Меню Рубрики

Adam Monroe Music Rotary Organ v1.3 VST AU AAX WIN OSX (Team DECiBEL) - виртуальный орган Hammond M3. Легендарные электроклавиши

Было время, когда ни одна уважающая себя рок-группа не появлялась на сцене без органа Hammond. Даже в период повального увлечения воспроизведением семплов многие синтезаторы содержали несколько образцов его звука. А сейчас, когда интерес к инструментам прошлого находится на подъеме, Hammond снова востребован музыкантами.

Как это часто случалось с ранними клавишными инструментами, Hammond назван по фамилии его изобретателя. Laurens Hammond (1895-1973) родился в США и в 16 лет получил свой первый патент (из более 80). В 1920 году, с целью создания точных электрических часов, он изобрел cинхронный AC двигатель. Во время Великой Депрессии пришлось искать дополнительные возможные применения для этого мотора и к 1933 году была разработана система создания звука на основе вращающихся дисков.

Синхронный AC двигатель приводит в движение несколько дисков с волнистым краем (по одному диску на каждую ноту), которые вращаются с постоянной скоростью напротив магнита с проводной обмоткой. Количество выступов на диске вместе со скоростью вращения определяют высоту тона производимого звука. Строй является равномерно темперированным.

Для создания разных тембров к основному тону можно добавить до восьми гармоник (ниже и выше основного тона). Уровень громкости гармоник устанавливается специальными регистрами (drawbars). Таким образом, Hammond орган является примером аддитивного (добавочного) синтеза звука.

Первая модель, под названием A, продавалась с 1934 года, но официальной датой ее появления на свет считается 15 апреля 1935 года, когда она была представлена на выставке в Чикаго. Эта модель имела две 61-нотных клавиатуры (нижнюю - Great и верхнюю - Swell), два набора регистров (для каждой клавиатуры) и 25 педалей с двумя собственными регистрами. Две нижние октавы на каждой клавиатуре окрашены противоположным обычному способом и предназначены для вызова пресетных установок регистров.

Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам.

Очень часто последующие модели органа не меняли внутреннее устройство, а лишь заключали его в новый корпус. Однако были и значительные нововведения.

В модели BC, выпущенной в 1936 году, был добавлен хорус, в модели CV (1945 г.) - вибрато, B 3 в 1955 году приобретает функцию перкуссии, а M 3 в 1955 - встроенный усилитель, динамики и ревербератор.

Функция перкуссии позволяет добавить к основному тону дополнительный звук с быстрой атакой. При этом регулируется спад огибающей звука перкуссии и тон (вторая или третья гармоника извлекаемой ноты). Перкуссия добавляется при нажатии клавиши только в том случае, если другие клавиши в этот момент не нажаты. Наиболее известным примером звучания органа Hammond с задействованной функцией перкуссии является вступление к песне Child In Time группы Deep Purple.

Типичный звук органа Hammond тесно связан с эффектом, производимым устройством под названием Leslie (изобретатель Don само-собой Leslie). Этот эффект еще называется эффектом вращающегося динамика, хотя в устройстве вращаются не сами динамики, а рупор (для высокочастотного динамика) и отражатель (для низкочастотного). В результате получается комплексное изменение звука, выражающееся в амплитудной модуляции, частотной модуляции, тембральном смещении и кажущемся движении звука.

Don Leslie предложил свое устройство, работая на фирму Hammond, в качестве замены стандартного тремоло. Идея была отвергнута и Leslie перешел в другую компанию, которая и выпустила первое устройство в 1949 году. С тех пор производились самые разные модели, со встроенным ревербератором, с ламповым и транзисторным усилителем, без усилителя вообще, но наиболее распространена классическая модель 122, впервые появившаяся в середине 1963 года.

В 70-е годы компания Hammond использовала японских разработчиков, один из которых в последствии основал фирму Roland. К 1986 году производство прекратилось и Hammond был куплен фирмой Suzuki, которая, к тому же, владеет и компанией Leslie. Suzuki производит собственные модели Hammond серии XB, но уже на основе принципа воспроизведения семплов.

Цены на оригинальные органы Hammond можно встретить самые разнообразные, но чаще всего это около 2000$ за наиболее популярные модели, типа B 3. Устройства Leslie стоят в районе 500$. Если вам просто нужно что-то похожее по звучанию, то можете попробовать современные имитаторы, например клавишные инструменты Suzuki XB 2, XB 3 и XB 5; звуковые модули Oberheim OB 3 и Peavey Spectrum; специально для имитации эффекта Leslie предназначены DigiTech RPM 1 и Korg G 4.

Среди исполнителей на органе Hammond немало знаменитых клавишников. Но, наверное, самым известным является Keith Emerson, несколько раз признававшийся лучшим клавишником года по опросу журнала Keyboard. Известен он также и достаточно необычным обращением с инструментом. Так, позаимствовав пару фашистских ножей, он использовал их в качестве средства для закрепления звучащих нот, продолжая исполнение обеими свободными руками. Кстати, для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu использовался именно инструмент, чьим владельцем является Keith Emerson.

В заключение познакомим вас с некоторыми примерами установок регистров, используемых в разных жанрах и разными исполнителями.

Gospel: 88 8000 008
Blues: 88 5324 588
Rod Argent: 88 0000 000
Brian Auger: 88 8110 000
2nd Percussion,
C3 Vibrato
Tom Coster (Santana): 88 8800 000
Keith Emerson: 88 8000 000
88 8400 080
Booker T Jones: 88 8630 000
Jon Lord: 88 8000 000
2nd Percussion
Procol Harum: 68 8600 000
2nd Percussion,
soft Percussion,
short decay
Jimmy Smith: 88 8000 000
3rd Percussion,
C3 Vibrato
Steve Winwood: 88 8888 888
80 0008 888
Оценка статьи

Было время, когда ни одна уважающая себя рок-группа не появлялась на сцене без органа Hammond.

Даже в период повального увлечения воспроизведением семплов многие синтезаторы содержали несколько образцов его звука. А сейчас, когда интерес к инструментам прошлого находится на подъеме, Hammond снова востребован музыкантами.

Как это часто случалось с ранними клавишными инструментами, Hammond назван по фамилии его изобретателя. Laurens Hammond (1895-1973) родился в США и в 16 лет получил свой первый патент (из более 80). В 1920 году, с целью создания точных электрических часов, он изобрел cинхронный AC двигатель. Во время Великой Депрессии пришлось искать дополнительные возможные применения для этого мотора и к 1933 году была разработана система создания звука на основе вращающихся дисков.
Электроорган Hammond, которому недавно исполнилось 70, был запатентован 24 апреля 1934 года бывшим часовым мастером Лоуренсом Хаммондом.

Изобретение было прежде всего ориентировано на рынок досуга, хотя не без оснований претендовало на сектор церковных духовых органов, за что изобретатель чуть не получил судебный иск от делающих их компаний. Тяжба эта для Хаммонда кончилось благополучно благодаря заступничеству Федеральной торговой комиссии США, не преминувшей, правда, устроить публичный сравнительный тест изобретения и настоящего духового органа.
Мнения специалистов, сравнивавших звучание инструментов, находившихся за светонепроницаемой занавеской, разделились в пропорции 50 на 50, и за изобретателем оставили право называть свое детище органом. Позже именно Хэммонд запатентовал электромеханический ревербератор на основе спиральной пружины, датчика и звукоизлучателя, широко используемого в последующих поколениях ЭМИ и гитарных комбо.

