Меню Рубрики

Состав и структура транспортных средств в организации. Транспортное хозяйство и его роль в производственном процессе

Одним из критериев эффективной организации производства являются минимально возможные и кратчайшие потоки между производственными подразделениями и минимально необходимые запасы и заделы. Этому критерию должна соответствовать система организации транспортного и складского хозяйства предприятия. Основной задачей транспортного хозяйства предприятия является бесперебойная транспортировка грузов при полном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Структура транспортного хозяйства зависит от объема внутризаводских и внешних перегрузок, состава цехов, типа производства, габаритов и массы продукции, уровня кооперирования с транспортными организациями.

Транспортные средства классифицируются по следующим признакам:

    по назначению – внешние, межцеховые и внутрицеховые;

    по способы действия – прерывные и непрерывные;

    по видам транспорта – рельсовые, безрельсовые, подъемно-транспортные и специальный транспорт;

    по направлению перемещения грузов – горизонтальные (транспортеры, рольганги), вертикальные (подъемники, лифты), горизонтально-вертикальные (автопогрузчики, краны-балки, мостовые краны), наклонные (канатные и монорельсовые дороги).

В гибких автоматических производствах применяются автоматизированные и автоматические транспортно-накопительные системы различных уровней – цеховые, межцеховые и локальные. Для их комплектации используют автоматические стеллажи, краны-штабелеры, конвейерные устройства, роботы.

Транспортные средства и службы, организующие ее эксплуатацию, образуют транспортное хозяйство. В составе небольших и средних предприятий имеется транспортный цех с участками, специализированными по видам транспорта. На крупных предприятиях организуются специализированный транспортные цехи, находящиеся в ведении транспортного отдела.

Целесообразно создание на предприятии специализированного отдела, в состав которого входят транспортные цехи и складское хозяйство, что позволяет централизованно управлять всеми материальными потоками.

Рациональная организация перевозок основывается на расчете грузопотоков и грузооборота предприятия и цехов. Грузовым потоком называется объем грузов, перемещаемых в единицу времени (год, месяц, сутки) между двумя пунктами. Сумма грузопотоков образует грузооборот. Расчет грузооборота проводится в форме шахматной «ведомости», в которой проставлены по строкам цехи и склады – отправители, а по графам – цехи и склады – получатели. Итог каждой графы определяет объем поступления грузов в данный цех, а итог строки – объем отправления грузов из данного цеха. Сумма итогов граф и строк показывает величину грузооборота предприятия.

По данным шахматных таблиц и планировок цехов составляют схемы грузопотоков, устанавливают тип и структуру транспортных средств, вид маршрутов для средств прерывного действия.

В организации перевозок применяют децентрализованную и централизованную систему. Децентрализованная система не позволяет эффективно использовать транспортные средства и добиваться высоких технико-экономических показателей. Централизованные перевозки могут осуществляться по разовым маршрутам в единичном и мелкосерийном производстве и по постоянным маршрутам.

При выборе транспортных средств необходимо их соответствие показателям грузопотока, обеспечение максимальной производительности, согласованность транспортных средств на смежных операциях.

Расчет потребности в транспортных средствах производится по величине суточного грузопотока
и производительности
для прерывных средств и часового грузопотока и производительности для непрерывного транспорта (конвейера).

;
.

Основой организации труда транспортных рабочих является разработка регламента обслуживания, обеспечивающего сокращение длительности цикла и непрерывности производственного процесса.

Под регламентом понимается установление определенного порядка и последовательности проведения транспортных работ в соответствии с конкретными условиями производства и целевым назначением оборудования.

Данная работа показывает процесс организации транспортного хозяйства на предприятии. В работе приведен расчет необходимого количества транспортных средств для предприятия. Материалом курсовой работы послужили как печатные издания, так и некоторые внутренние документы предприятий.

Процесс изготовления продукции на предприятиях различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов. В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающим объем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортных операций. Это обусловливает большие затраты на транспортные работы, которые составляют 10-30% косвенных расходов в себестоимости продукции, а численность работников, занятых в транспортном хозяйстве, составляет около 12% общего числа рабочих. Внутризаводской транспорт является не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом.

Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы и длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.

Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональная организация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.

Все вышесказанное не оставляет сомнений в актуальности темы данной работы - «Организация транспортного хозяйства на предприятии».

Целью данной курсовой работы является объективное отражение всех аспектов рациональной организации и эффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.

В соответствии с поставленной целью, задачами данной курсовой работы являются:

1. Освещение роли, задач и структуры транспортного хозяйства на предприятии.

2. Определение понятия грузооборота.

3. Организация расчета необходимого количества транспортных средств для предприятия.

4. Определение планирования и диспетчирования работы транспортных средств.

5. Освещение основных принципов и направлений совершенствования организации транспортного хозяйства и его технико-экономических показателей.

Исходя из поставленной цели и задач, курсовая работа построена следующим образом:

В первой главе работы содержится краткое описание теоретических задач, а также варианты организации структуры транспортного хозяйства на предприятиях в различных сферах деятельности.

Во второй главе приводится практическая работа организации диспетчерских служб на примере конкретного предприятия и планирования работы транспортного хозяйства в целом.

Задачи, функции и организация транспортного хозяйства.

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Также задачами транспортного хозяйства являются содержание транспортных средств в исправном и работоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо–разгрузочные работы.

Рациональная организация транспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. В зависимости от особенностей технологических процессов и типов производств на предприятии применяются различные транспортные средства.

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Функции транспортной службы предприятия:

Разработка нормативов, применяемых в транспортной службе;

Планирование потребностей во всех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;

Планирование потребности в запчастях и их приобретении;
оперативное планирование и диспетчирование обеспечения предприятия всеми видами транспорта;

Обеспечение производственных процессов транспортными средствами;

Организация осмотров и ремонта транспортных средств;

Организация безопасности движения;

Организация обслуживания транспортных средств;

Организация приобретения новых транспортных средств, их регистрации в государственных органах, получения лицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортных средств.

Назначение транспортного хозяйства предприятия заключается в полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках при максимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимости транспортных операций.

Это возможно только на основе правильной организации транспортного хозяйства предприятия и эффективного планирования грузоперевозок.

Основными функциями транспортного хозяйства предприятия являются перевозки, погрузка-разгрузка и экспедирование грузов. Транспортное хозяйство обслуживает потребности предприятия в грузоперевозках в сфере снабжения, производства и сбыта.

1.2 Виды транспорта.

Производственная деятельность предприятия требует перемещения большого объема разнообразных грузов вне и внутри предприятия. На общезаводские склады предприятия и в цехи бесперебойно должны доставляться от внешних поставщиков материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.п.). С общезаводских складов предприятия и из цехов непрерывно должна вывозиться готовая продукция для внешних потребителей, а также отходы, предметы утилизации и сбыта. Эти функции выполняет внешний транспорт.

Внутри предприятия должно быть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Для выполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:

1. Межцеховой транспорт, который выполняет следующие функции:

  • доставка сырья материалов и комплектующих со складов в цехи;
  • перемещение заготовок, деталей и сборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
  • вывоз готовых изделий из цехов на склады готовой продукции;
  • перевозка разнообразных грузов: отходов, рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасных частей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов - между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;

2. Внутрицеховой транспорт, который, в свою очередь, подразделяется на

  • межучастковый (транспортировка заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка на участок в процессе изготовления и сборки),
  • внутриучастковый (или межоперационный, осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого участка между рабочими местами).

