Меню Рубрики

Газпром нефть шельф. Шельфовые проекты Шельфы морей где идет добыча нефти

Одним из главных стратегических направлений развития ПАО «НК «Роснефть» является освоение углеводородных ресурсов континентального шельфа. Сегодня, когда практически все основные крупные месторождения нефти и газа на суше открыты и освоены, когда стремительными темпами идет развитие технологий и добыча сланцевой нефти, неоспоримым является факт того, что будущее мировой нефтедобычи находится на континентальном шельфе Мирового океана. Российский шельф имеет самую большую в мире площадь - свыше 6 млн. км, а «Роснефть» является крупнейшим держателем лицензий на участки континентального шельфа Российской Федерации.

На 01.01.2019 года ПАО «НК «Роснефть» владеет 55 лицензиями на участки в акваториях арктических, дальневосточных и южных морей России. Ресурсы углеводородов по этим участкам оцениваются в 41 миллиард тонн нефтяного эквивалента. Также Компания реализует проект в Черном море у берегов Республики Абхазия, ведет разведку и добычу углеводородов на шельфе Вьетнама и Египта, участвует в проектах на шельфе Мозамбика и Венесуэлы.

Лицензионные участки «Роснефти» расположены в:

По состоянию на 01.07.2019 на 45 лицензионных участках, расположенных на шельфе РФ и внутренних морях России, Компания проводит работы по геологическому изучению недр. 10 лицензий выданы на разведку и добычу нефти и газа, в том числе на 7 участках ведется добыча УВС. Лицензионные обязательства выполняются в полном объеме.

Сегодня основными проектами нефтегазодобычи на континентальном шельфе Российской Федерации в ПАО «НК «Роснефть» являются «Сахалин-1 » , и месторождение Одопту-море «Северный купол » и Лебединское месторождение .

Основные достижения в реализации проектов на шельфе:

  • общий накопленный объем нефти, отгруженный с терминала Де-Кастри с проектов «Сахалин-1» и «Северное Чайво» в 2018 году превысил 100 миллионов тонн;
  • бурение с берега буровой установкой «Ястреб» пяти горизонтальных наклонно-направленных скважин с длиной по стволу 10-11 тыс. м на Северной оконечности месторождения Чайво;
  • бурение самых протяженных скважин в мире на месторождении Чайво проекта «Сахалин-1»;
  • кратчайшие сроки по мобилизации и подготовке к бурению «Центрально-Ольгинской» поисковой скважины, продиктованные климатическими ограничениями на Хатангском лицензионном участке.

По итогам 2018 года добыча углеводородного сырья на шельфовых месторождениях в доле Компании составила почти 9 млн т н.э.

Стратегическим направлением развития шельфовых проектов «Роснефти» является освоение континентального шельфа Арктических морей. По своему совокупному нефтегазовому потенциалу осадочные бассейны российского арктического шельфа сравнимы с крупнейшими нефтегазоносными регионами мира. По оценкам специалистов, к 2050 году Арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30 процентов всей российской нефтедобычи.

Практический старт широкомасштабным работам по освоению арктического и дальневосточного шельфа «Роснефть» дала в августе 2012 года, когда Компания приступила к полевым работам в Карском, Печорском и Охотском морях. За период с 2012 по 2018 гг. «Роснефть» выполнила беспрецедентный объем сейсморазведочных работ. Всего на арктических и дальневосточных лицензионных участках было проведено более 170 тыс. пог. км 2D-сейсморазведочных работ в том числе 144 тыс. пог. км на участках арктического шельфа, 26,8 тыс. пог. км на шельфе Дальнего Востока.

Для уточнения геологического строения перспективных структур и планирования поискового бурения на выбранных структурах на лицензионных участках арктического и дальневосточного шельфа в 2012-2018 гг выполнено 29,5 тыс. кв. км 3D-сейсморазведочных работ. В результате проведенных геологоразведочных работ выявлено и детализировано более 450 локальных перспективных структур. За 2012-2018 гг. на шельфе Арктики и Дальнего Востока Компания пробурила 7 поисково-разведочных скважин, и открыла 2 новых месторождения.

В южных морях за 2012-2018 гг. Компания выполнила 3,8 тыс.пог.км сейсморазведочных работ 2D, 3,5 тыс. км 2 сейсморазведочных работ 3D, пробурила 3 скважины.

3 апреля 2017 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным был дан старт бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1».

По результатам бурения скважины была подтверждена нефтегазоносность акватории моря Лаптевых и открыто месторождение «Центрально-Ольгинское с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти. Строительство скважины -1» завершено 1 мая 2018 года.

В марте 2018 года «Роснефть» завершила бурение первой сверхглубоководной скважины «Мария-1» на лицензионном участке «Западно-Черноморская площадь» на шельфе Черного моря. Строительство скважины завершено 15 марта 2018 года.

На текущий момент проводится анализ результатов бурения, который позволит уточнить геологическую модель шельфа Черного моря и спланировать продолжение поисково-разведочных работ на лицензионных участках Компании.

Важнейшим принципом реализации шельфовых проектов «Роснефти» является безусловное следование требованиям российского природоохранного законодательства и международных соглашений на всех этапах работ, с соблюдением всех норм экологической и промышленной безопасности. В период проведения морских операций осуществлялось постоянное наблюдение за морскими животными.

Выявление и предупреждение экологических рисков являются обязательной частью любого проекта «Роснефти» в области разведки и добычи. В Компании разработаны стандарты экологической безопасности, основополагающим направлением которых является применение технологий снижающих негативное воздействие на окружающую среду.

Начиная с 2012 года Компания проводит изучение гидрометеорологических, ледовых, инженерно-геологических и экологических условий на лицензионных участках в Арктике. В 2018 г. Компанией при участии специалистов ООО «Арктический научный центр» (АНЦ, входит в состав корпоративного научно-проектного комплекса «Роснефти») организованы комплексные научно-исследовательские экспедиции, в ходе которых проведены исследования в морях Арктики (Карское, Лаптевых, Чукотское).

Особое внимание в программах экспедиционных исследований уделялось комплексному изучению ледовой обстановки в районах планируемых работ. Собран и обобщён большой объём информации о гидрометеорологическом и ледовом режимах в районе айсбергопродуцирующих ледников, проведены наблюдения за дрейфом айсбергов и исследования механических свойств морского льда. Дополнительно в ходе экспедиций выполнялись попутные судовые метеорологические наблюдения, исследования белых медведей, а также мониторинг морских млекопитающих и птиц.

