Меню Рубрики

Общение является ведущим фактором в. Общение — важнейший фактор психологического развития детей старшего дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохраним, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах развития. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно - до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже - на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, его содержание, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные ниже виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.

Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для него «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого.

Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного и вербального.

Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Под общением принято понимать сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Рассмотрим типы общения и их роль в развитии личности. Материально-практический тип общения характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Содержание такого общения выливается, как правило, в материальный результат. Например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции. Смыслообразующим компонентом данного вида общения является готовность каждого из его участников к согласованным действиям, к сотрудничеству.
Духовно-информационный тип общения удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, осязаемым результатом которой является возрастание информации о Другом в процессе взаимного субъект-субъектного взаимодействия. Духовно-информационный уровень может пронизывать содержание материально-практического общения, но может протекать и вне сферы материальной деятельности. Важно, чтобы в образовательном учреждении (школе, вузе и др.) создавались условия для удовлетворения потребности в общении этого типа.
Духовно-практический тип общения удовлетворяет потребность человека в поведении, выводящим его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующим компонентом этого типа общения является взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.
В правилах каждого из этих видов общения личность может актуализировать себя на двух уровнях: творческом и репродуктивном. Общение творческого уровня возникает в ситуациях неопределенности, когда проблема общения не может быть решена стереотипным образом и требует порождения новых операций, их соотношения.
В процессе взаимодействия люди своим внешним обликом, жестами, мимикой, поведением оказывают определенное влияние на намерения, чувства, состояния друг друга. Те характеристики поведения человека, которые воспринимаются зрением, слухом, иногда осязанием – называют внешним поведением человека. Под внутренним поведением понимают позицию человека по отношению к самому себе, систему его взглядов и ценностей, представлений о должном и красивом, непозволительном и безобразном.
В реальной жизнедеятельности, в характере общения с окружающими внешнее поведение отражает внутренние установки человека.
В теории поведения человека, разработанной П.М. Ершовым, показано, что во внешнем поведении, т.е. в позе, жестах, мимике, все люди в основном ведут себя одинаково. Если усвоить сущность этих поведенческих позиций, можно научиться получать информацию о Другом, что поможет устанавливать нормальные межличностные отношения.
В бессловесных действиях (именно так называет П.М. Ершов жестикуляцию, позы, мимику человека) он выделяет «мобилизацию» и «вес».
Под «мобилизацией» понимается психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. С физиологической точки зрения состояние мобилизации проявляется в «приятной напряженности» спины, во взгляде, обращенном на собеседника. П.М.Ершов выделяет 11 степеней мобилизации: от 0 до 10. Если нулевая мобилизация свидетельствует о максимальной психической расслабленности, которая бывает у человека во время сна, то мобилизация в 10 степени «говорит» о максимальном физическом и психическом напряжении человека. В этой степени мобилизации люди бывают лишь тогда, когда их жизни что-то угрожает или когда решаются жизненно важные для них вопросы.
В сфере делового общения наиболее приемлема окружающими «мобилизация 5», когда человек собран, подтянут и весь его облик «говорит» о готовности выслушать Другого или приступить к предстоящей деятельности.
Степень мобилизации «заразительна»: человек, по отношению к которому избрана расслабляющая мобилизация, тут же «старается ответить такой же мобилизацией». Зная свои «телесные ощущения», регулируя степени напряжения и отдыха психики, человек может регулировать характер взаимодействия с другими и на его основе устанавливать оптимальные отношения с окружающими.
Столь же значимым «бессловесным действием», по П.М.Ершову, является «вес» как индикатор эмоционального настроя и физического самочувствия.
Выделены три вида эмоциональных состояний и поведения людей:
«Тяжелый вес», который «вопиет» о невидимой тяжести, лежащей на плечах у человека. Такая позиция посылает окружающим поток отрицательных эмоций, вызывает у них тяжелые предчувствия, желание избежать взаимодействия с его «носителем». Разумеется, если на человека свалилось горе, его поза не может не отражать этой тяжести. Мы ведем речь о том, что «тяжелый вес» не показан как постоянная линия поведения.
«Легкий вес» – это состояние – антипод « тяжелому весу». Оно «оповещает» окружающих, что у человека все хорошо. Как правило, человек в таком состоянии идет легкой походкой, его движения естественны, грациозны. Он располагает к себе окружающих.
«Вес» как состояние человека проявляется в определенных соотношениях со степенью мобилизации: «легкий вес» с повышенной мобилизацией «дает» в результате линию поведения, которую определяют как «буйную радость»; в сочетании же с пониженной мобилизацией – малопродуктивную для взаимодействия линию поведения.
Третье эмоциональное состояние человека – «вес с достоинством» вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек, эмоциональное состояние которого можно определить как «вес с достоинством», «посылает» бессловесную информацию окружающим о том, что он осознает свою значимость для Другого, что общение с ним будет плодотворным. В сочетании с пятой мобилизацией «вес с достоинством» адекватно отражает образ доброжелательного, энергичного человека, вызывающего к себе доверие и готового к взаимодействию.