Лоуренс Хаммонд и его орган.

Конструкция органа была очень необычной для нашего взгляда.
Синхронный AC двигатель приводит в движение несколько дисков с волнистым краем (по одному диску на каждую ноту), которые вращаются с постоянной скоростью напротив магнита с проводной обмоткой. Количество выступов на диске вместе со скоростью вращения определяют высоту тона производимого звука. Строй является равномерно темперированным.

Для создания разных тембров к основному тону можно добавить до восьми гармоник (ниже и выше основного тона). Уровень громкости гармоник устанавливается специальными регистрами (drawbars). Таким образом, Hammond орган является примером аддитивного (добавочного) синтеза звука.

Среди первых покупателей значились также такие незаурядные личности, как Джордж Гершвин и Франклин Рузвельт. Создавая в городке Эванстон, Иллинойс, фирму Hammond Organ Company, ориентированную на производство «колесных» органов, Хаммонд и не подозревал, что придумал самый долгоживущий и любимый музыкантами электронный клавишный инструмент, звучание которого будет будоражить воображение многих последующих поколений. Орган Хаммонда завоевал огромную популярность среди джазовых, блюзовых и рок-музыкантов и даже использовался академическими композиторами, такими, как Штокгаузен, в произведении Mikrophonie II. В бунтарские 60-70-е мировая рок-сцена была буквально взорвана его напористым, сверлящим, перкуссионным звуком, до сих пор вызывающим «мурашки по телу» у ветеранов рок-н-рола.

За 41 год (1934…1975) выпущено 6 серий органов Хаммонда: А (2), А100 (4), В (7), С (6), D (3) и Е (4) — в скобках указано количество подвидов в каждой серии. Наибольшая популярность из обширного семейства выпала на долю модели В-3, поэтому подробнее рассмотрим именно его.

Съем звучания в колесном генераторе

Первая модель, под названием A, продавалась с 1934 года, но официальной датой ее появления на свет считается 15 апреля 1935 года, когда она была представлена на выставке в Чикаго.

Эта модель имела две 61-нотных клавиатуры (нижнюю - Great и верхнюю - Swell), два набора регистров (для каждой клавиатуры) и 25 педалей с двумя собственными регистрами. Две нижние октавы на каждой клавиатуре окрашены противоположным обычному способом и предназначены для вызова пресетных установок регистров.

Hammond орган предназначался для домашнего использования и в качестве альтернативы большим и дорогим церковным органам.

Очень часто последующие модели органа не меняли внутреннее устройство, а лишь заключали его в новый корпус. Однако были и значительные нововведения.
С появлением развитой электроники, менялась и элементная база органов. Уже послевоенные органы строились с использованием вакуумных ламп и уже иногда на ламповых генераторах.

Устройство "гибридного" Hammond с использованием электромеханического и лампового обрудования.



А это ламповый встроенный усилитель на 12 ватт. Качество превосходнейшее.

В модели BC, выпущенной в 1936 году, был добавлен хорус,

В модели CV (1945 г.) - вибрато,

B 3 в 1955 году приобретает функцию перкуссии, а M 3 в 1955 - встроенный усилитель, динамики, эффект Лесли (справа ящик) и ревербератор.

Функция перкуссии позволяет добавить к основному тону дополнительный звук с быстрой атакой. При этом регулируется спад огибающей звука перкуссии и тон (вторая или третья гармоника извлекаемой ноты). Перкуссия добавляется при нажатии клавиши только в том случае, если другие клавиши в этот момент не нажаты. Наиболее известным примером звучания органа Hammond с задействованной функцией перкуссии является вступление к песне Child In Time группы Deep Purple.

Типичный звук органа Hammond тесно связан с эффектом, производимым устройством под названием Leslie (изобретатель Don Leslie).

Этот эффект еще называется эффектом вращающегося динамика, хотя в устройстве вращаются не сами динамики, а рупор (для высокочастотного динамика) и отражатель (для низкочастотного). В результате получается комплексное изменение звука, выражающееся в амплитудной модуляции, частотной модуляции, тембральном смещении и кажущемся движении звука.

Don Leslie предложил свое устройство, работая на фирму Hammond, в качестве замены стандартного тремоло. Идея была отвергнута и Leslie перешел в другую компанию, которая и выпустила первое устройство в 1949 году. С тех пор производились самые разные модели, со встроенным ревербератором, с ламповым и транзисторным усилителем, без усилителя вообще, но наиболее распространена классическая модель 122, впервые появившаяся в середине 1963 года.

В 70-е годы компания Hammond использовала японских разработчиков, один из которых в последствии основал фирму Roland. К 1986 году производство прекратилось и Hammond был куплен фирмой Suzuki, которая, к тому же, владеет и компанией Leslie. Suzuki производит собственные модели Hammond серии XB, но уже на основе принципа воспроизведения семплов.

Jon Hammond играет на Suzuki Hammond XK-1. Гамбург 2007 год.

Цены на оригинальные органы Hammond можно встретить самые разнообразные, но чаще всего это около 2000$ за наиболее популярные модели, типа B 3. Устройства Leslie стоят в районе 500$. Если вам просто нужно что-то похожее по звучанию, то можете попробовать современные имитаторы, например клавишные инструменты Suzuki XB 2, XB 3 и XB 5; звуковые модули Oberheim OB 3 и Peavey Spectrum; специально для имитации эффекта Leslie предназначены DigiTech RPM 1 и Korg G 4.

Среди исполнителей на органе Hammond немало знаменитых клавишников. Но, наверное, самым известным является Keith Emerson, несколько раз признававшийся лучшим клавишником года по опросу журнала Keyboard.

Keith Emerson играет на Yamaha GX-1, серии MOOG, с полноценным хаммондовским звуком.

Известен он также и достаточно необычным обращением с инструментом. Так, позаимствовав пару ножей, он использовал их в качестве средства для закрепления звучащих клавиш, продолжая исполнение обеими свободными руками.

Кстати, для формата MIDI (Musical Instruments Digital Interface) семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu использовался именно инструмент, чьим владельцем является Keith Emerson.

B3 можно назвать одной из самых удачных моделей фирмы Hammond. И, скорее всего, именно она вдохновила разработчиков из Yamaha создать GX-1.
Yamaha GX-1

Красивый хромированный пъедестал многими воспринимался как попытка Yamaha создать "B3 образца 23 века". Так его часто называли.

Стоил GX-1 $60 тысяч и был впервые представлен на выставке NAMM 1973 года. Всего их было выпущено около семи штук, хотя полной информации по количеству нет. Чуть позже Стиви Уандер (Stevie Wonder) дал GX-1 прозвище "машины мечты" ("The Dream Machine"). Бенни Андерссон (Benny Andersson) из группы ABBA сказал, что возможности этого синтезатора не имеют пределов и был прав, GX-1 до сих пор используют для озвучивания фильмов и звукопроизводства в шоу-бизнесе.

В 1976 году был выпущен коммерческий вариант GX-1 - модель CS-80.