По результатам 19-й арктической научно-исследовательской экспедиции «Кара-лето-2018» выданы рекомендации по проведению экспедиционных работ по отработке элементов системы управления ледовой обстановкой (СУЛО) на акватории юго-западной части Карского моря. Проведенные исследования показали, что применение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) как для авиационной разведки в акватории проведения работ, так и для постановки буёв-ответчиков на потенциально опасные ледяные образования, позволяет исключить дорогостоящие услуги по привлечению самолетов и вертолетов ледовой разведки. Кроме того, применение БПЛА исключает риски для персонала при постановке буёв на айсберги. Результаты исследований обеспечат планирование сил и средств СУЛО, организацию их работы и взаимодействия в ходе ликвидации угроз со стороны опасных ледяных образований.

В октябре 2018 г. начаты полевые исследования прочностных свойств морского льда. К работе приступили партии ледоисследователей на полигонах в море Лаптевых - в том числе, базирующиеся на научно-опорной базе Хастыр, функционирующей с 2016 г. Изменения свойств льда за весь период его существования будут изучаться по единой методике для четырех полигонов, расположенных в морях Лаптевых, Охотском и Японском. Будут одновременно исследованы все типы однолетнего морского льда (тонкий, средний, толстый, распресненный), что является уникальным для отечественных ледовых исследований. Полученные зависимости позволят определить годовую изменчивость прочностных свойств льда при расчете нагрузок на морские нефтегазопромысловые сооружения.

Экспедицией также проведена профилактика ранее установленного в Карском море гидрометеорологического оборудования - автоматических метеорологических и притопленных автономных буйковых станций.

Комплекс выполненных в ходе экспедиции мероприятий позволил специалистам «Роснефти» получить уникальный опыт и компетенции, необходимые для обеспечения безопасности проведения геологоразведочных работ на шельфе арктических морей.

С летнего сезона 2016 г. продолжается проведение круглогодичного мониторинга природно-климатических условий на акватории Хатангского залива, целью которого является сбор первичных данных и разработка методики пересчета прочностных свойств морского льда в различные периоды его образования.

Особое внимание Компанией уделяется сохранению окружающей среды и экологического разнообразия Арктического региона. В 2018 году завершена двухлетняя научно-исследовательская работа по учету численности и распределению белых медведей в зоне ответственности «Роснефти» в Карском море.

Кроме того, специалистами АНЦ завершены работы по разработке методики геокриологического картирования арктического шельфа и построению цифровых карт геокриологического районирования Карского моря и моря Лаптевых. Начальный этап включал систематизацию фактических материалов и разработку научно-методических подходов к экстраполяции фактических данных на картируемую акваторию; разработку структуры и наполнение перечня имеющихся литературных и фондовых источников. В результате проведенных научно-исследовательских работ была разработана методика геокриологического картирования масштаба 1:2 500 000, создана компьютерная база данных распространения и условий залегания субаквальных многолетнемерзлых пород, составлена карта геокриологического районирования шельфа Карского моря и моря Лаптевых масштаба 1:2 500 000 и пояснительная записка к ней. Были сформулированы основные направления дальнейших исследований криолитозоны шельфа Арктических морей России.

Выполняются работы по изучению и мониторингу морских млекопитающих Черного моря. В 2018 г. проведен анализ фондовых данных, включая данные Компании, первый полевой этап (морская экспедиция), обобщена информация о выбросах китообразных на Краснодарском побережье и побережье Крыма. В 2019 г. планируются работы по авиационному учету китообразных и еще одна морская экспедиция.

Продолжены работы по формированию Базы данных природно-климатических параметров Арктического шельфа и поддержки Атласа по Арктическим морям.

Для успешной реализации проектов на шельфе Арктики «НК «Роснефть» провела оценку потребности в судах обеспечения и сопровождения буровых работ на лицензионных участках Компании. Определены основные типы судов и морских сооружений, необходимых для реализации шельфовых проектов Компании. К каждому типу разработаны функциональные требования. Благодаря запуску проектов в Арктике, «Роснефть» формирует якорный заказ для отечественной промышленности и заинтересована в локализации новых технологий и современных производств. Большую часть заказов на строительство буровых платформ, труб и другого оборудования планируется разместить на российских предприятиях.

Весной 2014 года «Роснефть» опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. Таким образом, компания уже анонсировала российским производителям заказы на более чем 20 наименований судов и авиатехники, запрос на российское нефтепромысловое и буровое оборудование — еще около 30 позиций. Только в Архангельской и Мурманской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе в выполнении заказов Компании будет задействовано более 100 предприятий.

С целью освоения Арктического шельфа «Роснефть» ведет активную работу по созданию уникальной производственной базы морской техники. Одним из направлений работ по решению этой задачи станет создание на базе ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» промышленного и судостроительного кластера на Дальнем Востоке России, ядром которого будет новая верфь — судостроительной комплекс «Звезда» в городе Большой Камень.

Судостроительный комплекс «Звезда» создан на базе Дальневосточного завода «Звезда» Консорциумом АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк». Проект комплекса предполагает строительство тяжелого достроечного стапеля, сухого дока и производственных цехов полного цикла Судостроительный комплекс «Звезда» будет выпускать крупнотоннажные суда, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники.

В сентябре 2017 на ООО «ССК «Звезда» состоялась церемония закладки четырёх многофункциональных судов-снабженцев усиленного ледового класса. Суда будут сданы в эксплуатацию в 2019-2020 г.г. и будут обеспечивать морские буровые работы на Арктических лицензионных участках компании. Оператором судов выступит ООО «Роснефтефлот».

В октябре 2017 года АО «Роснефтефлот», дочернее общество НК «Роснефть», заключило с ООО «ССК «Звезда» договоры на строительство десяти арктических танкеров-челноков дедвейтом 42 тысячи тонн каждый. Танкеры усиленного ледового класса ARC7 предназначаются для работы во льдах толщиной до 1,8 м при температуре атмосферного воздуха до минус 45 градусов.

11 сентября 2018 года в присутствии Президента Российской Федерации на стапеле «Звезды» был заложен первый танкер класса «Афрамакс». Сейчас на «Звезде» изготавливают и собирают секции первых трех судов. Первый «Афрамакс» будет спущен на воду уже в 2020 году.

Реализация проекта будет способствовать развитию судостроительного и промышленного кластера и локализации производства судового оборудования на Дальнем Востоке России, обеспечению возможности выполнения проектирования на территории Российской Федерации арктических танкеров-челноков, формированию оптимального портфеля заказов для загрузки судостроительного комплекса «Звезда».

В рамках XXI Петербургского международного экономического форума при поддержке ПАО «НК «Роснефть» Судостроительный комплекс «Звезда» подписал с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz (GTT) меморандум о взаимопонимании по вопросу проектирования и строительства грузовых систем для судов-газовозов СПГ (сжиженного природного газа).

Суда-газовозы могут быть востребованы при реализации ряда проектов по освоению шельфовых месторождений, а также для транспортировки добытого на территории Российской Федерации природного газа.