На предприятиях может применяться разнообразный парк средств транспорта.

По видам транспорта различают:

  • рельсовый (железнодорожный узкоколейный);
  • безрельсовый (автотранспорт, электротранспорт);
  • водный (морской, речной);
  • трубопроводный (трубопроводный пневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
  • специальный (технологический) транспорт;
  • подъемно-транспортные средства (конвейеры, краны, погрузчики, лифты и т.п.).

По способу действия различают:

  • транспорт прерывного действия (например, электропогрузчики);
  • транспорт непрерывного действия (например, конвейеры).

По направлению перемещения грузов различают транспорт:

  • горизонтальный;
  • вертикальный (лифты, подъемники);
  • горизонтально-вертикальный (мостовые краны, кран-балки, электропогрузчики);
  • наклонный (наклонные канатные и монорельсовые дороги, конвейеры).

Состав собственных транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, чаще всего используемых на небольших предприятиях, зависит от характера выпускаемой продукции, ее веса, габаритов, особенностей технологии и масштаба производства. В малом бизнесе по большей части применяются электрические мостовые краны, кран-балки с тельферами, консольные краны, мультикары и т.д. Широкое применение кранов и каров различного типа связано с тем, что они могут использоваться и как транспортные, и как погрузочно-разгрузочные средства.

Внешние перевозки осуществляются преимущественно транспортом общего пользования, внутризаводские - транспортным хозяйством предприятия. Транспортное хозяйство предприятия должно работать согласованно с внешними перевозчиками, в качестве которых обычно выступают специализированные транспортно-экспедиторские (логистические) компании.

Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом требуется согласование типа, количества, порядка и сроков подачи автопоездов, железнодорожных составов, организации маневрирования, погрузочно-разгрузочных работ и приемо-сдаточных операций. Согласование достигается в результате совместной разработки процесса работы внутреннего и внешнего транспорта, а также единых графиков транспортных операций и суточного плана-графика работы подъездных путей. Точное соблюдение графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, а также ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов.

Транспортное хозяйство предприятия включает:

  • общезаводское транспортное хозяйство;
  • транспортное хозяйство отдельных цехов (цеховое транспортное хозяйство).

Внутрицеховой транспорт обычно находится в ведении того цеха, где он применяется. Однако для эффективного управления транспортным хозяйством крупных и средних предприятий на его базе создается единый транспортный цех, который выполняет ряд функций:

  • функцию движения: осуществление приемки и отправки подвижного става, подачи транспорта под погрузку и выгрузку на погрузочно-разгрузочных пунктах;
  • грузовую и коммерческую функцию: управление погрузочно-разгрузочными работами, оформление перевозочных документов, ведение учета поступающих и отправляемых грузов, а также расчетов с внешними перевозчиками;
  • функцию технического обслуживания и ремонта: содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, обеспечение запасными часами и горюче-смазочными материалами;
  • функцию дорожного хозяйства: управление содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия. При наличии на предприятии централизованной службы логистики транспортное хозяйство входит в ее состав.

Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить:

1. Номенклатуру перевозимых грузов, которая обычно включает три основные группы:

· сыпучие грузы (формовочные материалы, уголь, песок, гравий и т.д.);

· наливные грузы (нефтепродукты, химические жидкости и т.п.);

· штучные грузы.

2. Грузооборот.

Грузы каждой номенклатурной группы имеют определенные особенности перевозки, погрузки-выгрузки, хранения и требуют применения определенных способов транспортировки, технологии грузопереработки, транспортно-складской тары. Эти особенности учитываются при выборе транспортных средств и организации их работы.

Грузооборот представляет собой количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот определяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту. В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Грузооборот равен сумме грузопотоков.

Грузопоток - это количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот. Данные таблиц грузооборота принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображает направление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схема грузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенном масштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указывается стрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схема грузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точки зрения их рациональной организации в пространстве.

Используя схему грузопотоков, можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные и встречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверить соответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей их пропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаются схемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территории обслуживания.

Перевозки грузов могут осуществляться по:

  • разовым маршрутам, которые назначаются для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, случайных как по направлению, так по составу и количеству транспортируемых грузов;
  • постоянным маршрутам, которые назначаются для выполнения систематически повторяющихся заявок, выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств.
  • комбинированным маршрутам, которые представляют собой комбинацию различных маршрутов или их фрагментов.

В проектном, позаказном и мелкосерийном призводствах (при отсутствии устойчивых грузопотоков) грузоперевозки, как правило, организуются по разовым маршрутам. В крупнопартийном и поточном производствах грузопотоки более постоянны, поэтому грузоперевозки осуществляются и по постоянным, и по разовым маршрутам.

Для характеристики эффективности использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей, основными из которых являются:

1. Техническая скорость движения транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения межцехового транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60-80 м/мин внутри зданий, 100-150 м/мин вне зданий.

2. Эксплуатационная скорость транспортного средства. Определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.

3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства. Равен отношению массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.

4. Коэффициент использования пробега транспортного средства. Равен отношению пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.

5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства. Определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.

Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг.

Только оценка по каждому из критериев позволяет получить комплексную оценку эффективности транспортного обслуживания.

Планируя вопросы организации транспортного хозяйства на предприятии, следует заранее продумать, какие средства внутреннего транспорта будут необходимы для обеспечения бесперебойной работы производства, и целесообразно ли с экономической точки зрения прибегать к услугам специализированных транспортных компаний или приобретать собственные внешние транспортные средства для доставки от поставщиков материальных ресурсов и вывоза готовой продукции для внешних потребителей.

Транспортное и складское хозяйства предприятия создаются для доставки, складирования и перемещения до потребителя различных грузов в соответствии с условиями, оговоренными в договорах, в установленные сроки и по оптимальным маршрутам. Основными критериями функционирования транспортного и складского хозяйства являются качественное и своевременное выполнение услуги по минимально возможной цене.

Рассмотрим особенности транспортного хозяйства, круг организационных вопросов по его функционированию, направления повышения качества и эффективности выполняемых услуг.

Транспортное хозяйство является артерией предприятия, связующей материальные потоки. Ритмичность и качество выполняемых транспортных услуг определяют стабильность и эффективность функционирования предприятия в целом. Транспортные операции являются важной составной частью производственного процесса, причем транспортные средства нередко используются в целях регулирования его хода и обеспечения заданного ритма производства (например, при помощи конвейеров).

Рациональная организация внутризаводского транспорта, оптимизация грузопотоков и грузооборота способствуют сокращению длительности производственных циклов изготовления продукции, ускорению оборачиваемости оборотных средств, снижению себестоимости продукции, росту производительности труда.

На предприятиях используют различные виды транспортных средств (классификация):

  • по сфере обслуживания - средства межцехового и внутрицехового транспорта;
  • в зависимости от режима работы - транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.) и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);
  • по уровню автоматизации - автоматические, механизированные, ручные;
  • по виду перемещаемых грузов - транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных и штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства действующего предприятия включает выполнение следующих работ:

1. стратегическое планирование обновления транспортных средств;

2. анализ производственной структуры предприятия, разработка и внедрение мероприятий по ее совершенствованию (с точки зрения рациональности транспортных схем, обеспечения прямоточности, пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов);

3. анализ прогрессивности, уровня загрузки и эффективности использования транспортных средств во времени и по производительности;

4. выбор и обоснование транспортных средств;

5. расчет норм и нормативов расхода (потребности) в материальных ресурсах на ремонтно-эксплуатационные нужды транспортного хозяйства;

6. составление балансов грузооборота (по горизонтали указываются отправители грузов, по вертикали - их получатели);

7. проектирование схем грузопотоков;

8. оперативно-календарное планирование транспортных операций;

9. диспетчирование работы транспорта предприятия;

10. учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства, на наш взгляд, являются:

1. углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;

2. повышение уровня автоматизации производства и управления;

3. сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

4. совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

5. анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.

Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и др.

На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.

Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства.


Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Рисунок 1 Таблица грузооборота завода

По данным шахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляют диаграмму грузопотоков (Рис.2), т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работы транспорта.

Рисунок 2 Диаграмма грузопотоков завода

По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия - маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.

Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода.

При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.

Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта.

Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования грузоподъемности и числа рейсов в сутки:

Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.

Число транспортных средств прерывного (циклического) действия:
wтр = Qc / qтр.е, где Qс - суточный грузооборот, т; qтр.е - суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность единицы транспортного оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т.е.

mц = Fд.с. / Tц.т.,

где Fд.с - суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин; Тц.т - транспортный цикл, мин (в общем случае Тц.т = Тпр + Тп +Тр, где Тпр - время пробега, Тп - время погрузки и Тр - время разгрузки).

Тогда wтр = QсТц.т / (Fд.сqц).

Число средств непрерывного транспорта, необходимых для данного грузопотока, например, транспортеров: wтр.н = Qч / qч, где Qч - часовой грузооборот, т; qч - часовая производительность транспортера, т.

Характер транспортных средств должен соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого производства. Это достигается разработкой и внедрением технологии транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ как составного элемента комплексной технологии производственного процесса в целом.
Комплексная технология производственного процесса предусматривает организацию и механизацию всех без исключения работ, осуществляемых на заводе, начиная от поступления сырья и кончая отгрузкой готовой продукции. Комплексная технология соединяет воедино все звенья основного и вспомогательного производства и делает их равнозначными элементами, которые берутся под технологический контроль.

Разработка комплексной технологии производственного процесса начинается с составления транспортно-технологической схемы производственного процесса. На ней графически изображаются все процессы (операции) и указывается последовательность их выполнения. Затем устанавливается состав отдельных операций по грузопотокам и разрабатывается транспортно-технологический процесс. Основными технологическими документами являются типовые и групповые операционные технологические карты, составляемые на грузы, имеющие одинаковые условия переработки. Составляются также маршрутные карты технологических процессов транспортировки с указанием маршрутов, перевозимых грузов, транспортных средств, операционного времени, исполнителей и т.д.

Таким образом, комплексная технология производственного процесса значительно расширяет круг регламентируемых и контролируемых операций, предопределяет необходимость механизации грузопереработки, обеспечивает более точный и полный учет трудовых затрат и создает необходимые предпосылки для внедрения автоматизированных систем управления в транспортном хозяйстве.

Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства.

План перевозок составляется на основе структуры грузооборота и грузопотоков в тоннах по цехам-отправителям, роду грузов и виду транспортных средств. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. Внешние перевозки планируются предприятиями совместно с железными дорогами и автотранспортными хозяйствами. Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчетов кладутся планы производства цехов и планы завоза в цехи материалов, полуфабрикатов, топлива и т.д., а также вывоза готовой продукции и отходов.

Составление обоснованного плана перевозок обеспечивает наиболее рациональное распределение и использование транспортных средств в строгом соответствии с потребностями производства.
Для осуществления оперативно-календарного планирования и регулирования перевозок составляются рабочие планы на более короткие периоды (месяц, сутки, смену).

Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств.

Работа транспорта на внутризаводских перевозках определяется типом производства. В условиях массового производства межцеховой транспорт работает по графику, т.е. за каждой транспортной единицей закрепляется определенный маршрут и устанавливается для нее расписание движения. Это так называемые маршрутные системы перевозки, они бывают маятниковыми и кольцевыми.

Маятниковыми называются маршруты, при которых движение транспортных средств между двумя постоянными пунктами или из одного в несколько пунктов (лучевая система) многократно повторяются. Они могут быть односторонними, когда транспорт в одну сторону идет загруженным, а обратно - порожняком, двухсторонними - транспорт загружен в обоих направлениях, смешанными - при движении с грузом или без груза в обоих направлениях. Односторонняя маятниковая система неэкономична, так как включает обратный холостой пробег.

Кольцевая система предусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядом пунктов. Она бывает развозочной (с одного пункта груз развозится по ряду цехов), сборочной - из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место, смешанной.

В серийном производстве работа транспорта организуется по сменно-суточным планам, составляемым на основе заранее поданных заявок клиентуры в пределах укрупненного месячного плана перевозок. Сменно-суточные планы составляются по видам транспорта с закреплением за определенными грузопотоками и указанием вида, количества, места и срока доставки груза. В единичном и мелкосерийном производстве отсутствуют постоянные грузопотоки и работа транспорта организуется по разовым заявкам.

Внутрицеховые перевозки также определяются типом производства. В единичном и мелкосерийном производстве транспортировка между технологическими участками осуществляется общецеховым транспортом через межоперационную кладовую. На предметных участках транспорт закрепляется для межоперационной транспортировки. В массовом и крупносерийном производстве внутрицеховые перевозки осуществляются транспортом, закрепленным за участками-поставщиками, а межоперационная транспортировка выполняется конвейерами различных видов.

Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба. Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок путем устранения возникающих отклонений в работе транспорта.


Практически в любой отрасли функции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией производства.

Транспортное хозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки.

В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов.

Приоритетным направлением в развитии транспортного хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на его содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.

В настоящее время с нарастающими темпами производственного процесса, важным направлением в развитии внутризаводского транспорта является повышение значения и масштабов использования непрерывных его видов, таких как - конвейеры, транспортеры.

Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает также ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

1. Баканов А.Л. Организация транспорта на предприятии.-М.: 1999.

2. Вашуков Е.М. Организация транспортного хозяйства на предприятии. -СП.: 2001.

3. Марченко Л.Я. Транспортное хозяйство.-М.:2001.

4. Карпенов М.И. Диспетчерские службы. -М.: 1999.

проектирование схем грузопотоков;

оперативно-календарное планирование транспортных операций;

диспетчирование работы транспорта предприятия;

учет, контроль и мотивация высококачественной и эффективной работы транспортного хозяйства.

Основными направлениями повышения качества и эффективности работы транспортного хозяйства, на наш взгляд, являются:

  1. углубление предметной и функциональной специализации производства, развитие кооперирования;

    повышение уровня автоматизации производства и управления;

    сокращение среднего возраста транспортных средств и увеличение удельного веса прогрессивных транспортных средств;

    совершенствование нормирования, учета и контроля использования транспортных средств, мотивация повышения их эффективности;

    анализ соблюдения принципов прямоточности, пропорциональности и непрерывности производственных процессов, разработка и внедрение мероприятий по их соблюдению.

Структура транспортного хозяйства определяется главным образом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. В состав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт с подъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтными мастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и др.

На крупных заводах с большим грузооборотом, требующим применения всех видов транспорта, организуются специализированные цехи железнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта. Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-технический отдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающий несколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшим грузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаются объединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйства могут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельные транспортные хозяйства ведомственного характера.

Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб и участков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службу тяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ. Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организации перевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок и грузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства.

Глава 2. Организации транспортного хозяйства на предприятии.

2.1. Расчет грузопотоков.

Расчеты по грузообороту и грузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы). В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяет определить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия и отправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.

