы в ближайшие годы, то билет на такой "лайнер" обойдется примерно в 140 тысяч долларов. Предприниматель намерен вкладывать в реализацию этой программы все деньги, которые SpaceX зарабатывает на контрактах НАСА и коммерческих запусках.

SpaceX испытала ракетный двигатель Raptor для доставки людей на Марс Raptor – это метановый двигатель нового поколения компании SpaceX, сконструированный для космического корабля Red Dragon, призванного доставить человека на Марс.

Как считает Коутс, первая часть планов Маска вполне реализуема — ничто не мешает SpaceX создать "челноки", способные долететь до Марса и вернуться назад. С другой стороны, постройка постоянной колонии, восстановление атмосферы Марса и путешествия к более далеким планетам и лунам, таким как Юпитер или спутник Сатурна Энцелад, астроном считает плодами фантазии Маска, которые вряд ли удастся исполнить в ближайшей перспективе.

Кроме того, существованию города на Марсе, помимо проблем с обогревом, будет мешать то, что поверхность Красной планеты не защищена от бомбардировки космическими лучами и потоками солнечного ветра. Соответственно, длительное пребывание на Марсе или просто полет к нему может или убить человека, или вызвать рак и прочие серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому, как считает Коутс, идеи Маска по-прежнему остаются мечтой, к которой можно стремиться, но которую вряд ли удастся реализовать в обозримом будущем.

Компания Илона Маска создала концепт поточной отправки людей и грузов к Красной планете. В ближайшие 40-100 лет на Марс могут отправиться около миллиона поселенцев


Создатель и руководитель американской компании SpaceX Илон Маск презентовал в мексиканском городе Гвадалахара проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System). С помощью нее известный бизнесмен рассчитывает начать колонизацию Марса.

Презентация прошла в рамках 67-го конгресса Международной астронавтической федерации. Выступая перед участниками мероприятия, Маск отметил, что человечество может и дальше спокойно продолжать жить на Земле и никуда не двигаться, а может стать межпланетной цивилизацией. Расселение людей по другим планетам в представлении Маска является альтернативой неизбежному вымиранию вида homo sapiens на Земле.

Космическая Одиссея

«Сегодня полет на Марс и жизнь на Красной планете кажется нам невозможной, однако мы должны сделать эту мечту реальностью за наше время жизни, - заявил Маск. - Любой человек, который пожелает отправиться на Марс, должен иметь такую возможность. Не хочу быть «плохим пророком в своем отечестве», но в будущем Земля, вероятно, переживет катастрофу, и мы вымрем. Альтернатива этому - человечество должно стать космическим видом», - добавил глава SpaceX.

На современном уровне развития технологий отправка одного человека на Марс обойдется дороже чем в 10 миллиардов долларов. Разумеется, для начала активной работы по колонизации других миров это чересчур большие расходы. По мнению Маска, выкладывать даже 10 миллионов долларов за отправку каждого колониста - слишком дорого.

Представленная им концепция ITS предполагает поточную отправку людей и грузов на Красную планету, с широким применением многоразовых дозаправляемых модулей. По расчетам специалистов SpaceX, применение такого метода позволит сократить расходы до 140 тысяч долларов за каждую тонну груза. При такой цене массовая отправка людей к Марсу уже обретает реальные перспективы.

Как и предполагалось ранее, первые колонисты, судя по всему, получат билеты в один конец. Создание марсианских городов, промышленности и инфраструктуры потребует нескольких десятилетий напряженного труда. Впрочем, проект не подразумевает, что первые партии отправленных на Марс кораблей останутся мертвым грузом на его поверхности. В SpaceX полагают, что звездолеты будут взлетать с Марса, используя местный метан. Иными словами, возможность для эвакуации колонистов с планеты гипотетически все-таки будет.

Марс и марсианские корабли

Маск разделяет мнение некоторых ученых, полагающих, что человечеству удастся частично терраформировать Марс, сделав условия на его поверхности приближенными к земным. По мнению сторонников этой теории, Красная планета в обозримой исторической перспективе может стать пригодной для существования микроорганизмов и некоторых видов растений.

Ученые не сомневаются, что в далеком прошлом планета обладала плотной атмосферой и значительным количеством жидкой воды на поверхности. Однако в результате попадания огромных астероидов Марс утратил сейсмическую активность и остыл, а атмосфера частично вымерзла, частично улетела в космос. Энтузиасты полагают, что прибывшие с Земли люди могли бы растопить часть ледников, повысив плотность атмосферы и подняв температуру поверхности планеты.

Начать космическую экспансию Маск предлагает на кораблях вместимостью в 200 человек. Эти аппараты будут выводиться на околоземную орбиту увеличенными копиями главного на данный момент детища SpaceX - возвращаемой ракеты Falcon-9. Эта ракета по своим габаритам и технически показателям должна превзойти даже легендарный «Сатурн V», якобы отправлявший американских астронавтов на Луну.