Западная Арктика

Общая информация

На континентальном шельфе морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 19 лицензионных участков:

  • 7 участков в Баренцевом море — Федынский, Центрально-Баренцевский, Персеевский, Альбановский, Варнекский, Западно-Приновоземельский и Гусиноземельский;
  • 8 участков в Печорском море — Русский, Южно-Русский, Южно-Приновоземельский, Западно-Матвеевский, Северо-Поморские-1, 2, Поморский и Медынско-Варандейский;
  • 4 участка в Карском море — Восточно-Приновоземельские-1, 2, 3 и, Северо-Карский.


в морях Западной Арктики

Суммарные извлекаемые ресурсы нефти и газа участков по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 01.01.2019 г., оцениваются в 16 млрд. т.н.э.

На территории участков открыто пять месторождений (Победа в Карском море, Северо-Гуляевское, Медынское-море, Варандей-море и Поморское в Печорском море). Суммарные извлекаемые запасы категорий С1+С2 указанных месторождений на 01.01.2019 года составляют:

  • нефть+конденсат - 247 млн. т.
  • газ - 501 млрд. м3

За период с 2012 по 2018 гг. Компания выполнила 70 тыс.пог.км аэрогравимагниторазведочных работ, более 70 тыс. пог. км 2D сейсморазведки, и около 24 тыс. кв. км. 3D сейсморазведки, провела инженерно-геологические изыскания на 15 площадках для бурения поисковых и разведочных скважин, проведены 3 геологических экспедиции. С целью мониторинга экологического состояния ежегодно выполняется обследование устьев раннее пробуренных скважин в акваториях Печорского, Баренцева, и Карского морей.

В 2014 году на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 была пробурена скважина Университетская-1 в акватории Карского моря, подтвердившая наличие залежей углеводородов в перспективном нефтегазоносном регионе. По результатам бурения скважины открыто нефтегазовое месторождение «Победа» с извлекаемыми запасами (по категории С1+С2) 396 млрд.куб м свободного газа и 130 млн.т нефти.

На лицензионных участках шельфа морей Западной Арктики «Роснефть» выполняет лицензионные обязательства с опережением установленных сроков и существенным превышением объемов работ по лицензиям.


Восточная Арктика

Общая информация

На континентальном шельфе морей Восточной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 9 участков:

  • 5 участков в море Лаптевых — Усть-Оленекский, Усть-Ленский, Анисинско-Новосибирский, Хатангский и Притаймырский;
  • 1 участок в Восточно-Сибирском море — Восточно-Сибирский-1;
  • 3 участка в Чукотском море — Северо-Врангелевские-1,2 и Южно-Чукотский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа морей Восточной Арктики по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 01.01.2019 г., составляют более 13,7 млрд. т н.э., без учета ресурсов участка Восточно-Сибирский-1, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 4,6 млрд. т н.э.

За период с 2012 по 2018 гг Компания выполнила 225 тыс.пог.км аэрогравимагниторазведочных работ, более 73 тыс. пог. км сейсморазведочных работы 2D, проведены 7 геологических экспедиций.

В декабре 2015 года «Роснефтью» была получена лицензия на разработку Хатангского участка, расположенного в Хатангском заливе в юго-западной части моря Лаптевых на севере Красноярского края. 3 апреля 2017 года было начато и 1 мая 2018 года завершено стрительство поисковой скважины «Центрально-Ольгинская-1».

По результатам бурения скважины была подтверждена нефтегазоносность акватории моря Лаптевых и открыто месторождение «Центрально-Ольгинское с извлекаемыми запасами (по категориям С1+С2) более 80 млн тонн нефти.

Лицензионные участки ПАО «НК «Роснефть»
в морях Восточной Арктики


Дальний Восток России

Общая информация

На континентальном шельфе Охотского и Японского морей в Дальневосточном федеральном округе ПАО «НК «Роснефть» является участником проекта «Сахалин-1» по разработке на условиях СРП месторождений Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и вместе с дочерними и совместными предприятиями владеет еще 17-ю лицензиями на участки, а именно:

  • 12 участков на шельфе острова Сахалин — Северный купол месторождения Одопту-море, Северная оконечность месторождения Чайво, Лебединское нефтегазоконденсатное месторождение, месторождение Кайганско-Васюканское - море, Дерюгинский, Астрахановское море — Некрасовский, Северо-Венинское газоконденсатное месторождение, Восточно-Прибрежный, Амур-Лиманский, Восточно-Кайганское месторождение, Центрально-Татарский, Богатинский;
  • 5 участков на примагаданском шельфе — Магадан-1,2,3, Лисянский, Кашеваровский.

Извлекаемые ресурсы углеводородов на участках шельфа Охотского моря по результатам аудита, выполненного компанией ДеГольер и МакНоттон по состоянию на 01.01.2019 г., составляют 1,7 млрд т н.э., без учета ресурсов участков Амур-Лиманский, Богатинский и Центрально-Татарский, оцениваемых ПАО «НК «Роснефть» в объеме 651 млн. т н.э.

На территории участков открыто 8 месторождений (Лебединское, Одопту море Северный купол, Чайво, Аркутун-Даги, Одопту-море, Кайганско-Васюканское - море, Северо-Венинское, Восточно-Кайганское).

104 млн. т нефти и конденсата и 151,5 млрд. м3 газа.

Карта лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»
в Охотском море

В проведении Компанией геологоразведочных работ на шельфе Охотского моря можно выделить два временных периода: первый с 1996 по 2011 год и второй с 2012 года по 2017 год. В течение первого периода геологоразведочные работы проводились в основном на участках шельфа у острова Сахалин по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-3» (Венинский блок), «Сахалин-4» и «Сахалин-5», Лебединский и на Западно-Камчатском участке на севере Охотского моря. За это время было выполнено 12,5 тыс. пог. км сейсморазведочных работ 2Д, 4,1 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д, 700 пог. км электроразведочных работ, пробурено 9 поисково-разведочных скважин и открыто 3 месторождения — Кайганско-Васюканское море в 2006 году, Северо-Венинское в 2009 году, Лебединское в 2011 году.

Во время второго периода с 2012 по 2017 год «Роснефть» получила новые лицензии на 5 участков континентального шельфа в северной части Охотского моря (Магадан-1,2,3, Кашеваровский, Лисянский) и 7 участков у острова Сахалин (Восточно-Прибрежный, Амур-Лиманский, Дерюгинский, Богатинский, Лебединский, месторождение Кайганско-Васюканское-море, Северо-Венинское месторождение). В 2016 году была получена лицензия на Центрально-Татарский участок на шельфе Японского моря.

