Меню Рубрики

Не стоимостной критерий по 44 фз. Как оценить конкурсные заявки по установленным критериям

Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

1. Для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 311-ФЗ.

3. В случаях, предусмотренных в соответствии с частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.

4. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

5. Сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.

6. Сумма величин значимости критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности), а также на финансирование проката или показа национального фильма, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). В случае, если при заключении таких контрактов критерий, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не используется, величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, должна составлять не менее чем двадцать процентов суммы величин значимости всех критериев (за исключением случая, предусмотренного частью 8 статьи 37 настоящего Федерального закона). Величина значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи, при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до нуля процентов суммы величин значимости всех критериев.

7. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся произведений литературы и искусства, применяются в отношении:

1) литературных произведений;

2) драматических и музыкально-драматических произведений, сценарных произведений;

3) хореографических произведений и пантомимы;

4) музыкальных произведений с текстом или без текста;

5) аудиовизуальных произведений;

6) произведений живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;

7) произведений декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8) произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

11. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению .

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: значимость стоимостных критериев оценки - 40 процентов, значимость нестоимостных критериев оценки - 60 процентов.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27.1 настоящих Правил.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

13. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.

15. Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке (предложению) такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.

II. Оценка заявок (предложений) по стоимостным критериям оценки

16. Количество баллов, присуждаемых по критериям оценки "цена контракта" и "стоимость жизненного цикла" (), определяется по формуле:

а) в случае если ,

,

б) в случае если ,

,

где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками закупки.

17. Оценка заявок (предложений) по критерию оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" может производиться при закупке товаров или работ по созданию объектов, которые, отвечая основным функциональным и качественным требованиям заказчика, могут различаться по стоимости эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Исходя из особенностей закупаемых товаров, создаваемых в результате выполнения работ объектов, заказчик вправе установить в документации о закупке и учитывать при оценке один или несколько видов эксплуатационных расходов либо совокупность предполагаемых расходов.

Виды оцениваемых эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке, устанавливаются заказчиком в документации о закупке исходя из особенностей закупаемого товара (объекта) и предполагаемых условий его эксплуатации и ремонта (использования результатов работ).

Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ" (), определяется по формуле:

,

Минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается.

18. Предложение участника закупки о сумме расходов на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара (объекта), заявка (предложение) которого оценивается (), определяется по формуле:

,

n - число видов эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке;

Сумма эксплуатационных расходов, предусмотренных i-й заявкой по виду расходов (t), в течение срока службы или эксплуатации товара (объекта), указанного в документации о закупке.

19. В случае если все заявки содержат одинаковые предложения по критерию "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ", оценка заявок (предложений) по указанному критерию не производится. При этом величина значимости критерия "цена контракта" увеличивается на величину значимости критерия "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ".

III. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

20. Оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах "а" и "в" пункта 25 настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21-24 настоящих Правил.

21. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20

Минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

22. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется:

;

при этом ,

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

Предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых меньше предельно необходимого минимального значения, установленного заказчиком.

23. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется по формуле:

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

24. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил установлено предельно необходимое максимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (), определяется:

а) в случае если , - по формуле:

б) в случае если , - по формуле:

при этом ,

КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

Количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

25. Показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара;

в) соответствие экологическим нормам.

26. Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Информация об изменениях:

Пункт 27 изменен с 15 марта 2019 г. - Постановление

27. Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27.1 настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 27.1 с 15 марта 2019 г. - Постановление Правительства России от 28 февраля 2019 г. N 200

Приложение
к Правилам оценки заявок, окончательных
предложений участников закупки товаров,
работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд

Предельные величины
значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

С изменениями и дополнениями от:

Предельные величины значимости критериев оценки

минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов)

максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов)

1. Товары, за исключением отдельных видов товаров

2. Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг

3. Отдельные виды товаров, работ, услуг:

разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования

выполнение аварийно-спасательных работ

проведение реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, работ по реконструкции и ремонту, без выполнения которых невозможно проведение реставрации, при условии включения работ по реконструкции и ремонту в один предмет контракта (один лот) с реставрацией таких объектов, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов

оказание медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг

оказание услуг по проведению экспертизы, аудиторских услуг

оказание услуг специализированной организации

работы по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений

создание произведений литературы и искусства в отношении объектов, указанных в части 7 статьи 32 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

исполнение (как результат интеллектуальной деятельности), финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ

выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Порядок оценки конкурсных заявок определен статьей 32 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Для того чтобы оценить предложения участников, заказчик вправе установить в документации о закупке ряд критериев.: цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и другие.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как оценить конкурсные заявки по установленным критериям;
  • какие правила нужно соблюдать при оценке;
  • примеры расчета рейтингов по каждой заявке;
  • что предусмотреть, закупая строительные работы.