Он стоил примерно на порядок дешевле и мог помещаться в специальный кейс. Именно CS-80 мы сейчас имеем в виде программной эмуляции от Arturia - CS80V. Такие композиторы как Ханц Зиммер (Hanz Zimmer) (фильмы "Человек дождя", "Гладиатор" и т.п.) сегодня отдают предпочтение компьютерному аналогу. Ханц Зиммер даже сказал, что продал свой GX-1, поработав с программной продукцией Arturia.

Компания Roland была основана одним из бывших сотрудников фирмы Hammond (!) - Икутаро Какехаши (Ikutaro Kakehashi),

С 1968 года он возглавлял японское отделение Hammond. Какехаши был изобретателем уже другого поколения и формации, к тому же очень удачливым бизнесменом, и можно сказать, что во многом благодаря его стараниям и изобретениям рынок музыкальных инструментов стал набирать обороты. Эра Roland началась в 1972 году.

Наиболее часто используемые сейчас старые инструменты, занимающие достойное место в любой библиотеке звуков (сэмплов) и программных эмуляторов - это ритм и бас-машины - TB-303, TR-808, TR-909, синтезатор TS-404 (Transistor Synth). Существует популярный программный эмулятор Roland TS-404.

Хотя добрая половина разработок из конца 70-х до сих пор не реализована в компьютерном виде. Говоря о заре Roland, мы подразумеваем старт транзисторных музыкальных устройств.

Перевод с английского.

P.S. от Le Français ordinaire.
Когда я добрался до органа "Perle-2" прибалтийского производства в школьном ансамбле, я пытался его настроить на Hammondовский звук. Иногда слышалось, что то похожее. Потом брался в руки паяльник и перерабатывалась схема, благо брошюри "В помощь радиолюбителю" выходили часто, да и журнал "Радио" иногда преподносил удивительные схемы. В итоге "Perle-2" приобрел другой звук.
Сейчас, когда я пишу музыку, часто использую звук Hammond.

Наверное, неправильно будет в финальной части истории про Hammond Organ не рассказать, хотя бы вкратце, про дальнейшую судьбу создателя легендарного инструмента. В 1939 году Лоренс Хаммонд создал Новахорд (Hammond Novachord), один из предшественников современных синтезаторов, работавший по принципу частотных делителей, и благодаря этому имевший полифонию в 72 голоса. Новахорд имитировал звуки, подобные струнным, хорам, а также схожие с клавесинами и фортепиано. Первый экземпляр получил в качестве подарка на день рождения президент США Франклин Рузвельт в 1940 году. Инструмент остался непонятым современниками, так как требовал не только навыков игры, но и технических знаний для создания звуков. Да и наступившие военные годы сделали свое дело – коммерчески Новахорд оказался не особо успешным. Позднее его иногда задействовали при оформлении художественных фильмов в жанрах ужасов и фантастики, а также в телепередачах.

Hammond Novachord

В 1940 году был создан Соловокс (Hammond Solovox), трехоктавный компактный одноголосный электронный инструмент, который производил широкий спектр звуковых эффектов. В период с 1940 по 1948 год были разработаны три модели Соловокса, после чего производство их было прекращено.

Hammond Solovox

Во время Второй мировой войны Хаммонд проектировал средства управления ракетным и бомбовым вооружением и получил патенты на инфракрасные и световые сенсоры для предшественника сегодняшних управляемых ракет, а также на новый тип гироскопа. В 1955 году Хаммонд ушёл с поста президента компании для того, чтобы больше времени заниматься своими инженерными разработками, а 12 февраля 1960 года, в возрасте 65 лет, он совсем удалился от дел. К этому моменту на его счету было около 90 патентов, ещё 20 патентных заявок были удовлетворены уже после его смерти, 3 июля 1973 года.

Очередная серия, Hammond L , орган для начинающих, или, как говорил про модель Кит Эмерсон, "орган для бедных", производилась с 1961 по 1972 годы. Инженеры компании внесли ряд изменений в электрическую цепочку с целью избавиться от слабого, но слышимого щелчка при нажатии клавиши, своеобразного и неповторимого эффекта, столь любимого джазовыми исполнителями. Однако сами инженеры и церковные органисты полагали щелчок помехой, поскольку в духовых органах этот характерный для Hammond звук отсутствует. Слабым местом L были эффекты вибрато и хоруса: их было или чересчур много, или слишком мало.

Самый известный пользователь – Кит Эмерсон, для которого в группе The Nice его купленный в рассрочку L -100 был главным студийным инструментом. Позже, с 1968 года, основным органом Эмерсона стал классический C -3, тем не менее, Кит не отказывался от L -100, используя его для получения звуковых эффектов обратной связи, а также войдя во вкус в деле " target="_blank">опрокидывания и швыряния органа во время концертов и шоу, после которых сцена частенько оставалась в живописных руинах. Этой же моделью пользовался Тийс ван Леер из Focus , Тони Бэнкс из Genesis играл на L -111 в 1969-70, а в 1971-73 – на L -122.

FOCUS Eruption (Jan Akkerman / Tom Barlage / Thijs van Leer / Pierre van der Linden) 1971

Главным очарованием композиций группы Focus , до сих пор остающейся лучшей в истории статьёй голландского рок-экспорта, являлись блестящие импровизации гитариста-виртуоза Яна Аккермана и необычные органные, вокальные и флейтовые вставки бывшего студента амстердамской консерватории Тийса ван Леера ( Thijs van Leer , 31.03.1948), с сильным влиянием ренессансной музыки и фламандских народных мелодий.

KANSAS The Pinnacle (Kerry Livgren) 1975


Едва ли не самая "неамериканская" группа США работала в жанре эпического арт-рока, с почерком, характерным, скорее, для британских команд: с преобладанием жёстких гитарных структур, темы которых обыгрывались скрипичными пассажами Робби Стейнхардта и виртуозными клавишными Стива Уолша ( Steve Walsh , 15.06.1951) Группу было трудно спутать с кем бы то ни было, парадокс в том, что наиболее известна она своим самым "американским" хитом, бестселлером лета 1978 года, Dust In The Wind .

Полупроводниковый транзистор, изобретенный в 1947 году сотрудниками Bell Labs Бардином, Браттейном и Шокли, в 50-х годах стал постепенно вытеснять "лампу", а малые размеры и стабильные характеристики транзисторных устройств, по сравнению с капризным ламповым оборудованием, произвели в мире электроники настоящую "транзисторную революцию". В 1957 году фирма-производитель домашних органов и пианино Gulbransen Company выпустила первый в мире коммерческий орган с транзисторным тон-генератором, Модель В (Модель 1100), правда, в нём всё ещё применялись лампы в блоке усилителя, а годом позже компания Rodgers Instruments Corporation из Орегона произвела первый полностью транзисторный большой церковный орган, Opus 1 (Модель 38), устройство которого стало стандартом для всей индустрии электронных клавишных инструментов. Фирма Хаммонда довольно долго отказывалась от внесения технологических инноваций в принципиальную схему своего детища: последней серией инструментов с колёсным тон-генератором стала серия T , выпускавшаяся с 1968 по 1975 год, в этих органах ламповое усиление окончательно сменили транзисторные технологии, а тремя годами раньше, в мае 1965 года началось производство модели Х-66 , сыгравшей роль своего рода промежуточного звена на пути к полному отказу Hammond Organ Company от движущихся механизмов и ламповой схемотехники.