Рисунок 1 Таблица грузооборота завода

По данным шахматной ведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляют диаграмму грузопотоков (Рис.2), т.е. графическое изображение в соответствующем масштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммы грузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлению оптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работы транспорта.

Рисунок 2 Диаграмма грузопотоков завода

По грузообороту и грузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных и подъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, вид маршрутов средств прерывного (циклического) действия - маятниковый или кольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.

2.2. Выбор и расчет транспортных средств.

Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода.

При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.

Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта.

Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота, грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использования грузоподъемности и числа рейсов в сутки:

Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.

Число транспортных средств прерывного (циклического) действия:
wтр = Qc / qтр.е, где Qс - суточный грузооборот, т; qтр.е - суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.

Суточная производительность единицы транспортного оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т.е.

mц = Fд.с. / Tц.т.,

где Fд.с - суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин; Тц.т - транспортный цикл, мин (в общем случае Тц.т = Тпр + Тп +Тр, где Тпр - время пробега, Тп - время погрузки и Тр - время разгрузки).

Тогда wтр = QсТц.т / (Fд.сqц).

Число средств непрерывного транспорта, необходимых для данного грузопотока, например, транспортеров: wтр.н = Qч / qч, где Qч - часовой грузооборот, т; qч - часовая производительность транспортера, т.

2.3. Технология транспортных работ.

Характер транспортных средств должен соответствовать техническим и организационным особенностям обслуживаемого производства. Это достигается разработкой и внедрением технологии транспортных, погрузочно-разгрузочных и складских работ как составного элемента комплексной технологии производственного процесса в целом.
Комплексная технология производственного процесса предусматривает организацию и механизацию всех без исключения работ, осуществляемых на заводе, начиная от поступления сырья и кончая отгрузкой готовой продукции. Комплексная технология соединяет воедино все звенья основного и вспомогательного производства и делает их равнозначными элементами, которые берутся под технологический контроль.

Разработка комплексной технологии производственного процесса начинается с составления транспортно-технологической схемы производственного процесса. На ней графически изображаются все процессы (операции) и указывается последовательность их выполнения. Затем устанавливается состав отдельных операций по грузопотокам и разрабатывается транспортно-технологический процесс. Основными технологическими документами являются типовые и групповые операционные технологические карты, составляемые на грузы, имеющие одинаковые условия переработки. Составляются также маршрутные карты технологических процессов транспортировки с указанием маршрутов, перевозимых грузов, транспортных средств, операционного времени, исполнителей и т.д.

Таким образом, комплексная технология производственного процесса значительно расширяет круг регламентируемых и контролируемых операций, предопределяет необходимость механизации грузопереработки, обеспечивает более точный и полный учет трудовых затрат и создает необходимые предпосылки для внедрения автоматизированных систем управления в транспортном хозяйстве.

2.4. Планирование и организация транспортных работ.

Планирование работы транспортного хозяйства заключается в составлении годового (квартального) плана производственно-хозяйственной деятельности с разбивкой основных показателей по месяцам. Этот план предусматривает расчет производственной программы (план перевозок), объемов погрузочно-разгрузочных работ, количества транспортных средств и механизмов, численности рабочих, фонда заработной платы, сметы затрат и других показателей работы транспортного хозяйства.

План перевозок составляется на основе структуры грузооборота и грузопотоков в тоннах по цехам-отправителям, роду грузов и виду транспортных средств. При планировании внешнего грузооборота в основу расчетов берутся планы материально-технического снабжения и сбыта и отчетные данные о вывозе отходов. Внешние перевозки планируются предприятиями совместно с железными дорогами и автотранспортными хозяйствами. Внутренний грузооборот определяется по объему межцеховых перевозок. В основу расчетов кладутся планы производства цехов и планы завоза в цехи материалов, полуфабрикатов, топлива и т.д., а также вывоза готовой продукции и отходов.

Составление обоснованного плана перевозок обеспечивает наиболее рациональное распределение и использование транспортных средств в строгом соответствии с потребностями производства.
Для осуществления оперативно-календарного планирования и регулирования перевозок составляются рабочие планы на более короткие периоды (месяц, сутки, смену).

Организация транспортных работ включает организацию внешних и внутризаводских перевозок грузов. Внешние перевозки (завоз материальных ресурсов и вывоз готовой продукции) осуществляются железнодорожным, автомобильным и водным транспортом и регулируются положениями соответствующих ведомств.

Работа транспорта на внутризаводских перевозках определяется типом производства. В условиях массового производства межцеховой транспорт работает по графику, т.е. за каждой транспортной единицей закрепляется определенный маршрут и устанавливается для нее расписание движения. Это так называемые маршрутные системы перевозки, они бывают маятниковыми и кольцевыми.

Маятниковыми называются маршруты, при которых движение транспортных средств между двумя постоянными пунктами или из одного в несколько пунктов (лучевая система) многократно повторяются. Они могут быть односторонними, когда транспорт в одну сторону идет загруженным, а обратно - порожняком, двухсторонними - транспорт загружен в обоих направлениях, смешанными - при движении с грузом или без груза в обоих направлениях. Односторонняя маятниковая система неэкономична, так как включает обратный холостой пробег.

Кольцевая система предусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядом пунктов. Она бывает развозочной (с одного пункта груз развозится по ряду цехов), сборочной - из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место, смешанной.

В серийном производстве работа транспорта организуется по сменно-суточным планам, составляемым на основе заранее поданных заявок клиентуры в пределах укрупненного месячного плана перевозок. Сменно-суточные планы составляются по видам транспорта с закреплением за определенными грузопотоками и указанием вида, количества, места и срока доставки груза. В единичном и мелкосерийном производстве отсутствуют постоянные грузопотоки и работа транспорта организуется по разовым заявкам.

Внутрицеховые перевозки также определяются типом производства. В единичном и мелкосерийном производстве транспортировка между технологическими участками осуществляется общецеховым транспортом через межоперационную кладовую. На предметных участках транспорт закрепляется для межоперационной транспортировки. В массовом и крупносерийном производстве внутрицеховые перевозки осуществляются транспортом, закрепленным за участками-поставщиками, а межоперационная транспортировка выполняется конвейерами различных видов.

Оперативное руководство работой транспорта осуществляет диспетчерская служба. Диспетчирование транспортных работ заключается в составлении, оперативном регулировании и контроле выполнения графиков и сменно-суточных планов перевозок путем устранения возникающих отклонений в работе транспорта.

Заключение

Практически в любой отрасли функции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемые особенностями производственных и технологических процессов и организацией производства.

Транспортное хозяйство, без сомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без него невозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлять сырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтому рациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работы предприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортных средств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупки новых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендовать транспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки.

В настоящее время расходы на топливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно, отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскивать резервы для снижения доли этих расходов.

Приоритетным направлением в развитии транспортного хозяйства является их механизация и автоматизация, внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы на его содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, и прибыль предприятия.

В настоящее время с нарастающими темпами производственного процесса, важным направлением в развитии внутризаводского транспорта является повышение значения и масштабов использования непрерывных его видов, таких как - конвейеры, транспортеры.

Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает также ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Список использованной литературы:

    Баканов А.Л. Организация транспорта на предприятии.-М.: 1999.

    Вашуков Е.М. Организация транспортного хозяйства на предприятии. -СП.: 2001.

    организации транспортного хозяйства на предприятии решаются следующие вопросы: - определяется грузооборот...