Соблюдайте предельные величины значимости

Пример 1. Заказчик проводит открытый конкурс.

Допустим, предмет контракта – оказание комплекса услуг по радиационному обследованию объектов. Для оценки заявок заказчик может установить следующие величины значимости критериев:

  1. цена контракта – 60 процентов;
  2. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 30 процентов;
  3. квалификация участников закупки – 10 процентов. Если же заказчик закупает медицинские услуги для граждан, он сможет установить другие величины значимости критериев:
    1. цена контракта – 40 процентов;
    2. квалификация участников закупки – 60 процентов.

Раскройте содержание критериев с помощью показателей

Важный документ

Как действовать заказчику, чтобы выявить лучшие условия исполнения контракта при проведении конкурса, чиновники разъяснили в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 11 декабря 2014 г. № 31047-ЕЕ/Д28и, № АЦ/50997/14

Правилами № 1085 определены отдельные принципы оценки заявок по нестоимостным критериям. Для того чтобы учесть особенности закупаемых товаров, работ, услуг, в отношении данных критериев могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие их содержание. Перечень этих показателей приведен в пунктах 25 и 27 Правил № 1085. Для каждого показателя устанавливается значимость, в соответствии с которой он будет оценен. Сумма величин значимости показателей также должна составлять 100 процентов.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Пример 2. Заказчик закупает услуги по радиационному обследованию объектов путем проведения открытого конкурса.

В документации о закупке он установит следующие нестоимостные критерии оценки заявок:

а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе показатели:

  • качество услуг (коэффициент значимости – 0,6 (60%));
  • соответствие экологическим нормам (коэффициент значимости – 0,4 (40%));

б) квалификация участников закупки, в том числе показатели:

  • квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг (коэффициент значимости – 0,6 (60%));
  • опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (коэффициент значимости – 0,2 (20%));
  • деловая репутация (коэффициент значимости – 0,2 (20%)).

Таким образом, заказчик выполнил требования, предписанные Правилами № 1085. А именно:

  1. сумма величин значимости показателей критерия «а» составляет 100 процентов (60 + 40);
  2. сумма величин значимости показателей критерия «б» составляет 100 процентов (60 + 20 + 20).

Принятие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2014 года, повлекло за собой необходимость разработки множества подзаконных актов для каждого этапа госзакупки.

Схема. Критерии оценки заявок участников закупки (по , утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1085)

Стоимостные критерии

Как и прежде, при определении победителя закупки должно использоваться не менее двух критериев , одним из которых является цена ().

Правда, теперь обязательным критерием оценки может оказаться и "стоимость жизненного цикла" – в том случае, если предполагается заключение так называемого "контракта жизненного цикла", предусматривающего закупку товара (или выполнение работы), его последующее обслуживание, ремонт, а при необходимости – утилизации товара или объекта работы (). Более того, по усмотрению заказчика критерий "стоимость жизненного цикла" может заменить собой все стоимостные критерии ().

Надо отметить, что изменился вес стоимостных критериев оценки . Если раньше значимость критерия "цена контракта" должна была составлять не менее 35%, то сейчас подход к определению предельных значений значимости оценочных критериев изменился – в общем виде его можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица. Предельные величины значимости критериев оценки

Правда, из этих правил сделаны и исключения. Так, соотношение минимальной значимости стоимостных и максимальной значимости нестоимостных критериев "40/60" установлено для таких видов товаров, работ и услуг, как:

  • разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования;
  • аварийно-спасательные работы;
  • реставрация объектов культурного наследия;
  • медицинские, образовательные, юридические услуги;
  • услуги специализированной организации.

Соотношение "30/70" установлено для услуг по проведению экспертизы, а также работ по созданию, развитию и технической поддержке государственных и муниципальных информационных систем и официальных сайтов органов власти.