В этот период «Роснефть» существенно увеличила объемы сейсморазведочных работ на лицензионных участках. За 7 лет было выполнено около 27 тыс. пог. км сейсморазведочных работ 2Д, более 5,7 тыс. кв. км сейсморазведочных работ 3Д, более 1,7 тыс. пог. км электроразведочных работ, проведены инженерно-геологические изыскания на трех площадках перспективных площадей для определения точек бурения поисковых скважин, пробурено 5 поисково-разведочных скважины. Значительный объем геологоразведочных работ выполнен на лицензионных участках магаданского шельфа с опережением сроков установленных обязательствами по лицензиям.


Северная оконечность месторождения Чайво

Общая информация

В 2011 году ПАО «НК «Роснефть» получила лицензию на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов на лицензионном участке «Северная оконечность месторождения Чайво», который расположен в пределах мелководной части северо-восточного шельфа острова Сахалин. Начальные извлекаемые запасы нефти и конденсата на месторождении — свыше 14 млн тонн; газа — свыше 20 млрд куб. м.

В мае 2014 года «Роснефть» приступила к реализации масштабного проекта по освоению запасов нефти Северного Чайво. На проекте Северное Чайво применена инновационная технология бурения горизонтальных скважин с берега с рекордными отходами от вертикали с использованием уникальной буровой установки «Ястреб».

В конце 2014 года завершено строительство временной обвязки и начата добыча из двух первых скважин. В 2015 году пробурена и введена в эксплуатацию третья эксплуатационная скважина, начато бурение четвертой добывающей скважины. В 2016 году с ускорением графика введены в эксплуатацию четвертая и пятая нефтяные скважины с глубиной по стволу 10496 м и 11163 м соответственно.

Скважины с большим отходом от вертикали на северной оконечности месторождения Чайво являются уникальными по сложности конструкции. На скважинах применены высокотехнологичные системы заканчивания с устройствами контроля притока для ограничения прорывов газа и обеспечения максимальной накопленной добычи.

Фактическая добыча нефти и конденсата за 2018 год составила - 0,74 млн тонн, суммарный объем поставленного газа потребителям - 0,09 млрд куб. м. В феврале 2018 года ПАО «НК «Роснефть» добыло шесть миллионов тонн нефти на северной оконечности месторождения Чайво с начала реализации проекта.

Нефть, добываемая на месторождении, относится к марке SOKOL и обладает превосходным качеством. В нефти очень низкое содержание серы — 0,25%, плотность — 0,825-0,826 кг/м 3 (36,8 градусов API). Вся добываемая нефть отгружается нефтеналивными танкерами с терминала «Де-Кастри» в Хабаровском крае в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Попутный нефтяной газ реализуется на внутреннем рынке потребителям Дальнего Востока.

«Лебединское месторождение»

Добыча нефти на месторождении Лебединское (шельф Охотского моря) ведется с 2014 года. Оператор - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз». Добыча ведется четырьмя эксплуатационными скважинами. Добываемая на Лебединском месторождении нефть по качеству близка к нефти марки SOKOL.

Фактическая добыча нефти за 2018 год на месторождении составила - 0,27 млн тонн, добыча газа - 0,09 млрд куб. м.

В 2018 году Компания провела работы по корректировке границ Лебединского участка, в результате которых была увеличена ресурсная база месторождения. В 2018 году введен в эксплуатацию нефтепровод «Лебединское - Одопту-море».

«Месторождение Одопту-море (Северный купол)»

Месторождение Одопту-море (Северный купол) - первый добычной шельфовый проект в России. Добыча нефти началась в 1998 году. Оператором по добыче нефти и газа на месторождении является ООО «РН-Сахалинморнефтегаз».

Добыча нефти ведется горизонтальными скважинами, пробуренными с береговых площадок. Пробурено 40 эксплуатационных скважин со значительным отходом от вертикали (до 5-8 км). Действующий фонд скважин по состоянию на 01.01.2019 - 28 нефтяных добывающих и 7 нагнетательных.

Фактическая добыча нефти за 2018 год составила - 0,38 млн тонн, добыча газа - 0,14 млрд куб. м.


Южный регион

Общая информация

ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 7 участков в российских акваториях Черного, Каспийского и Азовского морей: Темрюкско-Ахтарский участок и месторождение Новое в Азовском море, Северо-Каспийский участок и месторождение Западно-Ракушечное в Каспийском море, Туапсинский прогиб, Западно-Черноморская площадь и Южно-Черноморский участок на шельфе Черного моря. Кроме того, Компания имеет лицензию на Гудаутский участок в Абхазском секторе Черного моря.

Ресурсный потенциал участков оценивается в 3,4 млрд. т нефти и конденсата и 61,5 млрд. куб. м газа, без учета ресурсов участка Западно-Черноморская площадь, ресурсы которого «Роснефть» оценивает более чем в 500 млн. т нефти.

Извлекаемые запасы в доле ПАО «НК «Роснефть» составляют:

  • нефть+конденсат - 7,2 млн. т.
  • газ - 1,6 млрд. м3

За 2012-2018 гг. Компанией выполнено более 3,8 тыс.пог.км сейсморазведочных работ 2D, около 8,3 тыс. км 2 сейсморазведочных работ 3D, инженерно-геологические изыскания на 11 площадках, пробурено 3 скважины, организовано три полевых геологических экспедиции на прилегающей суше.

Основными инвестиционными проектами «Роснефти» на шельфе южных морей России являются проекты по освоению лицензионных участков Черного моря. Эти участки обладают огромным ресурсным потенциалом, однако поиски и разведка скоплений нефти и газа в их недрах участков требуют значительных инвестиций в связи с большими глубинами дна моря (до 2,2 км) и необходимостью использования специальной техники, устойчивой к воздействию морской воды с высоким содержанием сероводорода. В марте 2018 года была пробурена первая сверхглубоководная скважина «Мария-1» на лицензионном участке «Западно-Черноморская площадь». Строительство скважины завершено 15 марта 2018 года. На текущий момент проводится анализ результатов бурения, который позволит уточнить геологическую модель шельфа Черного моря и спланировать продолжение поисково-разведочных работ на лицензионных участках Компании.

Также ведется плановая работа по проведению ГРР и на участках Компании в Каспийском и Азовском морях - научно-исследовательские, сейсморазведочные работы и подготовка к поисковому и разведочному бурению.

На этапе разработки на шельфе Азовского моря находится проект месторождение Новое.

«Месторождение Новое»

По результатам проведенных геологоразведочных работ на Темрюкско-Ахтарском лицензионном участке в Азовском море в 2007 году открыто месторождение Новое с извлекаемыми запасами 2,4 млн. т нефти и 0,9 млрд. куб. м газа. В 2013 году была получена лицензия на разработку месторождения Новое.

