Меню Рубрики

Презентация по теме растительный и животный мир. Презентация на тему: Растительный и животный мир России

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительный и животный мир России.

Цели и задачи урока: познакомиться с разнообразием растительного и животного мира России; продолжить формировать умение анализировать тематические карты.

В России насчитывается около 18 тыс. видов растений (из них около 500 видов деревьев) и примерно 130 тыс. видов животных (из них около 90 тыс.-насекомые). Чем можно объяснить такое разнообразие? Во-первых, физико-географическими различиями регионов (температуры, осадков, влажности, почвы, особенности рельефа). Во-вторых, геологической историей развития территории.

Основные типы растительности России. 1) растительность арктических пустынь, 2) растительность тундры, 3) лесная растительность (таежные, смешанные и широколиственные леса), 4) степная растительность, 5) полупустынная и пустынная растительность.

Охарактеризуйте один из типов растительности по плану: 1) В какой природной зоне находится. 2) Какие климатические условия для нее характерны. 3) Какие почвы господствуют. 4) Как приспосабливаются растения к природным условиям. 5) Типичные растения.

Растительность арктических пустынь. лишайники новосиверсия ледяная (арктическая роза)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительность тундры. ягель брусника Полярная ива

Лесная растительность (таежные, смешанные и широколиственные леса). ель пихта осина берёза

Степная растительность. ковыль типчак тонконог

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растительность пустынь и полупустынь. полынь солянка

С помощью рис. 54 на стр. 141, текста учебника и презентации заполните таблицу. Животный мир России. Природная зона Типичные животные Кормовая база и приспособления животных к условиям обитания Арктическая пустыня Тундра Леса Степи Пустыни и полупустыни

Животный мир России. Арктическая пустыня. морж белый медведь тюлень птичьи базары

Животный мир России. Тундра. лемминг Заяц-беляк Полярная сова песец Белая куропатка Северный олень

Презентация на тему:Животный и растительный мир России


Растительный и животный мир России Растительный и животный мир нашей страны весьма разнообразен. Облик и состав растительного и животного мира нашей страны, как и всей планеты, определяется двумя основными факторами: физико-географическими различиями между регионами – различный режим света, температуры и влажности, характер почв, особенности рельефа – и геологической историей территории. Изменение лика Земли в течение геологической эволюции, её поверхности и климата, появление и исчезновение материковых связей были причиной того, что процессы видообразования шли по разному в различных регионах. В размещении представителей тех или иных видов растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью.


Природные зоны России Природная зональность – одна из основных географических закономерностей. На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей, полупустынь.


Арктические пустыни Зона арктических пустынь расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Значительная часть поверхности здесь покрыта ледниками; зима долгая и суровая, лето короткое и холодное. Средняя температура самого теплого месяца менее +4°С. В таких условиях формируются ледники. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти не развиты. Растительность свободной от льда и снега поверхности не образует сомкнутого покрова. Это холодные пустыни. Среди растений господствуют мхи и лишайники. Цветковые растения встречаются редко. Среди животных преобладают морские животные : птицы и белые медведи. На скалистых берегах лето м размещаются шумные птичьи базары.



Зона лесотундр Зона лесотундр неширокой полосой протянулась вдоль южной границы тундровой зоны. Средняя температура июля составляет +10...+14°С, годовая сумма осадков – 300-400 мм. Лесотундра – одна из наиболее заболоченных природных зон. Для лесотундры характерно сочетание тундровых и лесных сообществ растений и животных, а также почв. По долинам рек тянутся полосы довольно высокоствольного леса. Местами в открытом грунте выращивают картофель, капусту, репу, редис, салат, зелёный лук. В лесотундру зимой на свои зимние пастбища откочевывают северные олени.

Сценарий урока географии по теме «Растительный и животный мир России»

Автор: Красикова Галина Владимировна, учитель географии МБОУ «Беллыкская СОШ» Краснотуранского района Красноярского края
Тип урока : урок открытия нового знания.
Цель урока : создать условия для формирования представлений о причинах разнообразия, особенностях и закономерностях распространения растительного и животного мира страны.
Планируемые личностные результаты : осознание целостности природы России, ее географического пространства как единой среды обитания для живых организмов
Планируемые метапредметные результаты : ставят познавательную задачу под руководством учителя; используют текстовые и картографические источники информации; извлекают необходимую информацию из текста и переводят ее в знаково-символьную, табличную форму и наоборот; устанавливают причинно-следственные связи; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, планируют свою деятельность под руководством учителя и самостоятельно; работают в соответствии с поставленной задачей; сравнивают полученные результаты с ожидаемыми
Планируемые предметные результаты : учащиеся научатся: объяснять причины видового разнообразия растительного и животного мира; называть основные типы растительности России, описывать их характерные признаки; объяснять зависимость особенностей флоры и фауны природного сообщества от его географического расположения на тер¬ритории России, приводить примеры; учащиеся получат возможность научиться: выявлять черты приспособленности живых организмов к климатическим условиям территории