Hammond X-66

В Х-66 тембральная окраска звука достигалась с помощью транзисторных октавных делителей-фильтров, позволявших добавлять к основному тону до восьми дополнительных гармоник-обертонов. Новшество имело место и в дизайне инструмента: органная консоль нетипично для фирмы устанавливалась на массивных металлических опорах.

Орган Хаммонда мощно, широко и блистательно прозвучал под пальцами музыкантов золотого века рока, середины 60-х - середины 70-х годов (можно назвать, пожалуй, единственного клавишника-виртуоза в джазе, блюзе и рок-н-ролле тех лет, Гарта Хадсона, упорно обходившего Hammond стороной и предпочитавший ему Lowrey ), однако, в силу ряда причин он постепенно начал сходить с рок-сцены. Одной из этих причин являлась необходимость в тщательном и профессиональном уходе, обслуживании и ремонте. Обилие вращающихся деталей, ламповая начинка и километры коммутационных кабелей обязывают его обладателей регулярно проводить их чистку, смазку и юстировку, причём обязательно у квалифицированного мастера. Орган ламповый, поэтому особенно не любит перепадов температуры и высокой влажности. Владельцы В-3 иногда жалуются, что инструмент потерял прежние яркость и пышность звука за годы эксплуатации. Обычно основная причина этого — старение фильтрующих конденсаторов, входящих в состав генератора. Замена их на новые и высокостабильные типы возвращает звучанию плотность, "мерцание" на высоких частотах и общее качество тембра. После процедуры замены любых деталей генератора требуется калибровка его по методикам, описанным ещё в оригинальном патенте Хаммонда. Несмотря на то, что органы Hammond являются электромеханическими устройствами, их строй никогда не изменяется, кроме тех случаев, когда частота тока в электрической сети отклоняется от 50 Гц или 60 Гц (частота сети в США). Такая опасность подстерегает музыкантов в основном на концертах под открытым небом, где используются переносные генераторы питания, и частота может периодически падать ниже 50 Гц, что вызовет выключение органа. Увеличение частоты тока в сети не приводит к выключению инструмента, однако он начинает завышать строй. В 1974 году выпуск классики Hammond B -3 был прекращён. Разумеется, это вовсе не означало, что звук хаммонда исчез из музыкальной палитры джаза, блюза и рок-н-ролла. В первую очередь это, конечно, относится к консервативным в своих предпочтениях джазменам и органным трио.

Слушаем хаммонд-джаз.

JOEY DEFRANCESCO Blues for Bobby C (Jimmy Smith) 2006

Джои ДеФранческо (Joey DeFrancesco, 10.04.1971) – уже много лет лучший органист среди джазменов нового поколения, мировая знаменитость, человек, имеющий бесчисленное количество наград и заслуг, что совсем неудивительно с такой-то генетикой: его отец - знаменитый джазовый органист, "Папа" Джон ДеФранческо, а дед - Джозеф ДеФранческо - был настоящим мультиинструменталистом. Сам Джоив 4 года начал играть на органе, учителем его был великий Джимми Смит, в десять лет он играл с симфоническими оркестрами, а семнадцатилетним юношей на записи местной телепрограммы повстречался с самим Майлсом Дэвисом и произвел на легендарного трубача такое впечатление, что тот немедленно пригласил его в турне. Человек не только талантливый, но и очень весёлый, Джои утверждает, что ещё находясь в утробе своей матери, слышал, как отец играл на органе, причём он уже тогда знал, что звучит именно орган. Записывался вместе со своим учителем и кумиром, Джимми Смитом, с Джоном Маклафлином, Джорджем Бенсоном. В его честь и при его участии была создана именная модель нового Hammond B -3, которую сам Джои называет Numa .

BARBARA DENNERLEIN Swing the Blondes (Barbara Dennerlein) 2005/2006

Пианистка и органистка, первая европейская исполнительница, вошедшая в топ ведущих органистов мира, Барбара Деннерлайн (Barbara Dennerlein , 25.09.1964), начала играть на органе в 11 лет, через три года уже выступала в местных клубах. Барбара (прозвище – "мюнхенское торнадо") не имеет консерваторского образования, считает себя ученицей Джимми Смита (не по технике игры, а - по духу), однажды сопровождала его во время европейских гастролей. Блестяще владеет ножной клавиатурой, любит комбинировать звук своего В-3 с синтезаторными эффектами и сэмплами. "Меня трудно спутать с кем-нибудь другим, у меня свой, очень специфический стиль игры, в основном за счет использования бас-педали. Хаммонд сегодня - редкий инструмент, и когда люди слышат его звуки, у них сразу возникают ассоциации с корифеем джаза – Джимми Смитом. Но если разобраться, то у нас очень разные стили".

TONY MONACO Midnight Special (Jimmy Smith tribute) (народная )2006

Один из лидеров среди сегодняшних органистов-джазменов, Тони Монако ( Tony Monaco , 14.08.1959) начал свою "клавишную" жизнь в восемь лет, с обучения игре на аккордеоне. В двенадцать лет он услышал Джимми Смита и был околдован звучанием хаммонда. В студенческие годы Тони вечерами работал в джаз-клубах своего родного Коламбуса, а на своё шестнадцатилетие получил сказочный подарок: ему позвонил сам Смит с предложением Монако стать его учеником. Через четыре года занятий молодой исполнитель уже выступал вместе со своим Учителем, а также с другими корифеями жанра, Хэнком Марром и Доктором Лонни Смитом, в калифорнийском джаз-клубе Джимми.

Производство легендарных органов было прекращено ещё по одной банальной причине — его вытеснили более лёгкие и дешёвые электронные конкуренты, перевозить и обслуживать которые стало гораздо проще, несмотря на то, что звучание их было достаточно бледным подобием В-3. Робкие шаги синтезатора на заре 70-х годов были лишь предвестником научно-технического прогресса в производстве электронных инструментов и музыкальных компьютеров. Появление более совершенных синтезаторов, секвенсоров, ритм-машин, тембр-блоков и звуковых процессоров, простых в обращении и при этом сравнительно недорогих, совпало с процессом становления новой, пост-панковской культуры, с профессионализацией множества полу-самодеятельных групп. 80-е годы стали десятилетием, когда электроника и компьютерная техника перестали быть диковинкой и стали достоянием не только сугубых профессионалов, а и обычных пользователей без специальной подготовки. В этих условиях сформировался и выдвинулся на передний план новый тип музыканта, представляющего собой, скорее, оркестровщика-программиста, чем импровизатора-композитора, как это было в джазе или в прогрессив-роке.

Слушаем хаммонд-фьюжн.


NIACIN No Man"s Land (John Novello / Billy Sheehan) 2000


Прогрессивное рок-фанк-трио Niacin (от Nicotinic acid, никотиновая кислота, витамин В3) создано в 1996 году по инициативе легендарного бас-гитариста Билли Шихэна. Вторым участником проекта стал не менее известный в джазовых и фанк-кругах ударник Деннис Чамберс. Вспомнив о том, что было время, когда орган Hammond B -3 был зачастую более важной составляющей саунда группы, чем гитара, Шиэн и Чамберс приняли решение - в трио не будет гитары, но будет клавишник, играющий именно на В-3. Этим человеком стал Джон Новелло (Jon Novello, 31.01.1948).