Бессловесные действия человека воздействуют на подсознание Другого, «информируя» его о том, что сейчас будет сказано: доброжелательное приветствие, деликатный вопрос или резкое замечание и т.д.
Воспитанию у себя ансамбля «бессловесных действий», обеспечивающих установление оптимального общения с окружающими, помогают тренинги, широко представленные в книгах И.Козлова «Как относится к себе и людям», В.Каппони, Т.Новак из серии «Искусство быть»: «Сам себе психолог», «Сам себе взрослый, ребенок и родитель» и др.
Результаты самонаблюдений и наблюдений могут стать основой для овладения ассертивной техникой общения. Ее суть состоит в том, что человек учится открыто заявлять о своих желаниях, требованиях; умеет сказать «нет», когда это нужно; владеет техниками правильного реагирования на определенную и неопределенную критику.
Владение лексическими стратегиями, позволяющими достичь ассертивности, развивается в практике повседневного общения. Например, технология «свободная информация» учит находить в словах собеседника ту информацию, что его интересует или кажется важной. Достигаемый эффект проявляется в способности преодолевать смущение в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом. Технология «самораскрытия» учит самому признаваться как в положительных, так и отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни, помогает поддерживать разговор и ослаблять манипуляции. Достигаемый эффект проявляется в умении раскрывать самого себя, избегать свойственного ранее ощущения непонимания, вины, беспокойства.
Я.Л. Коломинский подчеркивает: «Реальный мир в значительной степени бессознательно строится на основе языковых норм языка… Мы видим, слышим, воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения».
К нормам русского, белорусского языков относится уважение к имени человека. Имя собственное – это не просто условный знак, к которому привык его носитель и окружающие его. Имя человека – это атрибут его человеческого достоинства. Процедура имянаречения у многих народов сопровождается сложными обрядами, процедурами. Поэтому первым правилом, которым следует руководствоваться в общении, может быть такое: «Бережно и внимательно относись к имени человека, с которым вступаешь в общение».
Речевая культура демонстрирует истинное лицо человека.
К речевому поведению предъявляются особые требования потому, что слова, которые мы произносим, часто приводят к конфликтам, неправильной интерпретации другим человеком словесного содержания.
П.М. Ершов утверждает, что наша речь состоит из 11 основных словесных воздействий. Для каждого заинтересованного в продуктивном общении важно знать составные элементы речи и учитывать их значимость и воздействия на личность в повседневной жизнедеятельности. П.М. Ершов подчеркивает, что все основные способы словесных воздействий, кроме одного, объединяются в пары: приказывать – просить; объяснять – отделываться; узнавать – утверждать; удивлять – предупреждать; упрекать – хвалить; звать.
Рассмотрим их подробнее. Пара «приказывать – просить» адресуется воле нашего собеседника с целью добиться сиюминутного удовлетворения потребностей просящего или приказывающего. Но если мы апеллируем к воле другого человека, важно знать и понимать, что просьба и приказ по-разному воспринимаются собеседником. Приказ – это требование подчиниться воле приказывающего, что у многих может вызвать отрицательные эмоции. Выражение же просьбы вызывает меньшую негативную реакцию другой стороны. Следовательно, там, где это возможно, приказ лучше заменить просьбой. Приказ же уместен лишь там и тогда, где и когда он является единственно возможным условием совместной деятельности.
Словесные воздействие «объяснять – отделываться» адресуются к интеллекту собеседника. Если мы хотим быть понятыми другой стороной, необходимо «вглядываться» в глаза собеседника, следить, как он воспринимает наше объяснение, не потерял ли к нему интерес. Объяснение – это своеобразная «вербовка единомышленников на свою сторону». В житейских ситуациях объяснение осуществляется в повышенном эмоциональном состоянии, что может восприниматься как упреки, обиды на слушающего, агрессия против него. Содержание объясняемого уходит на второстепенный план или вообще не воспринимается партнером по общению. Общение в этом случае цели не достигает и является непродуктивным.
Такая же картина складывается и в тех ситуациях, когда вместо объяснения собеседник «отделывается» от него. В данном случае отрицательные эмоции возникают у спрашивающего: он чувствует себя мешающим, тем, кого не хотят слушать, видеть. Поэтому важно помнить, что «объяснение – отделыванье», адресованное интеллекту человека, должно осуществляться спокойно и аргументировано, тогда у нас больше шансов быть адекватно воспринятыми и понятыми нашим собеседником.
Деструктивным или продуктивным общение может быть и в зависимости от речевого поведения при пользовании глаголами «узнавать – утверждать». Словесные действия, выражаемые этими глаголами, адресуются памяти собеседника. Но если в основе узнавания лежит стремление что-то извлечь из памяти собеседника, то в основе утверждения – что-то в ней утвердить. В основе узнавания, которое не может обидеть собеседника, лежит точно сформулированный вопрос, отражающий подлинный интерес к собеседнику. Например: «Мне интересно знать, почему…», «Я хочу подробнее узнать…», «Мне очень надо знать…» Эти вопросы воспринимаются другой стороной адекватно и стимулируют работу памяти.
В повседневном общении мы часто слышим вопросы, которые по сути своей не являются действиями, направленными на узнавание. Вот пример: «Почему Вы постоянно опаздываете?» Цель такого вопроса – не узнать что-либо, а сделать замечание, продемонстрировать свое негативное отношение к человеку. Если в своем взаимодействии с другим человеком мы хотим вложить в его память определенную информацию, т.е. «утверждать» что-либо, важно позаботиться, чтобы объем информации не был слишком большим: иначе запоминание не состоится.
Продуктивным общение людей при осуществлении словесных воздействий «узнавать» – «утверждать» может быть при условии, что каждый из них знает, чего он хочет и как ему сейчас надо поступить.