  1. Организация энергетического хозяйства на предприятии (на примере ОАО "ТАИФ–НК")

    Дипломная работа >> Экономика

    Аспекты организации энергетического хозяйства на предприятии 1.1 Энергетическое хозяйство предприятий 1.2 Организация ... предприятий , диспетчерской службы, ремонтных заводов, строительных организаций , транспортных (автомобильных и железнодорожных) хозяйств ...

  2. ... мероприятий по повышению эффективности деятельности транспортного хозяйства промышленного предприятия (на примере транспортно -экспедиционного предприятия ОАО "НефАЗ")

    Дипломная работа >> Экономика

    В дипломном проекте мы рассмотрели организацию транспортного хозяйства на предприятии ОАО «НефАЗ». Предприятие является машиностроительным комплексом по...

  3. Организация складского хозяйства на отдельном предприятии и направления её совершенствования

    Реферат >> Логика

    Складские помещения, транспортный цех, ремонтно-механическая служба). 2.2. Работа складского хозяйства на предприятии Административное здание...

Основной задачей организации и функционирования транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.

Виды транспорта

По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт.

Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально-технических складов, складов готовой продукции с предприятиями-поставщиками, контрагентами, станциями железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами предприятия, его складами, службами и другими производственными объектами.

Внутрицеховой транспорт перемешает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов не только от склада к рабочим местам, но и между рабочими местами, а также контрольными постами.

На предприятиях находят применение различные виды транспортных средств , начиная с железнодорожного, автомобильного, подъемно-транспортного и кончая конвейерами разнообразного вида, типа и назначения.

Структура транспортного хозяйства зависит от многих факторов, основными из которых являются следующие: объем внутризаводских и внешних перевозок, тип производства, масса и габариты изготавливаемой продукции, уровень кооперированных связей. Эти факторы влияют на состав подразделений службы транспортного хозяйства предприятия. Если, например, в ходе производства возникает необходимость частого использования в качестве вне- производственного транспорта железнодорожных или автомобильных средств, то следует отдельно сформировать соответствующие цехи, кроме того, целесообразно создать цехи или участки безрельсового транспорта и электротранспорта с соответствующей ремонтной базой, техническим обслуживанием и заправкой.

К транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры, которые нашли широкое распространение на предприятиях, относящихся к массовому и крупносерийному производству. Транспортное хозяйство подчинено главному инженеру, и кроме вышеназванных цехов в него входят диспетчерское бюро и группа учета.

Грузооборот и грузопоток

В организационном отношении работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий, как грузооборот и грузопоток.

Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течение учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузовым потоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами.

Величина грузовых потоков зависит от организационно-производственного типа производства и может быть рассчитана в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства аналитическим методом на основе норм расхода материалов и величины производственной программы. В условиях быстро и часто изменяющейся номенклатуры и объема производства можно применить метод специального обследования и накопления статистической информации о грузопотоках с последующей их обработкой или путем выбора типового представителя перемещаемых грузов и расчета на его основе показателя грузопотока. В конечном итоге, какой бы из названных методов ни был применен, данные о грузопотоке и грузообороте должны служить для определения необходимого количества транспортных средств и достижения их постоянной загрузки. О рациональности функционирования транспортного хозяйства можно судить на основе равномерного грузооборота. Этой же цели служат шахматная таблица грузооборота и схема грузопотоков.

Шахматная таблица грузооборота строится в разрезе отдельных цехов, складов, а затем делается сводная таблица по предприятию в целом на основе данных о поступившей массе грузов и вывезенной с учетом отходов, потерь, порчи и т.д. В свою очередь, шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.

Анализ грузопотоков и грузооборота за учетный период дает основание для совершенствования организации транспортного хозяйства, ликвидации чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Организация внутризаводских перевозок

Если на сложились стабильные, устойчивые грузопотоки, а это характерно в основном для массового производства, то перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам и с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках в условиях серийного и единичного производства перемещение грузов возможно на основе разовых заданий или укрупненного сменного графика.

Выполнение межцеховых перевозок можно осуществлять, используя одну из схем. Первая схема получила название «маятниковая», или «веерная», а вторая — «кольцевая». Для первой схемы характерно одностороннее, двустороннее и веерное движение транспортных средств. Одностороннее движение характеризуется тем, что транспорт перемещает груз только в одну сторону, например, детали перевозятся из гальванического цеха в сборочный. Двустороннее движение осуществляется путем взаимодействия цехов — например, перевозка деталей из механического цеха в термический и обратно. Собственно маятниковая схема, или веерная, применима при включении в нее склада и поставки через него материалов и деталей в цехи. При этом следует отметить один существенный недостаток этой схемы движения грузов. Транспортные средства, отправляясь со склада в цех, имеют максимальную загрузку, а возвращаются пустые. Это снижает эффективность грузоперевозок по этой схеме и заставляет обратить внимание на кольцевую схему движения транспортных средств. Суть ее состоит в том, что маршрут движения составляется так, чтобы можно было, загрузившись на складе, объехать по очереди цехи и вернуться на склад за новой порцией грузов. Подобная схема получила название «кольцевая с затухающим грузооборотом».

В принципе подобные схемы можно применять при осуществлении как межзаводских, так и межцеховых и внутрицеховых процессов перемещения грузов. В качестве примера приведем организацию процесса перемещения тарно-штучных грузов, что является характерным для большинства предприятий машиностроительного профиля. Для этого прежде всего следует осуществить выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов является составной частью разработки процессов перемещения и осуществляется на основе принятого технологического процесса производства и экономической оценки сопоставимых вариантов.

Выбранные средства механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов должны обеспечивать:

  • сокращение прямых затрат труда и материальных средств на выполнение операций перемещения;
  • совершенствование организации производства;
  • целесообразное применение средств автоматического управления процессами перемещения;
  • сокращение потерь времени производственных рабочих и повышение коэффициента использования технологического оборудования;
  • минимальное количество перегрузок;
  • оптимальное сочетание средств механизации и автоматизации на отдельных этапах процесса перемещения;
  • гибкость процесса производства и способность к перестройке трассы, маршрута, темпа перемещения при изменении условий производства;
  • сохранение в процессе перемещения постоянства целесообразно укрупненной грузовой единицы;
  • необходимые резервы пропускной способности, а также образование запасов и заделов, определяемых условиями производства;
  • ликвидацию тяжелого физического труда;
  • безопасность условий труда.

Основным показателем при оценке сопоставимых вариантов средств механизации и автоматизации процессов перемещения грузов является наименьшая величина приведенных затрат.

Выбор средств механизации и автоматизации процессов перемещения тарно-штучных грузов осуществляется следующим образом. Сначала проводится анализ и учет факторов, влияющих на выбор, а затем производится непосредственно выбор и определение транспортных средств и экономическое обоснование.

При выборе средств механизации и автоматизации процессов транспортировки необходимо учитывать такие факторы, как транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне- и взрывоопасность, необходимость соблюдения пространственной ориентации при перемещении). Кроме того, следует учесть условия перемещения, в состав которых входят количество перемещаемых грузов, маршрут и расстояние перемещения, строительные характеристики зданий, особые условия перемещения грузов. Данные факторы следует учитывать при всех видах перевозок. Однако необходимо указать на особенности выбора средств перемещения грузов при перевозках между предприятиями, цехами, при внутрицеховых и складских перевозках.

Выбор средств транспортировки при межзаводских перемещениях должен преследовать цели по сокращению стоимости транспортировки грузов, их консервации, упаковки, снижению грузовой массы, рациональной организации труда в местах разгрузки.