BIG ORGAN TRIO Dragon"s Triangle (Mike Mangan) 2005


Майк Мэнган ( Mike Mangan , ?.?.19??), основатель лос-анджелесской фьюжн-группы (рока в этом фьюжн намного больше, чем джаза, а джаза – намного больше, чем фанка) Big Organ Trio , примечателен своей перкуссионной техникой игры на В-3 и использованием педальных эффектов.

И, наконец, в середине 70-х годов произошёл серьёзный спад интереса к концептуальной рок-музыке, новое поколение слушателей и покупателей пластинок оказалось сориентированным уже на иные формы, не выходящие за рамки развлекательной музыки и песен танцевального характера. Формат записи – от трёх с половиной до четырёх минут на одну песню – предопределил дальнейшую судьбу инструментального исполнительства в рок-культуре. Умение хорошо играть, не говоря уже об умении импровизировать, постепенно оказалось ненужным широкой массе, последующие поколения слушателей перестали воспринимать людей с инструментами, находящихся позади певца, как нечто самоценное, музыканты стали фоном для вокалистов. В поп-музыке тех лет господствовали два совершенно разных по своему социальному содержанию и даже антагонистичных по отношению друг к другу направления. Несмотря на явную несовместимость, их сближает то, что оба они появились по одной и той же причине – как антиподы по отношению к рок-музыке. Речь идёт о массовом увлечением музыкой диско, начавшемся в середине семидесятых годов, сравнимым по масштабам лишь с лихорадкой твиста, и – о грянувшей панк-революции 1977 года. Прошло совсем немного времени, и имидж панка незаметно превратился из вызывающего опознавательного знака в разновидность молодежной моды, и, как следствие, а отчасти, как симбиоз музыки панков и диско, возникло широкое и многообразное течение под названием n ew w ave. Эти катаклизмы, плюс ко всему – металлическое нашествие середины 80-х, серьёзно перекроили музыкальный рынок рок-н-ролла, упростив инструментальное наполнение и вынудив клавишные в группе служить подложкой, одним из элементов общего фона, или "галó", по образному выражению Джона Лорда.

Слушаем хаммонд-хард-рок.

RAINBOW Long Live Rock "n" Roll (Ritchie Blackmore / Ronnie James Dio) 1977


Рассказывают, что однажды Ричи Блэкмор услышал по радио соло на клавишах малоизвестной группы Symphonic Slam, которое ему очень понравилось. Канадский клавишник с классическим образованием Дэвид Стоун (Dave Stone, Michael David Stoyanoff, 1952), по традиции, в группе Блэкмора пробыл недолго, отправившись всего через год в музыкальное небытие.

DEEP PURPLE Lazy (Ritchie Blackmore/Ian Gillan/Roger Glover/Jon Lord/Ian Paice) 1972/2011

Дон Эйри (Donald Airey, 21.06.1950) - ветеран классического рока, участвовавший в записи свыше сотни альбомов, как клавишником, так и аранжировщиком. Классическое пианино начал осваивать с трёх лет, а в подростковом возрасте взялся за хаммонд. В юности Эйри успевал играть в барах и клубах и повышать своё образование (изучал музыку в Ноттингемском Университете и пианино в Королевской Манчестерской Консерватории). Некоторое время зарабатывал на жизнь тем, что развлекал публику на круизных лайнерах. Раздавал свои таланты направо и налево: играл в Rainbow , Whitesnake , Colosseum II, с Оззи, Black Sabbath и Гари Муром, работал вместе с Эндрю Ллойд Уэббером и Jethro Tull , а с 2002 года занял место ушедшего из группы Джона Лорда и стал постоянным участником Deep Purple .

THE BLACK CROWES Thorn In My Pride (Chris Robinson / Rich Robinson) 1992/2008

За неимением качественных роликов Грегга Оллмана из The Allman Brothers Band и Билли Пауэлла из Lynyrd Skynyrd, классический " южный " рок представляют The Black Crowes и мерцающий хаммонд Адама Макдугалла (Adam MacDougall, ?.08.1974)

BLACK COUNTRY COMMUNION Confessor (Glenn Hughes) 2012

Дерек Шеринян ( Derek Sherinian , 25.08.1966) вырос Калифорнии в семье потомков бежавших из Турции в 1915 году армянина и гречанки. В 5 лет начал заниматься на домашнем фортепиано. Среди первых музыкальных влияний – Элтон Джон, а также пластинки Beatles и Боба Дилана из коллекции родителей. Ещё до окончания школы Дерек получает стипендию в Berklee School of Music . В 1989 году музыкальный директор Элиса Купера предложил Дереку занять вакантное место клавишника и отправиться с группой в длительное турне (более 250 концертов!) в поддержку мультиплатинового альбома " Trash ". Позже Элис Купер назовёт Дерека "Калигулой клавишных". На совершенно новый уровень карьера Дерека взлетает, когда он в 1994-м присоединяется к Dream Theater . В группе BCC играет на винтажном Hammond B -3 1962 года. "Я не слушаю клавишных альбомов, мне от них скучно. Думаю, у клавишных есть свое место. Мой стиль игры однозначно агрессивный, и я, конечно, хочу, чтобы мой звук был слышен, но я совершенно не хочу, чтобы все мне подыгрывали. Я – скорее командный игрок. Поэтому мне приятно просто вкладывать в записи свой стиль". ( соло на отметке ролика 4:11 – 4:22)

Слушаем хаммонд - мелодик - рок . (Для ассортимента).


BOSTON Smokin" (Brad Delp/ Tom Scholz) 1978/2008


Эти парни прорвались на вершину чартов как будто бы из ниоткуда. Сегодня мало кто помнит, что первоначально Том Шольц ( Tom Scholtz , 10.03.1947) был клавишником, а лишь затем, выступая по вечерам в бостонских клубах, научился играть на гитаре, став настоящим человеком-оркестром. По-видимому, специалисты звукозаписывающей компании Epic рассчитывали лишь окупить затраты на запись диска Шольца& Co , и вряд ли прогнозировали шквальный успех, обрушившийся на новорожденную группу: альбом Boston только на территории США был продан тиражом 15 миллионов копий. Появление этого альбома помогло вернуть классическому року часть молодёжной аудитории. (соло на отметке 1:45 – 4:01)

REO SPEEDWAGON Roll With The Changes (Kevin Cronin ) 1978

Пусть даже и несколько вторичный, типично американский FM -радио-рок, мелодичный и лёгкий для восприятия, обезоруживающий и привлекательный хард таких команд, как Journey , Foreigner , R . E . O . Speedwagon , поддерживал жизнь классического рока в непростое для него время: конец 70-х - начало 80-х годов. (соло Нила Доти ( Neal Doughty , 29.07.1946) - на отметке 3:12-3:49)

Слушаем хаммонд-панк и хаммонд-брит-поп.