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. От общения педагогов и учащихся во многом зависит динамика и уровень развития последних.

Выделяют следующие типы общения:

1) Материально-практический тип – характеризует субъектов, объединенных общей целью в совместной деятельности. Итог такого общения – материальный результат (например, выполнение поручения коллектива при подготовке к вечеру отдыха, пресс-конференции и др.). Смыслообразующий компонент такого общения – готовность каждого из его участников к согласованным действиям, сотрудничеству.

2) Духовно-информационный тип – удовлетворяет потребность личности в такой духовной общности, результатом которой является возрастание информации о другом человеке в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

3) Духовно-практический тип – удовлетворяет потребности человека в поведении, выводящем его из мира повседневности, обыденности. Ярким примером духовно-практического общения является поведение болельщиков на стадионе, на массовых праздниках. Доминирующий компонент такого общения – взаимоприятие реакций на происходящее, следование определенным нормам и правилам поведения.

В этих типах общения личность может реализовать себя на 2 уровнях: репродуктивном и творческом.

В процессе взаимодействия (общения) между людьми каждый из его участников выстраивает линии поведения. Выделяют внешнее и внутреннее поведение. Внешнее поведение отражает внешнюю сторону взаимодействия с другими людьми Внутреннее поведение выражает отношение к себе, взгляды, установки, ценности, представления о должном и непозволительном, красивом и безобразном и др.

В бессловесных действиях общения П.М. Ершов выделяет «мобилизацию» и «вес».

Мобилизация – психологическая готовность к выполнению предстоящего взаимодействия с другим человеком. Ершов выделяет 11 степеней мобилизации по шкале от 0 до 10. Нулевая степень соответствует полной расслабленности (например, состояние, характерное для сна); Десятая степень выражает максимальное физическое и психическое напряжение (проявляется при угрозе жизни или решении особо важных вопросов). Для делового общения приемлемой является пятая степень мобилизации.

Вес – индикатор эмоционального настроя, физического самочувствия. Выделяют три вида эмоциональных состояний:

1) «тяжелый вес» – тяжелое эмоциональное состояние, связанное с горем, несчастьем человека. От него к другим идут отрицательные эмоции, что вызывает у собеседника тяжелые предчувствия, нежелание общаться.


2) «легкий вес» – свидетельствует о том, что у человека все хорошо (веселый, походка легкая, движения свободные). Такой человек располагает к себе окружающих.