Добыча на месторождении начата в сентябре 2016 года из расконсервированной поисковой скважины Новая-1. Накопленная добыча нефти с начала разработки на 01.01.2019 составляет - 71,9 тыс тонн (в доле Компании - 36,8 тыс тонн), добыча газа - 106,8 млн куб. м (в доле Компании - 54,6 млн куб. м).

Карта лицензионных участков ПАО «НК «Роснефть»
в Южном регионе

Строительство буровой платформы заключается в доставке на место предполагаемой добычи и последующего затопления основания плавучей конструкции. На этот своеобразном «фундаменте» затем надстраивают остальные необходимые компоненты.

Изначально такие платформы изготавливались при помощи сварки решетчатых башен, имеющих форму усеченной пирамиды, из металлических труб и профилей, которые затем намертво прибивали сваями к морскому или океанскому дну. На таких конструкциях впоследствии устанавливалось необходимое буровое или эксплуатационное оборудование.

Когда появилась необходимость разработки месторождений, расположенных в северных широтах, потребовались ледостойкие платформы. Это привело к тому, что инженерами были разработаны проекты сооружения кессонных оснований, фактически представляющих собой искусственные острова. Сам такой кессон заполняют балластом, в качестве которого, как правило, выступает песок. Ко дну моря такое основание прижимается под действием своего собственного веса, на который действуют силы гравитации.

Однако, со временем размеры морских плавучих сооружений стали увеличиваться, что вызывало необходимость пересмотреть особенности их конструкций. В связи с этим, разработчиками американской компании Kerr-McGee был создан проект плавучего объекта, имеющего форму навигационной вехи. Сама конструкция является цилиндром, нижняя часть которого заполнена балластом.

Днище этого цилиндра ко дню крепится с помощью специальных донных анкеров. Такое техническое решение дало возможность строительства достаточно надёжных платформ воистину гигантских размеров, которые используются для добычи нефтяного и газового сырья на сверхбольшой глубине.

Справедливости ради стоит сказать, что каких-либо принципиальных отличий между процессом извлечения углеводородного сырья и его последующей отгрузки между добывающими скважинами морского и сухопутного типа нет.

Например, основные элементы стационарной морской платформы совпадают с основными элементами сухопутного промысла.

Главная особенность морской буровой – это, в первую очередь, автономность её работы.

Чтобы достичь такой автономности, морские буровые установки оборудуют очень мощными электрическими генераторами, а также опреснителями морской воды. Запасы на удаленных от берега платформах возобновляются с помощью обслуживающих судов.

Также применение морского транспорта необходимо для доставки всей конструкции к месту добычи, в случае проведения спасательных и противопожарных мероприятий. Транспортировка добытого с морского дна сырья осуществляется посредством донных трубопроводов, а также с помощью танкерного флота или через плавающие нефтехранилища.

Современные технологии в случае, если место добычи расположено неподалеку от побережья, предусматривают бурение наклонно-направленных скважин.

aligncenter="" wp-image-1366="" size-medium="" https:=""> добыча нефти и газа” width=”600″ height=”337″ />

В случае необходимости этот технологический процесс предусматривает применение передовых разработок, позволяющих дистанционно управлять буровыми процессами, чем обеспечивается высокая точность проводимых работ. Такие системы предоставляют оператору возможность отдавать буровому оборудованию команды даже с расстояния нескольких километров.

Глубины добычи на морском шельфе, как правило, находятся в пределах двухсот метров, в отдельных случаях достигая значения в полкилометра. Применение той или иной буровой технологии напрямую зависит от глубины залегания продуктивного слоя и удалённости места добычи от берега.

На участках мелководья, как правило, возводят укреплённые основания, представляющие собой искусственные острова, на которых впоследствии монтируется бурильное оборудование. В некоторых случаях на мелководье применяется технология, предусматривающая ограждение участка добычи системой дамб, что дает возможность получить огороженный котлован, из которого затем можно откачать воду.

В случаях, когда от места разработки до берега – сотня или более километров, без использования плавучей нефтяной платформы уже никак не обойтись. Самыми простыми по своей конструкции являются платформы стационарного типа, однако их можно применять только при глубине добычи несколько десятков метров, поскольку на таком мелководье есть возможность закрепить стационарную конструкцию при помощи свай или бетонных блоков.

Начиная с глубин около 80-ти метров, начинается использование плавучих платформ, оборудованных опорами. На участках с большими глубинами (до 200 метров) закрепить платформу уже становится проблематично, поэтому в таких случаях используются буровые установки полупогружного типа.

На месте такие платформы удерживаются с помощью якорных систем и систем позиционирования, которые представляют собой целый комплекс подводных двигателей и якорей. Бурение на сверхбольших глубинах осуществляется с помощью специализированных буровых судов.

При обустройстве морских скважин применяется как одиночный, так и кустовой методы. В последние годы стали практиковать применение так называемых передвижных буровых оснований. Сам процесс морского бурения выполняется при помощи райзеров, которые представляют собой опускаемые до самого дна трубные колонны больших диаметров.

После того, как процесс бурения заканчивается, на дно ставится многотонный превентор, который представляет собой противовыбросную систему, а также устьевая арматура. Все это дает возможность предотвратить утечки добываемого сырья из пробуренной скважины в открытые воды. Кроме того, обязательно устанавливается и запускается контрольно-измерительное оборудование, следящее за текущим состоянием скважины. Сам подъем нефти на поверхность производится при помощи системы гибких шлангов.

Как становится понятно, сложность и высокий уровень технологичности процессов по освоению морских месторождений – очевидны (даже без углубления в технические детали таких процессов). В связи с этим возникает вопрос: «Является ли такая сложная и затратная нефтедобыча целесообразной?» Однозначно – да. Здесь основными факторами, говорящими в её пользу, являются постоянно растущий спрос на нефтепродукты при постепенном истощении сухопутных месторождений. Все это перевешивает затратность и сложность такой добычи полезных ископаемых, поскольку сырье востребовано и окупает затраты на свою добычу.

И газа” width=”600″ height=”414″ />

В настоящее время Россия и некоторые азиатские страны в ближайшем будущем планируют нарастить мощности в морской добыче углеводородов. И обусловлено это чисто практической стороной вопроса, поскольку многие российские месторождения имеют высокую степень выработанности, и пока они приносят доход, необходимо обустройство альтернативных месторождений с большими запасами сырья, чтобы впоследствии безболезненно перейти на морскую добычу.

Несмотря на существующие технологические проблемы, высокие трудозатраты и большие капитальные вложения, извлеченная с морского и океанского дна нефть уже сейчас является конкурентоспособным товаром и прочно занимает свою нишу на мировом рынке углеводородного сырья.

Самой большой нефтяной платформой в мире считается размещенная в Северном море норвежская платформа под названием «Тролл-А». Её высота составляет 472 метра, а общая масса – 656 тысяч тонн.