THE STRANGLERS Something Better Change (Jet Black/ Jean Jacques Burnel/ Hugh Cornwell/ Dave Greenfield) 1977


В мае 1975 в "" Melody Maker "" было размещено объявление о том, что ""софт-роковая"" группа ищет клавишника. Откликнувшемуся Дэйву Гринфилду (David Paul Greenfield, 29.03.1949) его будущие коллеги настолько понравились, что он тут же согласился с тем, что играть придется вовсе не софт-рок. Позже критика в один голос объявила Гринфилда последователем Рэя Манзарека, что всегда изумляло его, поскольку он c творчеством The Doors в те годы практически не был знаком: любимыми инструменталистами Гринфилда в начале 70-х годов были Джон Лорд и Рик Уэйкман. После года клубных концертов The Stranglers дебютировали на большой сцене 29 февраля 1976 г. и сразу пришлись по душе поклонникам панка своей мрачной энергетикой. Именно Гринфилд своими виртуозными, мрачными арпеджо добавил жёсткому гаражному панк/паб-року ранних The Stranglers психоделическое измерение. Благодаря бескомпромиссной позиции музыкантов они пользовались большим уважением среди альтернативной молодежи, а диски группы стабильно входили в десятку национального топа. Впоследствии, в отличие от большинства панк-групп, The Stranglers легко и охотно усваивали новшества, как стилистические (их самый известный сингл, "" Golden Brown "", представляет собой вальс) , так и технологические, демонстрируя при этом разнообразие, изобретательность и склонность к неожиданным композиционным решениям. Именно этот новаторский подход к творчеству, во многом инициированный Гринфилдом, обеспечил группе, как впоследствии отмечали специалисты, уникальное место на британской рок-сцене.

THE CHARLATANS The Only One I Know (Jon Baker / Martin Blunt / Jon Brookes / Tim Burgess / Rob Collins) 1990

Мелодии 60-х, органные риффы и захватывающее чувство свободы - три кита, обеспечившие группе широкую поддержку уставших от американского напомаженного глэма фанатов и симпатии критиков, многие из которых назвали творчество ""шарлатанов"" новой психоделией клубного движения 90–х годов. Роб Коллинз (Rob ert Collins, 23.02.1963 – 22.07.1996) - человек, который основал группу, и добился фирменного звучания, был талантливым клавишником и настоящим её лидером. Музыканты записывали пятый студийный альбом, когда в июле 1996 года по дороге в студию Роб, севший за руль в нетрезвом виде, погиб в автомобильной аварии.

Слушаем хаммонд - хип - хоп .

BEASTIE BOYS Root Down (Mike D / Adam Horovitz / Adam Yauch/ Jimmy Smith) 1994

Тут никто даже и не думал играть на клавишных. Парни просто позаимствовали сэмпл Джимми Смита 1972 года Root Down ( And Get It ). (1:31, 1:48-1:56, 3:14-3:24, 3:29-3:34)

Попытки имитации звука Hammond Organ производились неоднократно, но результаты были по большей части весьма приблизительными. Это связано с объективными трудностями, так как синтезировать звук, полученный за счёт вращения механических частей в электромагнитном поле, очень трудно. Сэмплирование настоящего органа Hammond практически ничего не дает, поскольку сходство с оригиналом существует только при игре одиночными нотами. К тому же, практически невозможно сымитировать эффект Лесли с быстрым вращением рупора и ротора. Однако далеко не все попытки имитации оказались провальными, и ближе всего к оригиналу подошли инструменты СХ3 и BХ3 фирмы Korg, специально разработанные в целях имитации звука Hammond. Результаты были настолько успешными, что некоторые музыканты приобрели Korg СХ3 или ВХ3 для того, чтобы иметь запасной вариант на случай непредвиденного сбоя основного инструмента во время концерта.

В конце 80-х годов фирма Suzuki купила торговую марку Hammond и начала выпуск новых органов под названием Hammond-Suzuki. Модели ХВ2 (портативный инструмент с одной клавиатурой), ХB3 (двойная клавиатура) и ХВ5 имеют все те же возможности, что и классические органы Hammond (переключатели регистров, перкуссия для второй и третьей гармоник, щелчок клавиш), отсутствует только характерный механический призвук вращения тонвалов.

В 2007 году Suzuki выпустила New Hammond B -3, имеющий отдельное название Ultimo . Его дизайн принадлежит голландскому художнику-конструктору Мартину Хакстину. Внешний вид органа выполнен не в ретростиле (коричневое лакированное дерево, как в классических хаммондах 30-50-х годов), а в модерновом черно-серебристом тоне, причем полированные черные детали корпуса крыты рояльным лаком, а серебристые части — это настоящие металлические конструкции. Инструмент солидный, его вес — 132 кг. Орган имеет две пятиоктавные клавиатуры и двухоктавную педальную. Генерация звука в органе происходит цифровым способом, но метод синтеза максимально приближен к принципу формирования звука в классическом хаммонде — генератор (т.н. "цифровое звуковое колесо") создает чистую синусоидальную волну без гармоник, а звучание ноты образуется за счет комбинирования сигналов от нескольких "колес".

Всего в инструменте 96 генераторов. Нажатие на клавишу производит замыкание десяти контактов, связанных с генераторами и регистровыми движками, традиционно обозначенными в футах. Положение регистров влияет на уровни сигналов отдельных генераторов в итоговом миксе. Звучит инструмент превосходно — тепло, ярко, как говорят музыканты, "жирно", со всеми характерными для хаммонда тембровыми оттенками. Веяния времени нашли применение в новом Hammond — пресетные установки могут храниться на флэш-карте, для чего имеется соответствующий слот, а для удобства контроля на верхней панели органа находится небольшой жидкокристаллический дисплей. Интересно, нужно ли это кому-нибудь сегодня?

Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам , но инструмент часто использовался в блюзе , джазе , роке (1960-е и 1970-е), а также в госпеле . Широко распространился орган Хаммонда и в военных ансамблях США во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В акустической науке орган Хаммонда (в том числе в СССР начала 1960-х гг.) использовался для изучения специфики музыкального тембра .

В настоящее время (2017) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и называется Hammond Suzuki Co., Ltd.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Технология будущего: искусственный электрический орган