Стоимость транспортировки грузов может быть снижена за счет эффективного использования транспортных средств, их вместимости и грузоподъемности, соответствия грузовой единицы размерам транспортных средств, ускорения их оборачиваемости, сохранности груза в пути.

Межцеховые перевозки требуют соблюдения таких условий, как наличие необходимого объема накопления грузов в начале и в конце маршрутов, взаимосвязь и согласованность технологии перемещения с сопряженными с ними внутрицеховыми или складскими операциями, обеспечение фронта загрузки и разгрузки и рациональной организации рабочих мест транспортных рабочих.

При организации складских перевозок необходимо учитывать номенклатуру хранимых материалов, оборачиваемость грузов, периодичность их поступления и выдачи со склада, выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля, вид транспорта, посташшющего грузы на склад и со склада в цехи.

Выбирая транспортные средства для внутрицеховых межоперационных перевозок, следует иметь в виду технологию производства и структуру производственного процесса в цехе, влияние выбора средств механизации и автоматизации на создание поточных и механизированных линий обработки и сборки изделий. В свою очередь, рациональная организация рабочего места должна обеспечивать наименьшие затраты сил и времени рабочего на выполнение перемещений грузов в ходе производственного процесса.

Транспортное хозяйство предприятия осуществляет работы по обеспечению производства необходимыми материальными ресурсами (сырьем, полуфабрикатами, основными и вспомогательными материалами, топливом и др.), перемещению грузов между цехами и складами, холодильниками, внутри цехов и складов, отгрузке готовой продукции. Операции по перемещению грузов, погрузке, выгрузке и складированию выполняются транспортными средствами, от правильного выбора, технического состояния и рациональной организации использования которых во многом зависит организация производства на предприятии. Транспортные средства обеспечивают тесную связь между поставщиками материальных ресурсов и предприятием, предприятием и потребителями продукции, создают условия для согласованной работы цехов, участков и рабочих мест, своевременной переработки сырья, сокращения длительности производственного цикла, эффективного использования оборудования и рабочей силы, своевременного обеспечения населения продукцией.

Задача транспортного обслуживания - бесперебойная транспортировка грузов при полной загрузке используемых машин, минимальной стоимости перевозок и механизации комплекса погрузочно-разгрузочных работ.

Весь используемый на предприятии транспорт классифицируется в целях выработки типовых схем его организации. По способу действия различают: прерывный, непрерывный; по видам - рельсовый, безрельсовый, водный, подземно-транспортный, специальный; по назначению - внешний, внутренний и межцеховой транспорт. Используют также группировку транспорта по направлению перемещения грузов. Структура транспортного состава зависит от характера производства.

В зависимости от сферы обслуживания транспорт подразделяют на внешний (общезаводской), межцеховой, внутрицеховой или внут-рискладской.

Внешний {общезаводской) транспорт связывает предприятие с поставщиками сырья, материалов и топлива, а также с покупателями готовой продукции. К нему относится железнодорожный (специализированные вагоны, рефрижераторы, цистерны), автомобильный (грузовой и специализированный - цистерны, рефрижераторы), водный и гужевой.

Межцеховой транспорт (малотоннажные автомобили, электротележки, транспортеры, подвесные пути, подъемники, трубопроводы) предназначены для перемещения грузов между цехами, холодильником и складами в пределах территории предприятия.

Внутрицеховой транспорт осуществляет перемещение грузов в пределах отдельных цехов, обусловленное технологическим процессом, а внутрискладской - приемку грузов, складирование для хранения и отпуск грузов в складских помещениях (электротележки, трубопроводы, подвесные пути, конвейеры, подъемники, штабелеукладчики, погрузчики, спуски, роликовые пути).

Организация транспортного обслуживания охватывает определение грузооборота и грузовых потоков, выбор системы перевозок и транспортных средств, расчет потребности в транспортных средствах. Рациональной считают такую организацию транспортного обслуживания, которая обеспечивает своевременность доставки грузов в необходимом количестве, без потерь, при сохранении его качества, с наименьшими транспортными расходами и затратами труда, с высоким коэффициентом использования транспортных средств.

Грузооборотом называется общее число грузов, подлежащих перевозке за определенный период времени (сутки, месяц, год). Общий грузооборот складывается из грузовых потоков.

Общий грузооборот предприятия включает грузооборот внешний и внутренний. Внешний грузооборот представляет собой количество грузов, поступающих на предприятие и отправленных с предприятия за определенный период (сутки, месяц, квартал, год) всеми видами транспорта. Внутренний грузооборот - это количество груза, перемещаемого на предприятии между цехами и службами за определенный период, а также внутри них. Грузооборот исчисляют в тоннах.

Грузовой поток - это количество груза, перевозимого за период определенными видами транспортных средств между конкретными пунктами погрузки и выгрузки.

Грузооборот и грузовые потоки служат для правильного выбора транспортных средств, расчета их количества по каждому виду груза, установления маршрутов и системы перевозок грузов.

Для удобства расчета грузооборота применяется специальная таблица, так называемая шахматная, состоящая из двух равновеликих частей, определяющих пункты (приемки-отгрузки), наименование и количество грузов (табл. 16.2).

Каждый груз имеет особенности перевозки, погрузки и выгрузки. Транспорт предприятия должен учитывать их, обеспечивать своевременное перемещение, без потерь - при рациональном использовании грузоподъемности и пробега.

Основную долю перевозок должны составлять постоянные маршруты по повторяющимся заявкам. Тогда можно планировать

Шахматная таблица расчета грузооборта

Пункт отправления

Пункт получения грузов

Подъездные пути

маршруты перевозок, обеспечивающие наилучшее использование грузоподъемности применяемого транспорта. Различают маятниковые и кольцевые маршруты. При маятниковой схеме перевозки ведутся между двумя пунктами. Они могут быть односторонними (транспортное средство движется порожним в хозяйство и затем вывозит груз), двусторонними (перевозка груза в обе стороны) и веерными (в течение суток транспортное средство поочередно делает несколько ездок для обслуживания различных пунктов). Кольцевая схема предполагает последовательное обслуживание нескольких пунктов с отправкой (приемом) грузов от одного пункта к другому. Схема кольцевых маршрутов может быть простой и сложной, с передачей грузов с одного кольца на другой.

Маршруты устанавливаются в соответствии со схемой грузопотоков завода. С учетом избранной схемы и объема перевозок по данной группе грузов определяют выбор транспорта (специальный, общего пользования) и расчет потребности в нем.

Число транспортных средств прерывного действия (автомобили, Ч тп) можно определить с учетом количества перевозимых за смену грузов ((? см), расстояния перевозки (Ь п), средней скорости движения (И д), времени на одну погрузочно-разгрузочную операцию (/ пр), грузоподъемности транспорта (д), коэффициента ее использования (К), продолжительности смены (Т см) и процента регламентированных внутрисменных потерь времени (заправка, зарядка, ремонт) Ц зр):

Если маршрут двусторонний, то число транспорта уменьшается пропорционально сокращению холостого пробега. При кольцевых перевозках дополнительно учитывают фактор числа погрузочно-разгрузочных пунктов (К пр):

где К нп - коэффициент неравномерности грузопотока.

Количество груза, перевозимого за смену, определяется по формуле

где?) г - грузооборот в год, т; К см - количество смен в сутки; Д р - число рабочих дней в году.

Все многообразие грузов, поступающих, перемещаемых внутри предприятия и отправляемых, классифицируют по признакам однородности, транспортабельности, маршрутам перевозок и видам транспортных средств.