Ход урока

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности
Деятельность учителя : приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Предлагает обратить внимание на доску Слайд 1
- Здесь представлены фотографии картин великих русских художников. Вспомните их названия и авторов.
Открывает названия и авторов на слайде 1
- Как вы думаете, что вдохновляло художников на этих произведений искусства?
- А почему я начала урок именно с этих картин?
Корректирует формулировку темы, открывает слайд 2, предлагает записать тему в тетрадях.
Деятельность учащихся : рассматривают фото, высказывают свои предположения. Формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадях.
Этап 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Деятельность учителя : демонстрирует слайд 3 и предлагает выполнить задание: вставить в текст пропущенные слова:
На территории России расположены следующие природные зоны: арктические пустыни, ______________, смешанные и широколиственные леса, тайга,________, пустыни и полупустыни. Самая большая по площади природная зона нашей страны - ____. Характерной чертой растительности тундры является_____. Из крупных копытных животных в степях наиболее распространены ____.
Деятельность учащихся : индивидуально выполняют задание (карандашом), выявляют затруднения, формулируют проблему.
Этап 3. Построение проекта выхода из затруднений. Постановка учебной задачи
Деятельность учителя : организует беседу по вопросам:- Что необходимо сделать на уроке для решения выявленной проблемы? - Какие задачи мы поставим сегодня перед собой? - Какие умения нам потребуются для выполнения поставленных задач?
Деятельность учащихся : Предлагают способы решения проблемы. Формулируют цели и задачи урока. Называют умения.
Этап 4. Реализация построенного проекта
Деятельность учителя : организует беседу по вопросам: - Как вы думаете, растительный покров и состав животного мира одинаковы на всей территории нашей страны? А почему? От чего это зависит? - Подумайте, с какими материками и странами схож растительный и животный мир России? Почему? - Как вы считаете, что больше влияет на характер природного комплекса территории растения или животные?
Предлагает выполнить тестовые задания (слайд 4), работая с картой по группам. Источники информации: карты учебника стр. 108,110, карты Атласа «Растительность», «Природные зоны и их обитатели».
Организует обсуждение и самопроверку теста по эталону (слайд 5).
Деятельность учащихся : отвечают на поставленные вопросы, рассуждают, устанавливают причинно-следственные связи, сопоставляют особенности природы России с другими территориями.
Работают в группах с картой, выполняют тестовые задания.
Принимают участие в обсуждении, выполняют самопроверку по эталону, заполняют листы оценивания.
Принимают участие в обсуждении, совместно с учителем определяют перечень характеристик.
Деятельность учителя : предлагает рассмотреть особенности флоры и фауны каждой из природных зон: арктические пустыни и тундра; тайга, смешанные и широколиственные леса; степи; полупустыни и пустыни. Организует обсуждение о том, какие характеристики при этом необходимо отразить.
Подводя итог обсуждения, демонстрирует слайд 6.
Предлагает источники информации: учебник стр. 107-111, карты Атласа «Растительность», «Природные зоны и их обитатели». Результат деятельности необходимо оформить в виде логического опорного конспекта или интеллект-карты.
Деятельность учащихся : выбирают объект изучения, с помощью Приложения №2 вспоминают требования к опорным конспектам и интеллект-картам, определяются с формой продукта, работают в группе.
Этап 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Деятельность учителя : организует презентацию и обсуждение полученных продуктов. В случае необходимости уточняет и дополняет представленную информацию. По ходу выступления групп предлагает заполнить таблицу (слайд 7). Характеристика природных зон России. Первая строка заполняется фронтально, остальные – самостоятельно.
Организует оценивание результатов деятельности групп и каждого уч-ся.
Деятельность учащихся : дают характеристику природным зонам с помощью логического опорного конспекта или интеллект-карты.
Заполняют таблицу в тетрадях. Задают уточняющие вопросы.
Совместно с учителем оценивают группы в соответствии с требованиями Приложения 2. Обсуждая в группе, выставляют в листы оценивания баллы каждому уч-ся исходя из отметки, поставленной группе.
Этап 6. Включение в систему знаний и повторение
Деятельность учителя: организует обсуждение и взаимопроверку заполнения таблицы. Демонстрирует критерии (слайд 8) для осуществления взаимопроверки таблицы.
Предлагает вернуться к текстам (Приложение № 2), работа с которыми вызвала затруднения в начале урока. Организует индивидуальную работу учащихся и самопроверку.
Предлагает группам обменяться листами оценивания, подсчитать набранное каждым количество баллов и выставить итоговую отметку с помощью критериев (слайд 10).
Деятельность учащихся : обмениваются тетрадями внутри группы, проверяют и оценивают таблицу по критериям. Выставляют баллы в листы оценивания.
Выполняют задание (ручкой), осуществляют самопроверку по эталону. Заполняют листы оценивания. Обмениваются листами, подсчитывают количество баллов и выставляют итоговую отметку
Этап 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Деятельность учителя : открывает слайд 11, организует рефлексию с помощью приема облако "тегов", которые необходимо дополнить устно.
Деятельность учащихся рефлексируют свою деятельность.
Этап 8. Домашнее задание
Учитель задает д/з: изучить п. 20, составить по теме урока по выбору синквейн или кроссворд (не менее 7 слов). Учащиеся записывают д/з.