Субтитры

Электрический угорь – это обладатель одной из самых поразительных способностей в животном мире. У этих рыб имеются электрические органы, используемые для нападения на добычу, для защиты от врагов, а также для навигации. Способность электрического угря генерировать электроразряды завораживала учёных на протяжении веков, и теперь они стремятся сымитировать её в попытках создания поистине футуристической технологии – гибкой био-батареи, которую можно было бы носить на наших телах и даже внутри наших тел. Чтобы создать устройство, вдохновлённое электрическим угрём, первое, что нужно понять, – это то, как угри генерируют электричество. Данные рыбы используют для этого специализированные клетки, называемые электроцитами. Электроциты имеют мембраны со специальными каналами, по которым из клетки выкачиваются ионы натрия, а в клетку закачиваются ионы калия. Клетка при этом остаётся нейтрально заряженной. Когда угорь готовится ударить током, каналы с одной стороны мембраны открываются, ионы натрия снова поступают в клетки и генеруется электроразряд, парализующий ничего не подозревающую добычу. Каждая клетка электрического органа даёт напряжение всего лишь около 150 милливольт, но крупные угри имеют многие тысячи таких клеток, действующих вместе как батарея. Нервная система угря устроена таким образом, что позволяет ему активировать все электроциты одновременно и наносить мощный удар током. Учёные из Университета Фрайбурга, Швейцария, сымитировали этот процесс, создав искусственный электрический орган. Они использовали капли гидрогеля для имитации каждой части электроцита – жёлтые и зелёные капли действуют как избирательно пропускающие мембраны, а красные и синие капли содержат разные ионы. Как и в клетках электрического органа угря, необходимо пропустить определённые ионы через мембраны, чтобы генерировать ток. Каждая связка из четырёх капель может создавать примерно такое же напряжение, как электроцит электрического угря. Далее учёные поставили себе цель увеличить напряжение, собрав созданные ими искусственные клетки в единую систему и сымитировав тем самым электрический орган угря. Но как это сделать? С помощью 3D-печати. Когда эти два листа с каплями гидрогеля лежат один поверх другого, они образуют единую длинную линию из искусственных клеток. Таким способом можно генерировать напряжение около ста вольт. Но есть один важный момент: угорь одновременно активирует все свои электроциты, чтобы получить максимальное напряжение. Учёные должны сделать то же самое. Все капли гидрогеля должны контактировать друг с другом одновременно. Листы обеспечивали быстрое соединение, но для по-настоящему синхронного взаимодействия исследователи использовали другой принцип: складывание. Это позволило всем искусственным клеткам почти одновременно контактировать друг с другом. Угорь может заряжать электрический орган прямо в своём теле, с помощью биологических процессов, тогда как искусственный электрический орган должен быть подключён к источнику питания. Исследователи планируют использовать свою разработку для создания контактных линз со встроенными дисплеями, биологических датчиков и переносных технических устройств, и надеются, что найдут способ заряжать их при помощи биологических процессов. В конце концов, если угорь может это делать, то почему бы не научиться и нам?

Устройство

Для имитации звуков традиционного духового органа , имеющего ряды труб во множестве регистров, в органе Хаммонда был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда (с некоторыми допущениями, см. ниже).

Принцип действия его напоминает более ранний электромеханический инструмент - «Телармониум » Тадеуша Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался «фоническим колесом», зубчатым или перфорированным стальным диском, вращающимся возле собственной электромагнитной головки-звукоснимателя. Соотношением количества зубцов (от 2 для басовых колёс до сотен для верхних нот) и частоты вращения определяется высота тона . Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как первичное колебание создаётся не электронным генератором , а электромеханическим генератором переменного напряжения - «фоническим колесом».

Все колёса вращались от общего синхронного электродвигателя через систему передач, гарантировавшую жёсткое соотношение генерируемых тонов, то есть цельность строя. Так как частота вращения двигателя и, соответственно, базовые частоты тонов задавались электросетью, устройство сдвига частоты («питч-шифтер») и вибрато в тех моделях, где оно имелось, было выполнено отдельным электромеханическим блоком на базе устройства, известного среди пользователей «хаммонда» как «сканер» . Принцип действия его подобен вращающемуся трансформатору , только не с индуктивной, а с ёмкостной связью. Лёгкий ротор, вращаемый отдельным мотором, раздавал сигнал по пластинам статора, всё суммировалось электронной схемой - и в итоге позволяло варьировать фазу звукового сигнала со скоростью вращения ротора .

Внешней особенностью органа Хаммонда были небольшие выдвигающиеся ручки-«язычки» - регуляторы, с помощью которых можно было нужным образом подмешивать гармоники в основные тона, формируя новые тембры.

Характерный «щелчок» при нажатии клавиши, который начально считался недостатком конструкции, быстро стал восприниматься как часть фирменного звука инструмента. Звучание имеет и другие примечательные черты, которые при формальном подходе были бы только техническими недостатками. В частности, при формировании тембра вместо целочисленных гармоник основного тона используются ближайшие подходящие основные частоты других тон-колёс, подмешиваемые к взятому тону . В результате для настройки инструмента гарантированно чистым заявляется только тон Ля 440Гц. Другая особенность - слышимые наводки с частотами не взятых нот: тесно расположенные тон-колёса воздействуют на звукосниматели друг друга. Музыканты вполне освоились со столь своеобразно окрашенным звуком, и «недостатки» превратились в «особенности системы», ценимые поклонникаим соответствующих жанров. Впоследствии подобные нюансы усложнили качественную имитацию звука электромеханического «Хаммонда» чисто электронными средствами; выпущенные самой фирмой компактные органы с электронными тон-генераторами звучат менее интересно, а сколь-нибудь качественные имитации начали появляться лишь с развитием мощной аппаратной базы цифрового синтеза.

В органах Хаммонда широко использовались динамики Лесли , хотя изначально детище фирмы «Leslie» было отвергнуто самим изобретателем органа. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент (рупор или заслонку) для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «дрожащий», «плавающий» звук со сложной пространственной панорамой.

Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:

  1. полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
  2. компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.

У большинства «Хаммонд-органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).

Не все «Хаммонд-органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с регуляторами-«язычками» и «фоническими колёсами» считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Однако у этих моделей нет оригинального и характерного звука «колёсных» органов «Хаммонд».

Современные технологии цифровой обработки сигналов и семплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд-орган». Тем не менее, исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд-органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.

Виртуозы органа Хаммонда

  • Рэй Манзарек (1939-2013) - один из основателей и клавишник группы The Doors с 1965 по 1973 года.

Орган Хаммонда был создан в 1935 году. Его отличительной особенностью является то, что он не только механический музыкальный инструмент, и не духовой, как другие органы, а электромеханический. Название инструмент получил по имени своего создателя и проектировщика - Л. Хаммонда.

Первоначальное назначение органа Хаммонда

Это был не столь дорогой инструмент, как обычный духовой орган. Поэтому церкви покупали его как альтернативу. Но оказалось, что орган Хаммонда пригоден для исполнения блюза и другой модной музыки. С тех пор музыкальный инструмент получил более широкое распространение, чем предполагалось. Его применяли военные музыкальные ансамбли, на нем изучали тембр, используя в акустических научных исследованиях. Покупали его и частные лица для домашнего музицирования.

История изобретения

Изобретатель Лоренс Хаммонд имеет значительные заслуги по части открытий. Например, стереокино было первоначально именно его идеей. Всего на его счету около 80 патентов на изобретения, а первый из них получил в 16 лет Хаммонд. которого было тщательно разработано, был не первым его детищем.

Купив бывший в употреблении рояль, он вынул клавиши и использовал их для своих экспериментов в области звуковой генерации. Разработав метод электрического воспроизведения звуков, уже через год конструктор смог представить новый музыкальный инструмент на Промышленной выставке. Основой для синтеза звукового сигнала было воспроизведение с помощью механических фонических колес. Рычаги помогали смешивать различные формы электрического сигнала. Двигатель вращал диски, имеющие волнистую кромку. Клавиатура электрооргана приводилась в действие, в результате каждый диск воспроизводил ноту. Электрический магнит располагался напротив. Из-за скорости вращения и частоты, задаваемой "неровностями" диска, формировался тон определенной высоты. К тону были добавлены несколько гармоник, которые отвечали за более высокие и более низкие звуки. Регистры регулировали громкость. Так синтезировался звук под действием синхронного двигателя, также являющегося изобретением данного автора.

Патент на орган Хаммонда и торговая марка

В наше время японская компания Suzuki является владельцем музыкального бренда Hammond, так как приобрела данную торговую марку. Suzuki, будучи автомобильной фирмой, давно присматривалась к инструменту. Было выпущено несколько аналогий, не идущих в сравнение с первоначальным электроорганом. Их называют лишь муляжами по сравнению с оригинальным инструментом. В 2011 году образовалось подразделение Hammond Suzuki.