Еще больший предельный вес нестоимостных критериев (соотношение "20/80" ) предусмотрен для оценки заявок на финансирование проката или показа национальных фильмов,выполнение НИОКР или технологических работ, а также исполнение (как результат интеллектуальной деятельности – к примеру исполнителем в соответствии со может быть артист-исполнитель, режиссер-постановщик или дирижер).

Наконец, только по нестоимостным критериям (соотношение "0/100" ) могут оцениваться заявки на создание произведений литературы и искусства, в том числе хореографических произведений и пантомим, произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства и фотографических произведений (полный перечень объектов закреплен в ).

В любом случае, как и раньше, сумма величин значимости критериев оценки должна составлять 100% . При этом вес критерия "расходы на эксплуатацию и ремонт" (который может быть установлен только в случае, если предполагается дальнейшее обслуживание товара или объекта работ) не может быть больше веса критерия "цена контракта" ( , ).

В 2010 году произошел случай, когда ФАС России посчитала допустимой отрицательную величину окончательной стоимости государственного контракта, однако суд с такой трактовкой не согласился. Тем не менее, суд признал возможность снижения цены контракта ниже нуля для контракта на оказание услуг по открытию и ведению банковских счетов ( ФАС Уральского округа от 6 июля 2010 г. № Ф09-5137/10-С1 по делу № А60-49614/2009-СР). Впрочем, специальная оговорка ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " об особенностях цены контракта на оказание этого вида услуг в Закон № 44-ФЗ не перенесена.

К слову, в период действия старого закона о госзакупках возникали ситуации, когда в ходе закупки участники снижали цену контракта до нуля , что порождало противоречивую судебную практику. Заключение контракта на условиях безвозмездности признавалось судами как правомерным ( ФАС Уральского округа от 19 октября 2010 г. № Ф09-8056/10-С5 по делу А50-331/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 ноября 2011 г. № 19АП-4855/11), так и не соответствующим закону ( ФАС Поволжского округа от 18 марта 2010 г. по делу № А72-10398/2009, ФАС Уральского округа от 19 октября 2010 г. № Ф09-8056/10-С5 по делу № А50-331/2010).

Нестоимостные критерии

Эти критерии могут относиться как к объекту закупки (качественные, функциональные, экологические), так и непосредственно к участнику закупки (квалификация участника). В последнем случае квалификацию участников следует оценивать в зависимости от наличия:

  • финансовых ресурсов;
  • оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта;
  • деловой репутации;
  • специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Кстати, заказчики сохранили право устанавливать показатели каждого отдельного нестоимостного критерия, раскрывающие его содержание, и определять их вес самостоятельно. Для этого в документации о проведении закупки должен быть предусмотрен один из следующих способов расчета:

  • формула расчета количества присуждаемых показателям баллов;
  • шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений;
  • порядок определения таких формулы или шкалы.

При этом следует учитывать, что заказчик вправе установить предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение нестоимостных характеристик , которые подлежат оценке в рамках критериев или отдельных их показателей (абз. 2 ) – например, 10 лет, 50 работников и т. п. Рассмотрим это более подробно на примерах.

ПРИМЕР 1

Заказчик принял решение об оценке квалификации участников закупки, и следовательно, должен для этого установить показатели, раскрывающие этот критерий (). Допустим, наибольшее значение для заказчика имеют опыт работы участника закупки и обеспеченность его трудовыми ресурсами (пользуясь терминологией Правил – "лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя"). Тогда распределение веса показателей критерия квалификации может выглядеть следующим образом:

  • опыт работы участника закупки по производству объекта закупки (значимость – 60%);
  • количество работников, занятых на производстве объекта (значимость – 40%).

Представим, что заказчик не стал устанавливать предельные значения этих показателей в цифрах , и самым опытным был признан участник госзакупки, работающий в определенной сфере четыре года . Тогда количество баллов, набранных по этому показателю другими участниками, опыт работы которых меньше четырех лет, необходимо оценивать по следующей формуле ():

НЦБ i = КЗ х 100 х (K i / K max )

  • НЦБ i – количество баллов;
  • КЗ – значимость показателя;
  • K i
  • K max – максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки.