При выборе транспортных средств по каждому грузовому потоку прежде всего учитывают характер грузов (сыпучие, жидкие, штучные), вид упаковки (короба, ящики, бочки, фляги, контейнеры и пр.), массу груза, скорость и частоту подачи, маневренность транспортных средств.

Величина грузового потока, рассчитанная в тонно-километрах, зависит не только от объема груза, но и от расстояния, на которое груз перевозится. В свою очередь, грузовой поток и эффективность использования применяемых транспортных средств зависят от системы перевозок.

Внешние перевозки могут осуществляться транспортными средствами предприятия, транспортом поставщика или покупателей,

а также специализированным транспортом автобаз и железной дороги. В последнем случае предприятия заключают с транспортными хозяйствами договоры, представляют заявки на получение вагонов и автомашин.

Централизованная доставка сырья на предприятия и готовой продукции потребителям позволяет организовать доставку грузов по графику и в установленные сроки, устранить простои транспортных средств. Основанием для составления графиков служат данные о величине общего грузооборота, направлениях грузовых потоков, а также выбранные системы перевозок и маршруты.

При этом стремятся к тому, чтобы каждый маршрут обслуживался постоянными транспортными средствами и обслуживающими его рабочими, что уменьшает время на доставку и погрузочно-разгрузочные работы. По каждому маршруту с учетом расстояния, количества обслуживаемых объектов, грузоподъемности машин, времени погрузки или выгрузки рассчитывают общее организационно-техническое время доставки грузов, указывают время прибытия транспорта в пункт и остановки на погрузку (выгрузку).

Маршруты доставки готовой продукции определяют на основании заказов от получателей. Отдел сбыта сначала их обобщает, а затем при необходимости корректирует в соответствии с выпуском продукции и передает согласованные заявки в диспетчерский пункт автотранспортного предприятия. При этом учитывают возможности собственного автопарка по перевозке грузов, количество грузов по видам, то, на какие расстояния и в какие сроки их необходимо перевозить, возможные простои машин в ремонте или по причине бездорожья.

Для повышения эффективности использования автотранспорта (сокращения длительности пробега, уменьшения транспортных расходов), своевременной доставки сырья и продукции предприятия совместно с автотранспортными организациями разрабатывают оптимальные маршруты автомобилей с применением компьютерных программ и экономико-математических методов. Организация работы собственного автотранспорта во многом зависит от профилактики технического состояния и сокращения времени простоя машин в ремонте, четкости диспетчерского управления, заблаговременной подготовки транспортной и грузовой документации, создания достаточного фронта погрузочно-разгрузочных работ, их механизации, обеспечения надлежащего технического состояния весового хозяйства.

При перевозке грузов по железной дороге предприятия представляют в управление железных дорог заявки с необходимыми расчетами и обоснованиями на перевозку сырья и продуктов.

После их рассмотрения и согласования с предприятиями управления устанавливают среднесуточный план подачи вагонов в конкретные пункты погрузки и выгрузки. Если у предприятия имеются собственные тяговые средства, то железная дорога выставляет вагоны на подъездной путь, и дальнейшее маневрирование на нем производится силами предприятия. Вагоны до их разгрузки осматриваются представителем предприятия и железной дороги, затем после их принятия взвешиваются, подаются к местам разгрузки, после чего разгруженные вагоны сдаются железной дороге. Обо всех обнаруженных при приемке вагонов недостатках составляется акт. При простое вагона сверх обусловленного срока предприятие выплачивает штраф.

Для отправки готовой продукции предприятие за день до отправки подает железнодорожной станции заявку на подачу порожних вагонов. Не позднее чем за два часа станция должна сообщить предприятию о времени подачи вагонов. После загрузки в соответствии с грузоподъемностью вагоны взвешиваются на вагонных весах, пломбируются и вместе с сопроводительными документами сдаются железной дороге.

Организация меж- и внутрицехового транспорта непосредственно связана с организацией производственного процесса изготовления продукции.

Для рациональной расстановки оборудования применительно к проблеме транспортировки материалов следует предусмотреть соблюдение следующих условий:

  • проходы должны быть такими, чтобы можно было безопасно пользоваться новейшими типами транспортных средств;
  • первые производственные операции следует разместить как можно ближе к месту поступления материалов и подавать их сразу после приемки;
  • предметы труда должны переходить без промежуточного оседания от одного рабочего места к другому;
  • материалы, требующие промежуточного хранения, следует транспортировать крупными партиями в соответствующей таре (контейнеры, бункеры);
  • в целях экономии площади пола для перемещения материалов необходимо пользоваться подвесными транспортными средствами или надземными емкостями;
  • следует непрерывно удалять отходы во время производственного процесса, чтобы не допускать излишних накоплений их в местах перегрузки и транспортировки;
  • упаковывание продукции по возможности организовать в месте завершения производственных операций, избегать переупаковывания в другом месте;
  • межцеховое перемещение материалов следует осуществлять стандартными партиями в контейнерах;
  • на приемно-отгрузочных площадках целесообразно предусмотреть углубленные пути, чтобы подъемно-транспортные средства могли въезжать на грузовые машины или в товарные вагоны.

При выборе внутризаводских транспортных средств особое внимание уделяют обеспечению комплексной механизации труда, его облегчению на тех участках, где преобладают ручные, многократно повторяющиеся подъемно-транспортные операции.

Для перемещения и штабелирования грузов на рабочих местах производственных участков для разгрузки автомашин и вагонов следует предусматривать по возможности применение вилочных электропогрузчиков. Вместе с тем, при выборе системы транспортировки материалов надо учитывать допустимую нагрузку полов, высоту помещения, размеры дверей, мощности подъемников, изменения вида перемещения материалов по стадиям производственного процесса (непрерывная или прерывная транспортировка насыпных, жидких, штучных материалов).

Для рациональной организации транспортного обслуживания необходимо систематически изучать грузовые потоки, устанавливать оптимальные маршруты, устранять встречные и холостые пробеги транспорта, повышать коэффициент использования их грузоподъемности, сокращать время на погрузку и выгрузку, механизировать погрузочно-разгрузочные операции, применять прогрессивные виды тары, контейнеризацию и бестарное хранение грузов, осуществлять правильную эксплуатацию, обслуживание и ремонт транспортных средств.

Потребность в транспортных средствах (непрерывного и периодического действия) определяют отдельно для внутризаводских и внешних перевозок грузов. Основными данными для расчета являются грузооборот и грузовые потоки, расстояние между отдельными пунктами, грузоподъемность транспортных средств, скорость движения, фонд времени работы за период, продолжительность одного рейса, системы доставки грузов.

Потребность в транспортных средствах непрерывного действия (элеваторы, конвейеры и др.) (Анд) рассчитывают исходя из массы перевозимого груза 0 за смену, часовой производительности транспортного средства (П ч) и фонда времени работы за смену (Ф см)."

П ч =3,6д~,

где д - масса единицы штучного груза, кг; у с - скорость движения транспортера, конвейера, м/с; / - расстояние между двумя смежными штучными грузами на транспортере, конвейере, м.

Потребность в транспортных средствах периодического действия (автотранспорт, электротележки и др.) (УУ НД) определяют исходя из массы перевозимого груза (?)) за сутки, паспортной грузоподъемности транспортных средств Г, коэффициента использования грузоподъемности (К) в зависимости от характера грузов, продолжительности одного рейса (Т Р) и фонда времени работы транспорта за сутки

Продолжительность одного рейса (Т р) рассчитывают исходя из расстояния между пунктами отправки и назначения (2"), скорости движения машины с грузом (у г) и без груза (у 0) времени погрузки (/ п) и выгрузки (/ в) с учетом времени на оформление сопроводительных документов.