Самим Хаммондом инструмент был запатентован в очень короткие сроки, в 1934 году. Видимо, это произошло из-за соответствующей финансовой и политической обстановки. Первоначально поступившая в продажу модель органа имела 2 клавиатуры с 61 нотой. А также была снабжена регистрами для клавиатур, 25 педалями и регистрами для педалей. Орган приобрел значительную популярность, но в этом помог некоторый случай.

Начало популярности

Интересна история о двух инженерах, работавших на Г. Форда, который поручил им сделать электрический орган с заданными габаритами. Время на выполнение поручения было ограничено, и инженеры решили пойти в Патентное Бюро, где и нашли уже выданный Хаммонду патент на подобную разработку. Все параметры были именно такими, как заказывал Г. Форд. Но это не было совпадением. Форд просто заинтересовался новым органом, узнав о нем, и решил выкупить патент, избегая огласки. Ведь автор изобретения может начать торговаться, а Форд этого не любил.

Инженеры пригрозили Хаммонду неприятностями и попросили продать патент. Презентация планировалась только на апрель 1934 года, то есть, через пару месяцев до этого случая. Инженеры получили отказ. Тогда Г. Форд лично попросил привезти ему инструмент после окончания его сборки.

Форд ознакомился с органом и не купил его, хотя сказал, что через два десятилетия каждый должен иметь возможность купить такой домашний музыкальный инструмент. После чего был дан обед. Теперь Форд поинтересовался ценой и, узнав ее, купил сразу 6 экземпляров. Агенты Хаммонда выставили цену в 1250 долларов. Таким образом, первая продажа органов состоялась еще до презентации на Индустриальной выставке искусств.

Компания по продаже электроорганов

Дальнейшую судьбу музыкального инструмента можно назвать счастливой. Хаммонд не делал большую накрутку на каждую продажу. Но надо сказать, что Форд просил его об этом, предлагая деньги и работников для компании. Первый год дал реализацию в 1400 штук органов. Потенциальными покупателями считались церкви, но и множество отдельных граждан, в числе которых был президент Рузвельт, купили инструмент.

Несмотря на высокую цену органа, его популярность была еще более значительной. За два последующих года компания сделала прибыль в сотни тысяч долларов, что по меркам нашего времени эквивалентно миллионам.

Появление противников успешного производства

Те, кто выпускал органы прежних моделей, то есть духовые, понесли убытки из-за компактных габаритов нового инструмента и сравнительной дешевизны. Цены были просто несоизмеримы. Начав проигрывать на рынке, производители прежних органов обратились с жалобой в торговую комиссию. Жалоба содержала просьбу: Хаммонд не должен впредь называть свой инструмент органом. Основанием было прописано отсутствие должного звукового диапазона по оттенкам и гармоникам, достаточного, чтобы соответствовать органу.

Проверка электрооргана на соответствие церковной традиции

Данное заявление не было лишено реальных оснований, так как почти соответствовало действительности. Звучание электрического инструмента отличалось от традиционного церковного органа. Но комиссия не посчитала это очевидным и решила устроить показательное соревнование в церкви при От слушателей было скрыто, на каком инструменте исполняется музыка. Орган Хаммонда или традиционный?

Жюри состояло из студентов, но это была всего одна его часть. Вторая группа включала знаменитых музыкантов и дирижеров. Профессиональные музыканты улавливали различие в большинстве случаев, в то время как студенты не всегда могли отличить исполнения. Но на 100% определить разницу не смогла ни одна группа.

Фирма Хаммонда получила право называть инструмент органом, но было предписано не рекламировать его как инструмент с бесконечным звуковым диапазоном. Точная цифра была определена как 253 миллиона звуков.

Конкуренция

Фирма "Лесли" решила производить свои электронные музыкальные инструменты, аналогичные Hammond, что привело к конкуренции. Электрический ток в Америке начали переводить с частоты 50 Герц на 60. Д. Лесли заменял генераторы тона на органах для соответственного звучания. В то время он хотел работать в фирме Хаммонда, но не был принят. Тогда он решил заняться производством громкоговорителей для электрического органа и достиг превосходства над инженерами Хаммонда.

Leslie выпускала динамики, которые компания Хаммонд применяла в своем органе. Это были сложные части инструмента с вращающимися компонентами. Компании находились во враждебных отношениях, хотя их учредители не ссорились и не дружили. Продукция Д. Лесли не рекламировалась столь же активно, но по качеству выигрывала.

Вражда была прекращена после смерти Л. Хаммонда тем фактом, что в 1980 году его компания купила фирму Leslie по производству динамиков. Сам Лоренс Хамонд умер в 1973 году.

Развитие конструкции инструмента

После появления первой модели последующие музыкальные инструменты изнутри не всегда подвергались большим изменениям. Часто просто заменяли корпус. Но можно упомянуть и о добавочных устройствах, значительно обновлявших конструкцию. Это, например, вибрато, а впоследствии и усилители, которые встраивались в музыкальные инструменты.

Динамики Leslie также обладали необычным эффектом, так как оснащались вращающимися рупором и отражателем. Эти детали находились соответственно в высокочастотном и всего в двух. Звук изменялся по комплексу параметров: тембру, частоте, амплитуде.

Знаменитые исполнители музыки на органе Хаммонда

Органы Хаммонда использовались для исполнения музыки самыми знаменитыми музыкальными коллективами, почти всеми рок-группами. В те времена органный тембр был очень популярен, поэтому без включения его в свою композицию не обходился ни один современный музыкант. Ни одна уважающая себя рок-группа не выходила на сцену без органа Хаммонда. Например, активно применяла его группа Deep Purple, а также "Битлз". Даже в период массового увлечения воспроизведением семплов в некоторых синтезаторах находилось несколько его тембров. В наше время интерес к историческим инструментам возродился, поэтому орган Хаммонда вновь стал востребованным.

Самый знаменитый исполнитель на игравший на Hammond, был избран в результате опроса, проведенного журналом Keyboard. Это Keith Emerson, неоднократно признанный лучшим по результатам года. Кстати, он достаточно необычно обращался со своим инструментом. С помощью обычных ножей он добивался закрепления клавиш, чтобы обеспечить продолжительное звучание нотам, в то время как сам обеими руками продолжал музицировать. Впоследствии именно его инструмент стал использоваться для семплов органа Hammond в популярном звуковом модуле Vintage Keys фирмы E-mu.

Настоящий период в жизни органа

Органы Хаммонда в первоначальном виде перестали производиться в 1976 году, осталась лишь громкая слава. Было произведено множество моделей музыкального синтезатора звука, но большинство называют лишь игрушками по сравнению с оригиналом. Электронный синтез звука, копирующий Hammond на основе микросхем, довольно сложный процесс, если говорить о точном воспроизведении. Но до сих пор многие компании по ремонту инструментов выпускают запчасти для Hammond и ремонтируют его.

В 70-х к производству были приобщены японские инженеры, а в 1986 году компания Suzuki приступила к приобретению марки Hammond. В то время она уже полностью имела фирму Leslie в собственности. Теперь, производя собственные Hammond organ, японская корпорация использует несколько иные методы звукового воспроизведения.