Презентация на тему: Растительный и животный мир России

Растительность и животный мир России Растительный мир России

  • Растительный мир России - один из важнейших компонентов природы, который представлен совокупностью различных растительных сообществ, произрастающих на территории России. Большое разнообразие климатических условий и почвенного покрова, а также влияния прошлых геологических эпох и возрастающей деятельности человека, обуславливает существование множества типов растительности, имеющих сложные сочетания друг с другом.
Типы растительности
  • Для России наиболее характерны следующие типы растительности: тундровый, лесной, степной, пустынный, луговой и болотный .
Леса
  • Леса занимают 45 % территории страны.
  • Хвойные леса занимают около 80 % площади лесов России. Делятся на темнохвойные (еловые, пихтовые, кедровые) и светлохвойные (сосновые, лиственничные).
  • Широколиственные леса распространены на Восточно-Европейской равнине, в южной части Дальнего Востока, в нижних частях гор Кавказа.
Хвойный лес Широколиственный лес Степи
  • В степях произрастают сообщества травянистых растений, хорошо переносящих недостаток влаги в почве.Это,преимущественно, ковыли, типчак,тонконог, бобовые, встречается много луговых растений.
  • Хозяйственная деятельность человека сильно изменила естественный растительный покров степей.
Степь Пустыни
  • В России пустыни распространены лишь на Прикаспийской низменности. Для растений этой зоны характерна большая засухоустойчивость, они имеют мощную корневую систему, малую площадь поверхности листьев. В основном, это различные виды полыней и солянок.
Пустыня Луга и болота
  • На лугах произрастают сообщества травянистых растений, развивающихся при средних условиях увлажнения. Почти все луговые растения многолетники.
  • В болотах произрастают сообщества влаголюбивых растений. Сюда тип можно отнести мхи, кустарнички, травянистые растения и даже некоторые виды деревьев. Большая часть болот России находится в Западной Сибири.
Тундра
  • Тундровые растения формируются при недостатке тепла, поэтому они приспособлены к короткому прохладному вегетационному периоду, являются многолетниками, имеют карликовый рост, склонны к уменьшению испарения влаги (имеют мелкие листочки, сильное опушение, восковой налёт и т. д.). Характерные представители тундр: зелёные мхи, ягель, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, карликовая берёза, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический и другие.
Тундра Животный мир Тундра
  • Зона тундры охватывает около 10 % территории России. Помимо оленей (используемых местным населением в хозяйстве), типичными обитателями тундры являются песец, овцебык, лемминг, белая сова, куропатка, гагара.
  • Животный мир Тундр беден числом видов. Лишь немногие из них приспособились к существованию в суровых зимних условиях и не покидают тундру круглый год. Это лемминги, заяц-беляк, песец, волк, белая куропатка, полярная сова. Северный олень зимой тундру откочевывает в лесотундру, где не так сильны ветры, поэтому снег менее плотный и из под него легче добывать ягель.
Лемминг и белая сова Тайга
  • Тайга - наиболее обширная природная зона России, на неё приходится свыше 60 % площади России. В пределах тайги широко распространены пушные звери - соболь, белка, куница, горностай, бурундук; обитают лось, бурый медведь, росомаха, волк, ондатра , рысь.
Горностай и бурый медведь Смешанные и широколиственные леса
  • Характерны косуля, волк, куница, лисица и белка. Богата и своеобразна фауна дальневосточных смешанных лесов - здесь обитают амурский тигр, пятнистый олень , енотовидная собака, маньчжурский заяц, дальневосточный лесной кот, фазан, утка-мандаринка и др.; очень разнообразны насекомые.
Фазан и косуля Степь
  • Протяжённость степи с севера на юг в Европейской России - около 20000 км. Представители степной фауны отличаются приспособленностью к засушливому климату; характерны различные виды грызунов (сурок, суслик и др.), степной волк, лисица и антилопы(на юге), манулы (в степях и лесостепях Сибири), степная гадюка, сайгак. Наиболее распространённые птицы - степной орёл, пустельга,жаворонок, серая куропатка; довольно редки некогда типичные для степи дрофы.
Антилопа и сурок Пустыни и полупустыни
  • Эти природные зоны занимают небольшую часть территории России и находятся в пределах Прикаспийской низменности. Животный мир здесь приспособлен к сухому континентальному климату. Здесь живут тушканчик, корсак, пеликан, черепаха, ушастый ёж; разнообразны змеи и ящерицы. Из птиц присутствует жаворонок.
Тушканчик и корсак Спасибо за вимание!