3) «вес с достоинством» – вызывает у окружающих положительные эмоции. Человек бессловесно информирует другого о том, что он осознает свою значимость для него, что общение с ним будет плодотворно.

Что касается словесной речи, то П.М. Ершов выделил 11 основных словесных воздействий. Все они, за исключением одного, объединены в пары:

приказывать – просить;

объяснять – отделываться;

узнавать – утверждать;

удивлять – предупреждать;

упрекать – хвалить;

Общение может быть неплодотворным, деструктивным. Причины такого общения заключаются в низком уровне нравственной культуры личности (грубость, дерзость, оскорбительные выражения, незаинтересованность в собеседнике, провокационные замечания, демонстрация превосходства и т.д.)

Неплодотворным общение может оказаться и тогда, когда человек не владеет техникой продуктивного общения.

Существуют лингвистические технологии, позволяющие изменить к лучшему взаимоотношения с окружающими, ввести самоконтроль в процессе общения. В основе лежит прием использования образов «Волка» и «Жирафа».

Основа психологии общения – это способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.

В повседневных жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.

Что говорит Психология общения о проявлении творчества в общении? Безусловно, оно есть. Общение дает человеку новый импульс, радость, наслаждение, которые помогают человеку справиться со скукой, рутиной бытовой жизни, поднимает его на новые высоты и уровни в его профессиональной деятельности.

Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека.

Практикующие психологи отмечают, что для эффективного общения важна культура речи, культура жестов. Однако на первом месте (и это давно отмечено и народной мудростью) стоит умение слушать собеседника и вникать в его интересы. Способность понимать другого и сопереживать ему являются важнейшим фактором развития личности, ее совершенствования как в коммуникативном аспекте, так и в аспекте информационном, поскольку общение с другим является очень значимым источником информации.

Особенностью современного общения является возможность использования технических средств для удаленной коммуникации. При этом возникает мотивация к анонимности, к скорости выражения своих эмоций, часто вопреки содержательности и эстетичности формы коммуникаций. Кроме того. современные технологии стимулируют общение внутри больших коллективов. Рассмотрев форумы в сетях Интернет можно отметить на них наличие всех перечисленных моментов. Пока еще новые веяния в общении. В том числе и общении с помощью СМС недостаточно исследованы психологами и социологами. Однако из популярность, в том числе популярность в детской и молодежной среде чрезвычайно велика. Уже отмечена деградация языка и подмена личностного общения виртуальным. Примером эффективного общения по сетевым технологиям в социально-культурной деятельности является дистанционное образование (только наиболее продуманные и удачные методики).



Многочисленные функции общения, несомненно, порождают большое количество его видов. Учитывая сложность общения, классифицировать его виды можно по многим признакам. Остановимся лишь на отдельных из них, которые, по нашему мнению, имеют научно-практический интерес.

По результативности совместного взаимодействия и достигнутым эффектам, существует необходимое (межличностные контакты, без которых совместная деятельность становится практически невозможной), желательное (межличностные контакты, способствующие успешному решению производственных, воспитательных и других задач),нейтральное (межличностные контакты, которые не мешают, но и не способствуют решению проблем) и нежелательное общение (межличностные контакты, которые затрудняют достижение задач совместного взаимодействия). Указанная система видов межличностного общения имеет отношение к вопросу о производительности и непродуктивности межличностных контактов и к критериям их оптимальности.

Участниками общения могут быть как непосредственные конкретные индивиды, так и косвенные группы людей. Речь идет омежличностном и массовом общении . Межличностное общение проявляется в непосредственных контактах, которые, в свою очередь, определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, интересами людей и групп.

В межличностном виде общения обычно применяют языковые и неязыковые средства обмена информацией, механизмы психологического воздействия и др. Оно предусматривает установление прямых контактов между партнерами по общению, позволяет непосредственно реагировать и влиять на процесс взаимодействия. Именно поэтому межличностное общение еще называют прямым, непосредственным в отличие от опосредованного массового общения (массовое общение имеет анонимный характер, оно направлено не на определенного индивида, а на большие массы людей и осуществляется чаще с помощью средств массовой коммуникации).