Применительно к нашему примеру расчет количества баллов участника, работающего в определенной сфере, допустим, три года , будет выглядеть так:

НЦБ i = 0,6 х 100 х (3 / 4) = 45 баллов

Таким образом, у самого опытного участника закупки количество баллов по этому показателю будет составлять 60 баллов (коэффициент 0,6 отражает значимость показателя – 60%, но если используется всего один показатель, то КЗ будет равен 1, а максимальное количество баллов – 100).

ПРИМЕР 2

Представим, что заказчик рассматривает в качестве оптимального опыта работы период не менее пяти лет и желает отразить это в требованиях к участникам закупки . В этом случае в документации о проведении закупки ему следует установить предельно необходимое максимальное значение показателя "опыт работы" (пять лет).

Выбор формулы, по которой будет рассчитываться количество баллов, зависит от того, имеет ли кто-нибудь из участников опыт работы, равный или превышающий период в пять лет.

Ситуация 1. Никто из участников такого опыта работы не имеет. В этом случае баллы, присваиваемые заявкам абсолютно всех участников, будут рассчитываться по формуле, которая была рассмотрена в примере 1: НЦБ i = КЗ х 100 х (K i / K max ) – исходя из лучшего предложения по этому показателю (пп. "а" ) (если лучшее предложение составило четыре года, то участник с трехлетним опытом работы, с учетом веса показателя, наберет 45 баллов).

Ситуация 2. Некоторые участники закупки обладают требуемым или большим опытом работы. Им присваивается максимальное количество баллов (если используется один показатель – 100 баллов, поскольку КЗ = 1), а заявки прочих участников оцениваются по следующей формуле (пп. "б" ):

НЦБ i = КЗ х 100 х (K i / K п ред )

  • НЦБ i – количество баллов;
  • КЗ – значимость показателя;
  • K i – предложение участника закупки, чья заявка оценивается;
  • K пред – предельно необходимое заказчику значение характеристик.

Возвращаясь к нашему примеру, рассчитаем количество баллов для участника закупки, работающего в определенной сфере три года :

НЦБ i = 0,6 х 100 х (3/5) = 36 баллов

ПРИМЕР 3

Правила также предоставляют заказчику право разработать для оценки заявок шкалу предельных величин значимости показателей оценки . Такая шкала предполагает начисление баллов в зависимости от того, в какой интервал требований попадает участник закупки (). К примеру, шкала оценки показателя "опыт работы" может выглядеть так:

  • 0-1 год – 50 баллов;
  • 2-3 года – 70 баллов;
  • 4-5 лет и более – 100 баллов.

Не забываем про необходимость учитывать значимость показателя "опыт работы" в составе критерия оценки "квалификация участника закупки". С учетом корректировки на вес показателя (в нашем примере - 60%), получаем шкалу в окончательном виде:

  • 0-1 год – 30 баллов (50 х 0,6);
  • 2-3 года – 42 балла (70 х 0,6);
  • 4-5 лет и более – 60 баллов (100 х 0,6).

Правила только в одном случае обязывают заказчика независимо от его усмотрения применять нестоимостной критерий – им является опыт участника по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) сопоставимого характера и объема, который должен учитываться при проведении закупки на выполнение строительных работ ().

Дополнительные критерии

Законодатель оставил за собой право устанавливать более высокие требования к участникам закупок особой технической или технологической сложности, а также имеющих инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер (). Это необходимо учитывать заказчикам при организации некоторых видов закупок, поскольку такие требования обязательно должны быть отражены в документации о проведении закупки ().

В настоящее время дополнительные условия установлены для процедуры проведения конкурса с ограниченным участием на:

  • оказание услуг общественного питания и (или) поставки продуктов для учреждений образования , медицины , социального обслуживания и организации отдыха детей и их оздоровления;
  • выполнение работ в сфере атомной энергетики и ядерного вооружения ;
  • выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства , а также дорог – в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 150 млн руб. (для закупок федерального или регионального уровня) или 50 млн руб. (при проведении закупок для обеспечения муниципальных нужд).

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам подобных закупок, заключаются в следующем:

  • наличие опыта исполнения аналогичных контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе (при этом стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта);
  • наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов , а также прав на результаты интеллектуальной деятельности (в объеме, установленном конкурсной документацией).

Правительством РФ закреплен также закрытый перечень документов, которые необходимо предоставить заказчику для подтверждения соответствия предъявляемым требованиям (постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1089 " ").