В Соединенных Штатах датой начала американской морской нефтедобычи считают 1896-ой год, а её основателем – калифорнийского нефтяника по фамилии Уильямс, который уже в те годы бурил скважины, используя построенную им собственноручно насыпь.

В 1949-ом году на расстоянии 42 километра от Апшеронского полуострова, на металлических эстакадах, которые были возведены для нефтедобычи со дна Каспийского моря, построили целый поселок, который был назван «Нефтяные Камни». В этом поселке обслуживающие работу промысла люди жили по нескольку недель. Эта эстакада (Нефтяные Камни) даже появилась в одном из фильмов «Бондианы», который назывался «И целого мира мало».

С появлением плавучих буровых платформ появилась необходимость обслуживания их подводного оборудования. В связи с этим стало активно развиваться глубоководное водолазное оборудование.

Для быстрой герметизации нефтяной скважины в случае возникновения аварийных ситуаций (к примеру, если шторм бушует такой силы, что буровое судно на месте удержать не удается), используется превентер, который представляет собой своеобразную пробку. Длина такой «пробочки» может доходить до 18-ти метров, а весить такой превентер может до 150-ти тонн.

Основным побудительным мотивом к развитию морской нефтедобычи стал мировой нефтяной кризис 70-х годов прошлого столетия, спровоцированный эмбарго, наложенным странами ОПЕК на поставку черного золота западным странам. Такие ограничения вынудили американские и европейские нефтяные компании искать альтернативные источники нефтяного сырья. Кроме этого, освоение шельфа стало вестись более активно с появлением новых технологий, которые уже в то время позволяли производить морское бурение на больших глубинах.

И газа” width=”556″ height=”376″ /> Самая большая в мире морская буровая платформа Troll

Начало разработке шельфа Северного моря было положено в момент открытия у голландского побережья газового месторождения под названием Гронинген (1959-ый год). Интересно, что название этого месторождения привело к появлению нового экономического термина – эффект Гронингена (по-другому – «голландская болезнь»). Суть этого термина с экономической точки зрения – значительное удорожание национальной валюты, которое произошло из-за резкого увеличения объемов экспортных поставок газа, что крайне негативно отразилось на прочих отраслях экономики, связанной с экспортно-импортными операциями.

Проект по добыче первой российской арктической нефти вступил в активную фазу в середине 2013 года. «Приразломная» обеспечивает выполнение всех технологических операций, в том числе бурение скважин, добычу, хранение, подготовку и отгрузку нефти на танкеры. «Приразломная» - первая в мире стационарная платформа, с которой начали добывать нефть на шельфе Арктики в сложных условиях дрейфующих ледовых полей.

Опорное основание платформы - кессон - представляет собой уникальную разработку: он несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно кессонная часть позволяет «Приразломной» успешно противостоять арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу персонала. Высота кессона составляет 24,3 метра, т.е. почти равна высоте девятиэтажного дома.

В кессоне МЛСП «Приразломная» находится состоящее из 16 отсеков нефтехранилище, а над ним расположены все остальные технологические комплексы и системы платформы. В танках--нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти – то есть они постоянно заполнены либо нефтью, либо водой. Такой способ хранения исключает образование любой взрывоопасной среды, что является дополнительным условием безопасности платформы.

МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. КУПОНы расположены на противоположных концах платформы, что делает возможным беспрепятственный подход танкеров к платформе в любых погодных и навигационных условиях.

Устройства КУПОН оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). КУПОН отслеживает перемещения танкера в секторе 180°. В случае его отклонения от сектора, обслуживаемого одним устройством, проводится отшвартовка танкера и переход к другому КУПОНу.

Схема отгрузки нефти

Особое внимание уделяется вопросам безопасности: отгрузка нефти начинается только при единовременном соблюдении 30 необходимых условий. Линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая в случае необходимости позволяет практически мгновенно остановить отгрузку - максимум за 7 секунд.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку, при которой расстояние от танкера до МЛСП «Приразломная» составляет 80 ±6 м. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая, несмотря на ветер и волны, позволяет удерживать танкер на месте. Скорость загрузки танкера может доходить до 10 тыс. м3/час, что позволяет загрузить танкер нефтью ARCO за 8-9 часов. Постоянное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими мощными комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях.

Новый сорт нефти, добываемый на Приразломном месторождении, носит название ARCO – из начальных букв английских слов «Arctic» и «oil». Новый сорт нефти впервые поступил на мировой рынок в апреле 2014 года.

Нефть ARCO отличается высокой плотностью (около 24 АПИ) и содержанием серы около 2,3%, а также низким содержанием парафина. Относительно тяжёлая по сравнению с обычной российской экспортной нефтью, ARCO хорошо подходит для глубокой переработки на заводах северо-западной Европы. Из нее производятся уникальные химические продукты, которые могут использоваться в дорожном строительстве, шинном производстве, в космической и фармацевтической промышленностях.

Арктика - зона стратегических интересов РФ. Россия заинтересована в Арктике по многим причинам. Одна из главных – материальная. Регион, как считается, содержит 30% мировых неразведанных запасов газа и 13% – нефти (оценка Геологической службы США). Эти ресурсы, помимо прочего, могли бы стать потенциальным источником привлечения инвестиций в российскую экономику.

Проходящий через Арктику Северный морской путь (в 2014 году по нему были перевезены рекордные 4 млн тонн грузов) также заключает в себе экономический потенциал – в том числе для развития северных регионов России.

Нефтяные и газовые месторождения во многих регионах мира находятся в фазе истощения. Арктика же, напротив, остаётся одним из немногих районов планеты, где энергетические компании почти не вели активную добычу. Это связано с тяжёлыми климатическими условиями, которые затрудняли извлечение ресурсов.

В Арктике, между тем сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. По оценке геологической службы США, в регионе залегают 90 млрд баррелей нефти, 47,3 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата. Контроль над этими запасами позволит арктическим государствам в будущем обеспечить высокие показатели темпов роста национальных экономик. Более подробно о российских мы уже писали здесь.

Сегодня поговорим о другом — почему добыча нефти в Арктике — это плохая идея. На официальном сайте Гринпис России указываются 10 причин, указывающих на опасность и недальновидность действий со стороны любых стран, заинтересованных в добыче нефти в арктической зоне.

Разберем на примере единственной стационарной нефтяной платформе — «Приразломная», ведущая добычу нефти на российском арктическом шельфе. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на «Приразломной» был добыт миллионный баррель нефти.

Платформа находится в 55 км к северу от посёлка Варандей в Ненецком автономном округе и в 320 км к северо-востоку от города Нарьян-Мар.