Важно подчеркнуть эмоциональный характер межличностного общения, ведь в нем люди ориентированы, прежде всего, на свои внутренние цели, ценности и потребности. И хотя содержание такого общения, его формы могут гибко меняться и приспосабливаться к тому образу партнера, который формируется в процессе взаимодействия, одновременно оно предоставляет своим участникам значительную свободу в выборе способа общения, в принятии решения о его продлении или прекращении. В этой ситуации межличностное общение базируется на эмоциональной привлекательности, сходства партнеров и мало зависит от их социальных ролей и статусов.

В ситуации опосредованного вида общения (массового) между участниками взаимодействия имеется определенная пространственно-временная дистанция. При таких условиях общение имеет преимущественно односторонний характер: человек может только воспринимать информацию, поступающую к нему от других генераций, обществ или эпох, но не может передавать какую информацию им же.

Такое опосредованное общение, которое осуществляется, например, благодаря литературе, произведениям искусства или другим творениям культуры, имеет чрезвычайно важное значение для обогащения отношений человека с миром, выводит ее за пределы непосредственного окружения, делает личность причастной ко всей человеческой культуре и ко всем событиям, что происходят в мире. Благодаря разнообразным формам опосредованного общения индивид может осознать свое единство с обществом, в котором он живет, или с человечеством в целом, почувствовать себя их неотъемлемой частью.

Если общение организуется вокруг собственно психологических проблем (установление эмоциональных отношений с другим человеком, создание условий для развития индивида и др.), его называют личностно ориентированным . В том случае, когда общение ограничивается взаимодействием только на деловом уровне, оно имеет характер формального и называетсяофициальным (ролевым).

Личностно ориентированный (или личностный) вид общения предполагает выделение в нем чисто психологического аспекта, то есть внутреннего мира человека. Это вовсе не означает, что речь идет только об одном партнере общения. Именно в отношениях с другим человеком индивид в полной мере может выступать и проявиться как личность, как субъект взаимодействия.

Итак, личностное общение предусматривает такие ситуации взаимодействия, в которые участники общения входят личностно. Основное назначение этого вида общения - обеспечение существования внутреннего мира личности, восприятие себя и другого как личностей, отстаивание прав на личностное отношение к явлениям внешнего мира. Речь идет не о эгоистическом устремлении, не об отстаивании «собственных» притязаний, а об утверждении общечеловеческих прав и свойств человека как личности.

Как и в любом другом виде общения, в личностном общении партнеры обмениваются информацией о собственных переживаниях, чувствах, внешних событиях и т.д. Однако сводить личностное общение только к информационному процессу вряд ли целесообразно.

Информационный аспект общения здесь скорее имеет второстепенный характер, а на первый план выступает внутренний мир человека .

М. Бобнева по этому поводу отмечает, что какой бы интересной и важной для партнеров была информация, она вводится в содержание личностного общения только при условии, что ее презентация позволяет проявиться настоящим свойствам и качествам человека, например альтруизма, свойства не только слушать, но и слышать.

То же самое, по мнению исследовательницы, можно сказать и о значении совместной деятельности для личностного общения или внешнего по отношению к человеку мира: выполнение любой деятельности охватывает личностное общение при условии, что в ней проявляются, реализуются свойства личности; внешние события так же введены в личностное общение при условии, что в связи с их оценкой, осмыслением, переживанием реально проявляется личность участников общения, т.е. при условии, что внешние события становятся смыслом внутреннего мира партнеров и могут быть представлены в общении.

Исходя из этого, общение оцениваться партнерами как действительно личностное лишь в том случае, когда доброта как свойство человека, вступающего в контакт, непосредственно проявится в процессе общения. В такой интерпретации личностное общение отличается от доверительного общения, основной характеристикой которого является сообщение особенно значимой информации. Одновременно доверчивость как черта личности является существенным признаком всех видов общения, в том числе и личностного.

Официальное (ролевое) общение предполагает отношения, опосредованные социальными или профессиональными ролями. Этот вид общения может иметь элементы личностного, однако они актуализируются настолько, насколько не расходятся с ограничениями, которые накладываются деловыми отношениями.

Ролевое общение чрезвычайно распространенное в современном обществе. Оно обеспечивает взаимодействие в таких ситуациях, как «руководитель - подчиненный», «ученик - учитель», «покупатель - продавец», «врач - пациент» и др. Именно ролевые ожидания участников общения определяют, как воспринимается партнер, как оценивается его поведение, как оценивается индивидом собственное поведение, какой он есть как исполнитель роли.