    Настоящий порядок применяется для проведения оценки заявок на участие в конкурсе и оценки заявок на участие в запросе предложений.

    Для применения настоящего порядка Заказчику необходимо включить в конкурсную документацию, документацию о запросе предложений конкретные критерии из числа нижеперечисленных, конкретизировать предмет оценки по каждому критерию, установить требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию, установить значимость критериев.

    Совокупная значимость всех критериев должна быть равна 100%.

    Оценка и сопоставление заявок в целях определения победителя (победителей) процедуры осуществляется закупочной комиссией с привлечением при необходимости экспертов в соответствующей области предмета закупки.

    Для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельным значимостями:

Номер критерия

Критерии оценки заявок

Для проведения оценки в документации необходимо установить:

Значимость критериев в процентах.

Точная значимость критерия должна быть установлена заказчиком в документации

Цена договора

Начальную цену договора

Не менее 20%

Квалификация участника (опыт, образование квалификация персонала, деловая репутация)

    Конкретный предмет оценки по критерию (например, оценивается опыт по стоимости выполненных ранее аналогичных работ)

    Формы для заполнения участником по соответствующему предмету оценки (например, таблица, отражающая опыт участника)

    Требования о предоставлении документов и сведений по соответствующему предмету оценки (например, копии ранее заключенных договоров и актов сдачи-приемки)

Не более 70%

Качество товара

Не более 70%

Наличие производственных мощностей

Не более 70%

Срок поставки (выполнения работ, оказания услуг)

Максимальный приемлемый срок и минимальный приемлемый срок.

Минимальный срок можно не устанавливать и тогда считать его равным 0 для расчета по формуле оценки

Не более 50 %

Срок гарантии на товар (результат работ, результат услуг)

Минимальный приемлемый срок

Не более 30%

    Оценка заявок осуществляется в следующем порядке.

    1. Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, умноженных на их значимость.

      Рейтинг заявки по каждому критерию представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

      Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени привлекательности предложения участника производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер. Первый номер может быть присвоен нескольким заявкам, набравшим наибольший итоговый рейтинг. Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга.

Amax - начальная цена договора;

Ai - цена договора, предложенная i-м участником.

      Для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника», «Качество товара», «Наличие производственных мощностей» каждой заявке по каждому из критериев закупочной комиссией выставляется значение от 0 до 100 баллов.

Вmax - максимальный срок поставки (выполнения работ, оказания услуг), установленный заказчиком в документации, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения договора;

Вmin - минимальный срок поставки (выполнения работ, оказания услуг), установленный заказчиком в документации, в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения договора;

Вi - предложение, содержащееся в i-й заявке по сроку поставки (выполнения работ, оказания услуг), в единицах измерения срока (периода) поставки (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты заключения договора.

R с i

- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

Cmin- минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, установленный заказчиком в документации о закупке;

Ci- предложение i-го участника по сроку гарантии качества товара, работ, услуг.

В целях оценки и сопоставления предложений в заявках со сроком предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, превышающим более чем на половину минимальный срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, установленный в закупочной документации, таким заявкам присваивается рейтинг по указанному критерию, равный 50.

При этом договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке. Исполнение гарантийного обязательства осуществляется участником, с которым заключается договор, без взимания дополнительной платы, кроме цены договора.

    Закупочная комиссия вправе не определять победителя, в случае, если по результатам оценки заявок ни одна из заявок не получит в сумме более 25 баллов.

1Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;

5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью.

2Квалификационные требованиядолжны быть выражены в измеряемых единицах , например,

Наличие опыта оказания аналогичных услуг не менее пяти лет,

Наличие опыта выполнения аналогичных работ на сумму не менее 15 млн.руб.,

Наличие в собственности или на праве аренды производственных мощностей, а именно: не менее двух башенных кранов, складских помещений площадью не менее 2 тыс.кв.м.,

Наличие ведомственных и/или государственных наград (не менее трех) и т.д.

3Перечень сведений, содержащийся в извещении о закупке, может быть расширен по усмотрению Заказчика, в том числе в зависимости от проводимого способа закупки.

4Перечень сведений, содержащийся в документации о закупке, может быть расширен по усмотрению Заказчика, в том числе в зависимости от проводимого способа закупки.