Лицензия на Приразломное месторождение принадлежит компании ООО «Газпром нефть шельф» (дочернее общество ОАО «Газпром нефть»). Платформа создана специально для разработки месторождения и осуществляет все необходимые технологические операции - бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. Уникальность «Приразломной» в том, что впервые в мире добыча углеводородов на арктическом шельфе ведётся со стационарной платформы в сложных условиях дрейфующих ледовых полей. Платформа рассчитана на эксплуатацию в экстремальных природно-климатических условиях, отвечает самым жестким требованиям безопасности и способна выдержать максимальные ледовые нагрузки.

Несмотря на все вышесказанное, и заверения нефтедобывающей компании о максимальной безопасности и способности выдерживать любые нагрузки, Гринпис России, по роду своей деятельности, считает добычу нефти на «Приразломной» опасным занятием.

Итак, что же это за причины:

1. Нефть арктического шельфа слишком дорогая.

Себестоимость добычи нефти на «Приразломной» - 30 долларов за баррель. Это примерно в 3 раза дороже, чем добывать нефть на суше. На страхование экологических рисков «Газпром» - одна из самых преуспевающих компаний в мире - заложил 175 тысяч долларов. Для сравнения авария в Мексиканском заливе обошлась в 41,3 млрд долларов.

2. Убрать нефть в Арктике крайне сложно.

В мире нет эффективных методов уборки нефтепродуктов во льдах. Последний опыт ликвидации аварии был у Норвегии. Но и там, используя самые современные методы, смогли собрать только половину разлившегося мазута.

3. Артика охлаждает климат нашей планеты.

Сжигание нефти провоцирует изменение климата и таяние арктических льдов, а без них солнечная радиация отражается все хуже, и Земля нагревается быстрее.

4. Нефть уже загрязняет Арктику.

Ежегодно российские реки выносят в Северный Ледовитый океан до 500 000 тонн нефтепродуктов, которые образовались, в том числе в результате аварий при добыче и транспортировке нефти.

5. Нефть из Арктики нам не нужна.

Россия первая страна в мире по количеству аварий на трубопроводах. Сначала нам стоит устранить утечки нефти, а затем сосредоточиться на развитии энергоэффективных технологий. Если внедрить их у нас к 2020 году, это поможет сэкономить нефти в 8 раз больше, чем предполагается добывать на платформе «Приразломная».

6. К бурению не готовы.

Первая буровая платформа в Арктике - «Приразломная» принадлежит дочерней компании «Газпрома». Она запущена с большим количеством технических недоработок и без эффективного плана ликвидации аварийных разливов.

7. К аварии не готовы.

В этом плане обозначены также 7 судов для борьбы с разливами. У компании Shell, которая собирается бурить на шельфе Аляски, в распоряжении имеется 9 судов, у Cairn Energy, работавшей в Гренландии, - 14. Для сравнения, чтобы устранить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе, было задействовано 6000 судов.

8. Животные страдают от промышленного освоения Арктики.

Даже сейсморазведка нефтяных запасов может вызывать гибель мальков рыб и зоопланктона, патологические болезни у китов и других животных. Разлив нефти на платформе «Приразломная» может привести к массовой гибели тюленей, полярных медведей, птиц и других животных.

9. Запасов нефти хватит на три года.

По информации геологоразведочной службы США, в Арктике сосредоточено до 90 млрд баррелей нефти. Цифра немалая. Однако она обеспечит общемировой спрос на нефть всего на три года.

10. Последствия любой катастрофы будут сказываться десятилетия.

Шторма, туманы и полярная ночь затрудняют любые работы по уборке нефти, значит, ее большая часть неизбежно осядет на дно и останется на берегах. В холоде нефть разлагается дольше. Более 20 лет прошло с момента крупной аварии танкера Эксон Валдис, а на побережье Аляски до сих пор находят нефть.

Авария на «Приразломной»: зона риска

Авария на платформе «Приразломная» может нанести серьезный урон природе - пострадают акватория и побережье Печорского моря, несколько заповедных территорий. Как будет распространяться пятно нефти в случае возможного разлива, зависит от многих факторов: времени года и суток, направления и скорости ветра, ледовой обстановки. По расчетам ученых, в зону риска попадёт огромная площадь: 140 000 квадратных километров акватории Печорского моря (это примерно четыре Байкала!) и свыше 3 000 километров береговой линии. От нефти могут пострадать заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий», которые находятся всего в 50-60 км от «Приразломной». Это значит, авария может нанести серьезный ущерб популяциям таких животных, как белуха, морж, гренландский тюлень, белый медведь.

Сценарий возможного разлива

Ученые рассмотрели десятки тысяч возможных сценариев разлива. На этой карте - один из них. Если авария будет крупной (в море попадет 10 000 тонн нефти), то при соответствующем направлении ветра и течений, уже через сутки нефть достигнет острова Долгий. А спустя еще четыре дня на берегу окажется свыше 100 тонн нефти. Западное побережье острова Долгий - часть заповедника «Ненецкий», место обитания моржа, а также множества птиц: малого лебедя, белощекой казарки, гаги-гребенушки, сапсана, орлана-белохвоста, беркута, кречета. Нефтью может быть загрязнено до 40 км побережья. Но никаких средств для спасения животных в аварийном плане оператора «Приразломной» не предусмотрено, а для уборки берега в арсенале компании значится 15 лопат, 15 ведер, 1 кувалда…

А теперь более наглядно:

Энергетический потенциал развития экономики во многом зависит от морского будущего нефти и газа. На этом настаивают углеводородные эксперты. В нашей стране промышленное освоение континентального шельфа заявлено как перспективное. Однако достижение результата предполагает согласованное решение целого ряда правовых, инвестиционных, геологоразведочных, инфраструктурных и экологических задач.

Рентабельность месторождений на шельфе, прежде всего, обусловлена применением эффективных технологий добычи и . При этом конечные потребители углеводородов всё большее значение придают возможностям нефтегазоподготовки как фактору достижения качества товарной продукции. Мировой опыт в этом направлении наращивается и сегодня приходит в Россию. Труднодоступные, но такие желанные углеводороды из подводных недр уже ждут промышленной добычи.

  1. Мировые запасы нефти и газа континентального шельфа.
  2. Распределение добычи нефти на континентальном шельфе по регионам мира.
  3. Распределение добычи газа на континентальном шельфе по регионам мира.
  4. Запасы углеводородов на континентальном шельфе России.

Морской континентальный шельф представляет собой подводное продолжение поверхности материка (с небольшим уклоном - примерно 1-2 м на 1 км). Ширина шельфа варьируется от 50 до 100 км, глубина внешней границы находится в пределах 120-150 м, подводный склон материка заканчивается подножием. Шельф имеет одинаковое с материком геологическое строение, что имеет принципиальное значение для его промышленной разработки.