Тр=-+-+(? п +0-

Если по условиям эксплуатации предусмотрена временная остановка транспорта (например, зарядка аккумуляторов, заправка машин горючим и пр.), то эта величина простоя транспорта отражается на уменьшении фонда времени работы (Ф с - Т [|р), а потребность в транспорте увеличивается.

Потребность в специализированных вагонах, а также в железнодорожных цистернах рассчитывают исходя из объема перевозок (за месяц, квартал), грузоподъемности вагонов и коэффициента их загрузки, продолжительности одного оборота вагона в сутках и фонда времени в сутках за период (месяц, квартал). При этом продолжительность одного оборота зависит от расстояния доставки, скорости движения, простоев вагонов под погрузку и выгрузку, при формировании состава, на промежуточных станциях и т.п.

После определения потребности в транспортных средствах необходимо предусмотреть улучшение технико-экономических показателей их использования (скорости движения, коэффициентов использования, грузоподъемности, пробега и рабочего времени машин, технической готовности, трудоемкости и себестоимости транспортных работ.

Скорость движения транспортных средств характеризуется технической и эксплуатационной скоростью. Техническая скорость представляет собой отношение длины пройденного пути ко времени, затраченному непосредственно на движение, а эксплуатационная - отношение длины пути ко всему времени на рейс с учетом всех простоев транспортных средств. Чем меньше разница между ними, тем лучше используются транспортные средства.

К, определяется отношением массы перевезенного груза 0 к паспортной грузоподъемности Г, умноженной на количество выполненных рейсов:

К, = я((?/Г п).

На его величину влияют характер перевозимого груза, применяемая тара, неравномерность подачи сырья и материалов.

К пр представляет собой отношение длины пробега автомобиля с грузом I к общей длине пробега:

Величина этого коэффициента увеличивается, если применяют кольцевую систему перевозок, а также если при обратном возвращении транспорта он полностью или частично загружается другим грузом.

Коэффициент использования рабочего времени машин определяют из отношения фактического числа рейсов к нормированному или отношения полезного времени работы машины к календарному. Величина этого коэффициента зависит от затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы, простоев из-за технических неполадок, при ремонте или из-за бездорожья, отсутствия водителей, несвоевременного снабжения топливом, запасными частями и т.д.

Коэффициент технической готовности рассчитывается, исходя из отношения технически исправных и готовых к эксплуатации машин к их списочному парку. Величина его зависит от срока службы и технического состояния машин. Он выше на предприятиях, где правильно организована система технического обслуживания и ремонта, своевременного списания устаревших машин и замены их новыми.

Трудоемкость транспортных работ определяет затраты труда на обслуживание транспортных средств и погрузочно-рагзрузочные работы, приходящиеся на единицу массы груза (по категориям грузов и видам транспортных средств). Эта величина зависит от уровня механизации погрузочно-разгрузочных работ, степени использования грузоподъемности и скорости движения транспортных средств, организации перевозок грузов.

Себестоимость перевозок рассчитывают отдельно для доставки грузов централизованным и собственным транспортом предприятия по каждому виду транспорта, груза и грузовому потоку. Себестоимость перевозки 1 т или 1 т-км определяют из отношения суммы общих затрат по смете к массе перевозимого груза в тоннах или объему перевозок в тонно-километрах.

В себестоимость перевозки грузов централизованным транспортом включают плату по тарифам на перевозку грузов различного класса в зависимости от расстояния их доставки, расходы на погрузочно-разгрузочные работы, а при использовании специализированного транспорта (автоцистерны, изотермические вагоны, авторефрижераторы и др.), кроме того, - надбавки к тарифу на перевозку этим транспортом.

При перевозке грузов собственным транспортом себестоимость складывается из затрат на содержание и эксплуатацию транспортных средств и погрузочно-разгрузочные работы. В затраты на содержание и эксплуатацию транспортных средств входят переменные расходы, зависящие от расстояния доставки грузов (заработная плата шоферов, стоимость горючего и смазочных материалов, амортизация и текущий ремонт транспорта и др.), и постоянные расходы (заработная плата административно-управленческого персонала, затраты на содержание, текущий ремонт и амортизацию зданий и сооружений, подъездных путей и дорог, водоснабжение и канализацию, конторские расходы и др.). Затраты на погрузочно-разгрузочные работы состоят из заработной платы грузчиков, расходов на материалы, содержание, текущий ремонт и амортизацию погрузочно-разгрузочных механизмов, контейнеров, поддонов и других технических средств, используемых для погрузки и разгрузки.

Для расчета потребности в транспорте и последующей организации его работы на предприятии следует рассчитать грузооборот, грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов.

Потребность в транспорте непрерывного действия (транспортер, конвейер) (Ч тн) определяется из величины грузового потока за час (?),) пропускной способности средств в час при перемещении грузов

Расходы на перевозку грузов включают заработную плату водителей и грузчиков с отчислениями на социальные нужды, расходы на ремонт и техобслуживание, на топливо и горюче-смазочные материалы, амортизационные отчисления.

При планировании транспортного обслуживания рассчитывают грузооборот, объем погрузочно-разгрузочных, ремонтных работ, количество транспорта, численность работающих, размер оплаты труда, потребность в топливе и составляют смету расходов на перевозки. Объем плановых расчетов определяют масштабами перевозок и структурой парка машин. Для оценки эффективности транспортного обслуживания определяется себестоимость перевозки 1 т груза и 1 т-км (табл. 16.3).

Таблица 16.3

Себестоимость перевозки 1 тонны груза и 1 тонно-километра

измерения

Горюче-смазочные материалы

Амортизация

Перевезено грузов

Общий пробег

Себестоимость

Для проведения расчетов ежемесячно делают сводку количества перевезенных грузов, величины пробега и текущих расходов. На эффективность работы транспорта влияют срок его эксплуатации, техническое состояние, норма суточного пробега, скорость, качество шин, состояние дорог, время года, прочие факторы. Поэтому применяют ряд дополнительных показателей оценки уровня организации транспортного обслуживания: скорость движения, использование грузоподъемности, величину пробега и рабочего времени.

При определении скорости движения машин различают техническую (У Т) и эксплуатационную (У э) скорость, которые рассчитывают по формулам:

где Ь р - расстояние между пунктами, км; Т Д]1 - время движения от одного пункта до другого, часов; Т сп - время стоянок на промежуточных пунктах, часов; Т снк - время стоянки на начальных и конечных пунктах, часов.

Коэффициент использования грузоподъемности транспорта К ит определяют из отношения массы одновременно перевозимого груза (0 и грузоподъемности транспорта

Коэффициент использования пробега (К ип) определяют из соотношения пути с грузом (Ь Т) и без груза (Ь бТ):

Коэффициент использования рабочего времени (К^) транспорта рассчитывают по фактическому времени работы (Т тф) и календарному (Т тк):

Чем ближе значения технической и эксплуатационной скорости, тем эффективнее используется сменное время, меньше требуется транспортных средств, ниже себестоимость перевозок. Аналогичное воздействие оказывает улучшение использования грузоподъемности транспорта, пробега и рабочего времени.

Оперативное регулирование работы транспорта заключается в составлении программ перевозок и заданий, включая погрузочно-разгрузочные работы, выписки заявок, маршрутных листов, накладных учета проведенных работ.