Высота перспективной ракеты составит 122 метра, диаметр - 12 метров, а взлетная масса с учетом топлива - 450 тонн. На орбиту ракеты будут отправлять пилотируемые модули, размер которых составит 50 метров в длину и 17 метров в сечении. После вывода на орбиту первая ступень будет садиться, а модуль с людьми и грузом продолжит путешествие к Марсу.

Комплектовать ракеты и межпланетные корабли в SpaceX намерены двигателями Raptor. На днях они успешно прошли стендовые испытания, показав наибольшее отношение тяги к массе. Чтобы максимально облегчить корабль, топливные баки предполагается делать из углеволокна.

По прикидке Маска, для первичной колонизации Марса потребуется около тысячи кораблей, которые совершат порядка 10 000 перелетов. Каждое путешествие займет не более 150 суток.

Марсианский город: вход по гринкарте

Глава SpaceX сообщил, что за первые 40 - 100 лет начала колонизации с Земли на Марс могут отправиться около миллиона поселенцев. Они смогут дать начало самостоятельной цивилизации.

Журналистов заинтересовал вопрос, намерен ли SpaceX привлекать для колонизации иностранных граждан. В ответ Маск заявил, что для того, чтобы это стало возможным, необходимо получать разрешение от Пентагона либо от американского Госдепартамента. Пока же устроиться в марсианскую программу SpaceX могут либо граждане Соединенных Штатов, либо обладатели гринкарты.

Иными словами, отметили обозреватели , россиян в обозримом будущем в проект по колонизации Марса не пустят.

SpaceX планирует отправить на Марс первых колонизаторов уже в 2024 году. Астронавтов доставит сверхмощная ракета Big Falcon Rocket, и первое время им придется жить в космическом корабле. Глава компании Илон Маск рассчитывал построить на Красной планете полноценные города, но, кажется, планы изменились.

К началу 2020-х годов SpaceX завершит разработку самой мощной в мире ракеты . Аппарат грузоподъемностью 150 тонн, вмещающий сотню пассажиров, станет главным транспортным средством для будущих колонизаторов Марса. Первая пилотируемая миссия состоится в 2024 году, а процесс освоения Красной планеты будет длиться несколько десятилетий.

Однако самостоятельно строить поселения в дальнем космосе SpaceX не планирует. На Международной конвенции исследователей Марса инженер компании Пол Вустер рассказал подробности первых миссий. По его словам, SpaceX возьмет на себя роль перевозчика.

«В первую очередь мы заинтересованы в транспортировке. Возможности [освоения] Марса нам также интересны, но мы надеемся, что к процессу подключатся и другие компании», - цитирует Вустера Business Insider.

Ранее глава SpaceX Илон Маск говорил о планах построить на Красной планете полноценные города, которые станут запасным пристанищем для жителей Земли на случай глобальных природных катаклизмов.

Компании необходимо разработать технологию доставки астронавтов на поверхность Марса. На выполнение этой задачи SpaceX уже тратит миллионы долларов, а также привлекает лучших инженеров.

Роль космического такси будут выполнять два компонента Big Falcon Rocket: многоразовая ракета-носитель и корабль. Ракета доставит корабль на орбиту, после чего он продолжит путешествие самостоятельно. В пути у него иссякнут запасы топлива, но SpaceX доставит в космос специальные аппараты для дозаправки. Уже на Марсе космический корабль заправят метаном - это позволит вернуть аппарат обратно на Землю.

Первым колонизаторам придется самостоятельно изготовить топливо, используя запасы воды в марсианской почве, CO2 из атмосферы и электричество, генерируемое солнечными панелями. По словам Вустера, ежедневно землянам придется находить и добывать одну тонну льда.

На этом миссия астронавтов не закончится. Им также придется первыми испытать возможные последствия пребывания на Марсе, чтобы подготовить «почву» для будущих миссий. Параллельно с этим колонизаторы построят посадочную площадку для кораблей, летящих с Земли.

В первые годы SpaceX обещает доставить на Марс три корабля с экипажем и два аппарата с полезной нагрузкой, каждый из которых сможет транспортировать до 100 тонн. Общая масса грузов, доставленных на планету, на 150-200% превысит массу МКС. Компания планирует привозить оборудование и материалы с запасом на случай появления новых технологий, пока неизвестных науке.

«Перед нами стоит задача создать не просто форпост, а обширную базу. Не такую, как в Антарктике, а подобие деревни, поселения, которое со временем превратится в мегаполис, а затем - в сеть городов», - сообщил Вустер.

Первое время астронавтам придется жить в космическом корабле. Как будут выглядеть костюмы колонизаторов и что поможет им защититься от радиации, пока неясно. Рано или поздно SpaceX планирует вернуть колонизаторов на Землю и использовать BFR повторно - только в этом случае миссия оправдает свои затраты.

Вустер надеется, что земляне найдут ответы на вопросы, давно волнующие научное сообщество, а именно, есть ли на Марсе следы органической жизни, которая существовала прежде или существует до сих пор.

Компания уже ведет переговоры с учеными и экспертами NASA, а также подбирает оптимальную локацию для посадки на Красной планете. В начале августа SpaceX