Освоение месторождений у моря началось в середине 19 века на прибрежных территориях Каспия (Апшеронский полуостров в районе Баку). Здесь же менее 100 лет назад открылась промышленная эксплуатация буровых платформ на сваях. Начиная с 1960-х гг., широкое применение получает подводная добыча нефти и газа.

Разработка месторождений на морском шельфе - это наукоёмкий, сложный по технологиям и в то же время опасный процесс, когда оборудование устанавливается и эксплуатируется в экстремальных условиях окружающей среды (сильные шторма, приливы и отливы, морская соль, сероводород, критически низкие температуры и сложнейшая ледовая обстановка). Тем не менее, перспективы добычи на шельфах основаны на экономической целесообразности и подтверждаются исследованиями, по которым в недрах под морским дном содержится половина общемировых запасов углеводородов.

Прогнозы говорят о том, что более 60% площади континентального шельфа имеют запасы углеводородов. Каждый год в мире бурится около 1 тыс. поисково-разведочных и примерно 2 тыс. эксплуатационных скважин различного типа. Всего пробурено более 100 тыс. скважин. Разведано более 2 тыс. шельфовых месторождений нефти и газа, большинство из которых - гигантские и крупные по объёму запасов.

Основные подводные залежи нефти и газа сосредоточены в Персидском заливе (Саудовская Аравия, Катар). Здесь находится более половины мировых запасов нефти. Крупнейшие месторождения углеводородов разрабатываются также в Гвинейском и Мексиканском заливе, в акватории Маракайбо (Венесуэла), в морях Юго-Восточной Азии, Бофорта и в Северном море (Норвегия). Добыча углеводородов в море составляет примерно треть от мировой добычи.

По данным IFP Energies nouvelles (IFPEN) и IHS Energy, мировые запасы нефти и газа континентального шельфа в 2010 г. оценивались примерно в 650 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (или 650 Gboe, диаграмма 1 ). При этом доля запасов нефти составляла 275 Gboe, а газа - 375 Gboe. Суммарная добыча нефти в 2010 г. на морских шельфах нашей планеты составляла 23,6 млн. баррелей в сутки, а газа - 2,4 млрд.м 3 в сутки (диаграммы 2 и 3 ).

Россия находится на пороге промышленного освоения континентального шельфа (по территории - это более 6 млрд.км 2 , что составляет 22% площади шельфа Мирового океана). Это самый большой по площади шельф в мире, извлекаемые углеводородные ресурсы которого оцениваются в 98,7 млрд.т. в пересчёте на условное топливо. При этом около 85% разведанных запасов сосредоточено на шельфе арктической акватории (Баренцево море, Карское море). Континентальный шельф Дальнего Востока содержит примерно 12-14% запасов. На шельфах Балтийского, Каспийского, Чёрного, Азовского морей также отмечен ряд месторождений (диаграмма 4 ).

Несмотря на то, что большая часть континентального шельфа находится в северных и арктических районах, морская добыча нефти и газа в России выделена в качестве приоритетной деятельности, способствующей развитию нефтегазовой отрасли и экономики в целом. Государственные планы предусматривают к 2030 г. увеличить добычу нефти на шельфе в 5 раз - с текущих 13 млн.т. до 66,2 млн.т.; добычу газа планируется поднять в 4 раза - с 57 млрд.м 3 до 230 млрд.м 3 . Достижению этих показателей будет способствовать правительственная Программа освоения шельфа до 2030 г. Экономический эффект от её реализации рассчитан в сумме 8 трлн.руб.

Успех на шельфе куётся на земле

  1. Технологическая платформа с оборудованием для подготовки нефти и газа.
  2. Наземные установки обезвоживания природного газа и регенерации ТЭГ.

Добыча нефти на континентальном шельфе осуществляется с помощью специальных гидротехнических сооружений - буровых платформ. Эти платформы делятся на три типа: самоподъёмная, полупогружная и буровая платформа гравитационного типа. Применяются также буровые суда, технологические платформы и плавучие комплексы добычи, хранения и отгрузки нефти. Выбор типа платформы зависит от условий эксплуатации (удалённости от берега, глубины моря, климата) и способов разработки месторождения (сетка разбуривания скважин, дебит нефти).

Несмотря на различие в конструкции платформ, все они схожи в одном - это предельно компактные сооружения с необходимым производственным оборудованием «на борту». Для каждого месторождения разрабатывается свой проект комплектации буровой платформы. При этом в условиях ограниченного пространства тщательно оптимизируется размещение бурового, эксплуатационного, технологического и энергетического оборудования.

Профессионалы нефтегазовой отрасли относят к приоритетным задачам технологическое обеспечение подготовки добываемой нефти и газа. Нефтегазоподготовка - это обязательный этап, предваряющий транспортировку, хранение и переработку углеводородов. Как правило, подготовка состоит из ряда операций: разделение нефти и газа, сепарация, осушка, удаление соединений серы, ртути, углекислого газа и солей, компримирования и др.

К примеру, для достижения высокого товарного качества из пластовой нефти удаляется (ПНГ). Перед транспортировкой на переработку или использованием в виде топлива, ПНГ очищают от примесей, воды и сероводорода. Производятся расчёты температуры точки росы газа по воде и углеводородам, определяется теплотворная способность ПНГ и его компонентный состав.

Технологический опыт, накопленный на земле, последовательно внедряется при освоении морских месторождений.

Мировой опыт приходит в Россию

  1. Модульная установка осушки газа COMART.
  2. Система очистки шельфового газа от соединений серы COMART.
  3. Модульная установка COMART для регенерации ТЭГ.

Успех в промышленной добыче углеводородов во многом зависит от испытанного в деле технологического оборудования, создаваемого на основе оригинальных конструкторских разработок и инженерных решений. Мировой опыт выполнения таких проектов положен в основу создания систем нефтегазоподготовки для месторождений России и стран СНГ.

В условиях развёртывания промышленной добычи нефти на шельфах именно применение эффективных технологий нефтегазоподготовки помогает добиться необходимого качества товарной продукции, сократить издержки и повысить экономическую привлекательность конкретных месторождений. В этом направлении действует известная инжиниринговая компания COMART - признанный лидер в разработке современных систем подготовки нефти и газа.

Оборудованием COMART оснащены месторождения ведущих добывающих компаний, среди которых: ExxonMobil, BP, Shell, Eni, Saudi Aramco, Repsol YPF, Petrobras, NIOC, Maersk Oil, ONGC и др. Только на морских шельфах успешно реализованы 32 проекта нефтегазоподготовки, что позволяет гарантировать решение самых сложных технических задач и в экваториальных водах, и в северных морях.

На сайте могут быть опубликованы материалы из открытых источников (программные коды, изображения и др.). Все права на подобные материалы принадлежат их авторам. Если вы являетесь правообладателем таких материалов и не согласны с их использованием на этом сайте, пожалуйста, свяжитесь со мной.