В ситуации ролевого общения человек не свободен в выборе стратегии своего поведения, она лишена определенной спонтанности своих реакций, действий, чувств, а иногда и внутреннего реагирования. И хотя каждый человек вносит индивидуальность и неповторимость в свои социальные роли (одинаковых врачей, лекторов, учителей нет и не может быть), образы, действия, представления задаются личности извне, социальной позицией: «В настоящее время я руководитель, значит...» , "Я - врач, соответственно...».

Формальное (ролевое) общение позволяет человеку реализовать себя как члена общества, в определенной группе, выразителя интересов определенного социального слоя, создателя различных социальных отношений. Будучи участником официального общения, человек приобретает ряд важных ценностей – чувство принадлежности к сообществу, социальной защищенности и т.д.

Деловое (ролевое) общение неоднородно по своей природе. Например, ролевое общение в сфере экономики отличается от общения в правоохранительных органах и др. Если человек не соблюдает правила ведения служебных переговоров, это свидетельствует о серьезных проблемах в профессиональной подготовке специалистов той или иной отрасли.

Неумение отличить в официальной беседе основное, лаконично и грамотно изложить свои мысли может обернуться значительными потерями рабочего времени. Разновидностью делового общения является представительное общение, которое предполагает взаимодействие людей как представителей тех или иных государств, социальных групп или институтов.

Особенность такого вида общения заключается в том, что оно осуществляется обычно в форме переговоров. При таких условиях, отношения симпатий - антипатий сведены к минимуму, по сравнению с умением людей представлять свою общность, организовывать и планировать совместные действия.

По другой классификации разновидностями делового общения является познавательное (его целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации и т.п.);убедительное (вызывает у деловых партнеров определенные чувства, формирует ценностные ориентации и установки, убеждает в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия и др.), экспрессивное (формирует у партнера психоэмоциональный настрой, побуждающий к необходимым социальным действиям), суггестивное (имеет цель повлиять на делового партнера, с целью изменения мотивации, ценностных ориентаций, поведения и т.д.) и ритуальное (закрепляет и поддерживает конвенциональные отношения в деловом мире, обеспечивает регуляцию социальной психики в больших и малых группах, сохраняет ритуальные традиции учреждения, фирмы; ценность индивидуальности в ритуальном общении минимизирована, участники равны в своем праве удовлетворить те важные социальные нужды, ради которых они вступили в ритуал) виды общения.

По типу связей , которые устанавливаются между участниками взаимодействия, различают два вида общения монологическое идиалогическое .

Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера. Такая ситуация может привести позиционное неравноправие партнеров по общению: один участник является лицом влиятельным, которое наделено активностью, осознаваемыми целями и правом их реализовать, а другой - рассматривается первым как лицо пассивное, то, которое, хотя и имеет цели, но не столь значимые, чем его собственные. При таких условиях мы имеем дело с «субъект-объектным» общением. Выделяют две разновидности монологического общения : императивное иманипулятивное .

Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками. Как правило, императивное общения используется для установления контроля над внешним поведением партнера, ведь внутренний мир участника общения является прежде собственностью лица и повлиять на него с целью изменения чрезвычайно сложно.

Конечная формула императива является четкой и не завуалированной: "Делай так, как я прикажу! " . При этом средствами воздействия являются приказы, требования, поощрения, команды, запреты, запугивания и т.д. Сказанное не означает, что императивное общение имеет только негативную нагрузку и окраску.

Есть немало социальных деятельностей и ситуаций, в которых использование императива вполне оправдано и с позиций цели, и с этической стороны взаимодействия. Например, императивный вид общения является распространенным в военных уставных отношениях, особенно в экстремальных условиях.

Относительно учебно-воспитательной практики, то здесь возможности применения императивного вида общения также ограничены. Хотя с помощью приказов, команд, запретов («не кричи», «не бегай» и др.) можно достичь внешнего исполнения ребенком определенных требований взрослых, однако нормы и ценности, передаваемые таким образом, не становятся ее внутренними личностными убеждениями и, следовательно, остаются внешними проявлениями поведения в соответствующий промежуток времени.

Манипулятивный вид общения , будучи распространенным видом монологического общения, предполагает воздействие на партнера по взаимодействию с целью достижения своих скрытых намерений и целей. Как и императив, манипуляция имеет цель т достичь контроля над поведением и мыслями другого человека. Однако основная разница состоит в том, что в условиях манипулятивного общения партнер не информирует своего собеседника об истинных целях, их разговоры скрываются или завуалируются или подменяются другими. Поэтому манипуляцию можно еще определить как скрытое управление людьми и их поведением. Скрытыми является как сам факт воздействия, так и его цель. При этом у партнера должна сохраниться иллюзия самостоятельности в принятии решения или совершении поступка.

Диалогический вид общения помогает человеку открыть реальность, которая отличается от собственной: реальность другого человека, его чувств, представлений, мнений, в общем - реальность окружающего мира таким, каким его видит партнер по взаимодействию.

По традиции отечественной психологии диалог рассматривают в нескольких плоскостях.

Диалог - это:

1. первичная, родовая форма человеческого общения, которая определяет полноценность психического развития личности;

2. ведущая детерминанта этого развития, обеспечивающей функционирование механизма интериоризации, когда внешняя первичное взаимодействие переходит «вовнутрь» человека, определяя тем самым ее индивидуальное психологическое своеобразие;

3. принципы и методы изучения человека, которые реализуются путем реконструкции содержания внутренних смысловых полей субъектов диалогического взаимодействия;

4. коммуникативный процесс, происходящий по своим законам и по своей внутренней динамике;

5. определенное психофизическое состояние, разворачивающееся в межличностном пространстве между людьми, которые общаются; это состояние является родственным к инфантильным переживаниям, состояния эмоционального комфорта во время физического контакта матери и ребенка;

6. высокий уровень организации отношений и общения между людьми, который наиболее органично близок к первичной природе человеческой психики, а потому является оптимальным для нормального психического функционирования и личностного развития людей, реализации их потребностей, стремлений и намерений;

7. эффективный метод педагогических, идеологических, интимных, психокоррекционных и других воздействий; творческий процесс совместного поиска истины, красоты и гармонии.

Будучи адекватным субъект-субъектному характеру самой человеческой природы, диалог является приемлемым для организации производительных межличностных контактов между людьми.

Всего в учении о диалоге, отношения, сложившиеся между конкретными людьми, часто делятся на диалогические, антидиалогические и индифферентные . При этом диалогические отношения являются субъект-субъектными, индифферентные и антидиалогические - субъект-объектными.

Диалогические отношения возникают тогда, когда один участник общения воспринимает целостный образ другого, как желаемого партнера взаимодействия на основе признания его принадлежности к определенному сообществу, к которой он относит и себя самого.

Отсюда вытекает мысль, что стороны диалогического взаимодействия образуют коллективный субъект общения. Наличие диалогических отношений не означает, что между партнерами должны зародиться только чувство дружбы и любви (хотя эти чувства не отрицаются при определенных обстоятельствах).

Диалогические отношения условно делятся на несколько подвидов:

  • интимно-межличностные, где взаимодействие между партнерами направлено на развитие самого процесса выявления и поддержания межличностных отношений (дружбы, любви);
  • отношения кооперации, при которых наличие диалогического общения и деятельности направлена на достижение единой цели;
  • агонистические отношения, характеризующиеся соревнованием в достижении общей цели, но каждый приближается к этой цели отдельно, при этом каждая сторона, двигаясь к достижению цели своим путем, строго придерживается определенных правил;
  • антагонистические отношения, возникающие при наличии принципиально непримиримых противоречий между партнерами, они пытаются устранить эти противоречия разными способами, ставя перед собой разные цели, но при обязательном соблюдении общих правил гуманного поведения.

Следует заметить, что диалогические отношения вроде антагонистических часто приводят к острым конфликтам, особенно когда дело касается жизненно важных для обеих сторон проблем.

Случается, что одна из сторон нередко нарушает правила гуманного диалогического взаимодействия. В таком случае диалогические отношения превращаются в антидиалогические, антигуманные, т.е. такие, при которых один или оба партнера взаимодействия воспринимают друг друга как объект, вещь, принципиально отрицая наличие любой общности между ними.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Общая характеристика общения как фактора развития личности 6
1.2. Анализ отечественных теорий по проблеме общения как фактора развития личности 12
1.3. Анализ зарубежных теорий по проблеме общения как фактора развития личности 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

ВВЕДЕНИЕ
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через активное общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества - превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически, напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Среди многообразия проблем современной психологии проблема общения является одной из наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве одного из важнейших факторов формирования личности.
Как показывают результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде всего, в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения подрастающего поколения.
Целью написания данной курсовой работы является изучение роли общения в развитии личности.
Объект исследования: общение.
Предмет исследования: общение как фактор развития личности.
Задачи:
1. На основе теоретического исследования дать общую характеристику общению;
2. Проанализировать отечественные теории по проблеме общения как фактора развития личности;
3. Проанализировать зарубежные теории по проблеме общения как фактора развития личности.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Общая характеристика общения как фактора развития личности
Необходимость общения, взаимодействия, взаимной помощи возникла не случайно. Человек сталкивался с проблемами, которые побуждали его объединяться с другими людьми, чтобы сообща осилить препятствие, преодолеть трудность, которая не под силу одному человеку.
Общение является одним из основных условий существования человеческого общества и личности. Оно представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общаясь, люди занимаются общественно полезной деятельностью, объединяются в общности, обучают и воспитывают подрастающее поколение. В процессе общения происходит социализация человека, приобщение его к духовной жизни общества, формирование у него духовных и культурных потребностей.
Андреева Г. М., советский и российский социальный психолог и социолог, в структуре общения выделила 3 взаимосвязанные стороны:
1. Коммуникативная, которая заключается в обмене информацией между общающимися индивидами;
2. Интерактивная, которая предполагает взаимодействие общающихся индивидов, в процессе которого происходит не только обмен информацией, но и действиями, в которых находят свое отражение личные характеристики партнеров;
3. Перцептивная, представляющая собой восприятие и познание партнерами друг друга, что ведет к достижению взаимопонимания и сближению позиций .
Таким образом, об общении можно говорить, как об организации совместной деятельности и взаимоотношении включенных в нее людей.
В зависимости от целей, содержания и средств общение можно разделить на несколько видов .
По целям:
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По содержанию:
1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
2. Когнитивное (обмен знаниями);
3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По средствам:
1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
2. Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
3. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
4. Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Мотивы общения могут быть личные и социальные. Личные мотивы связаны с субъективными психологическими состояниями людей, с их поведением и деятельностью, а также с теми событиями и явлениями, которые имеют место в их жизни. Социальные мотивы обусловлены статусом личности в обществе, ее социальными функциями, предписывающими устанавливать контакты и взаимодействовать с людьми определенной категории в соответствии с должностными обязанностями.
Средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. К вербальным относится язык, который представляет собой систему словесных знаков, которыми люди обозначают предметы и явления окружающего мира и свои собственные состояния. Невербальные средства общения являются вспомогательными и используются как дополнительные к языковым средствам. Это мимика, пантомимика, жесты, прикосновения и т.д. .
В зависимости от содержания выделяют следующие виды общения: материальные, символические, речевые и ролевые .
Материальное общение является самым древним способом обмена информацией, которая может быть сообщена как при помощи естественных природных объектов, так и предметов, созданных человеком. Естественные объекты и живые существа несут определенную информацию в связи с их способом существования и свойствами им присущими.
Речевое общение дает возможность получать разностороннюю и обобщенную информацию о внешнем мире и о субъективных состояниях индивида, о его мыслях, чувствах, желаниях, мечтах и идеалах. Речевое общение осуществляется посредством слов. Оно может быть устным и письменным........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б. Г. // Вопросы психологии. - 1972. - №3.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: 1999. - 374 с.
3. Андреева Г. М. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: 1987.
4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: 1983. - 265 с.
5. Бодалев А. А. Психология общения. - М. - Воронеж: 1996.
6. Выготский Л. C. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Педагогика, 1982.
8. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: 1990. - 306 c.
9. Дебольский М. Г. Психология делового общения. - М.: 2002.
10. Дж. Мид. Современная буржуазная философия. - М.: 1987. - 63 с.
11. Ерастов Н. П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. - Ярославль: 1979.
12. Запорожец А. В. Развитие ребенка // Под ред. Запорожца А. В. - М.: 1996.
13. Каган М. С Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - с. 263.
14. Казаринова Н. В. Межличностное общение. Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2004.
15. Леонов Н. И. Психология делового общения. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
16. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии. - М.: 1979. - № 1.
17. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М. - Воронеж: 1997.
18. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, “ЦПП”, 1997.
19. Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - №8. - С. 34-47.
20. Максименко С. Д. Общая психология. - М.: 2004. - 528 с.
21. Немов Р. С. Психология. Том 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение, 1994.
22. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н. Ступени общения. - М.: 1992.
23. Сорокун П. А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.
24. Станкин М. И. Психология общения: курс лекций. - М. - Воронеж: 2000.