Меню Рубрики

Полотняный завод. Как это сделано: производство автоцистерн и полуприцепов Инновационные технологии производства завода "Сеспель"

По случаю четвертьвекового юбилея предприятия мы посетили производство автоцистерн на заводе ЗАО "Сеспель" .
Это одно из самых современных, инновационных производств в Чувашии.
Завод, оснащенный уникальным оборудованием, производит и поставляет во многие страны мира полуприцепы, цистерны из алюминиевого сплава - цементовозы, муковозы, бензовозы, нефтевозы, битумовозы, подъемные цистерны, водовозы, комбикормовозы, цистерны для химической продукции:

Завод изначально проектировался по примеру современных европейских производств. Новейшие технологии даже при небольших размерах и количестве работников около 500 человек позволяют выпускать свыше 2500 автоцистерн в год. Кстати, 1 место по Чувашии в экономическом соревновании за 2012 год в категории от 300 до 600 человек! :)

Лозунг компании: "Немецкое качество по российской цене".
Посмотрим, как это достигается.

Во-первых, чтобы сразу было ясно: современная автоцистерна - очень сложная конструкция.
Как и обычный автомобиль, автоцистерна имеет внушительный набор средств пассивной и активной безопасности, включая антиблокировочную систему ABS и систему курсовой устойчивости.

Кроме того, свои особенности конструкции имеют цистерны для бензина и мазута, битума и зерна, муки и цемента, химической продукции, простой воды и комбикормов:


Полную экскурсию по всему производству провёл директор ЗАО "Сеспель" Владимир Бакшаев:

Присутствовал также Глава администрации моргаушского района Ростислав Тимофеев.
В этом сельскохозяйственном районе республики такой завод уникален. Впрочем, говорят, по ряду технологий и в России тоже уникален:)


Слушают блогеры kipek , cterra , baryshov , makalval и yuriy21 .

Производство начинается с раскроя листовых материалов:

А вот и сам лазер:

Сварка в цеху везде, всеми возможными способами:

Здесь использована лазерная сварка:

Монтируется и новый станок 3d лазерной сварки:

Универсальный робот для лазерной или аргоновой сварки объёмных деталей (процесс его наладки показан ниже на видео):


А вот и сварочный пост - хоть не робот, но оснащённый Wi-Fi (все параметры сварки задаются на центральном компьютере):

Вообще, тут большая часть операций автоматизирована, и все программы в станки и роботы загружаются по Wi-Fi. Соответственно, ничего не стоит быстро переналадить устройства на другую деталь и даже материал!

Для корпусов цистерн применяются сталь, нержавейка и алюминий.
Почему алюминий, наверное, объяснять не нужно: для транспорта вес всегда очень важен.
Но, как известно, варить лёгкий металл труднее всего: он моментально окисляется.
Поэтому раньше применяли аргоновую сварку (чтобы без кислорода). Вот такое качество шва получается после аргоновой сварки:

А вот совершенно другое качество:

Это шов после сварки трением с перемешиванием.
Здесь твердосплавный шток крутится, с усилием вдавливаясь между торцами свариваемых листов. Алюминий расплавляется и аккуратно заполняет шов, который получается ровным, без лишнего металла, и прочным, как сам лист.
Кроме того, существенно ниже нагрев металла и потому отсутствует деформация.

Работа сварочного станка показана ниже на видео.

"Сеспель" в России является пионером по использованию такой технологии сварки.
В освоении технологии и разработке собственных инструментов для неё участвует машфак ЧГУ.

Вообще, планомерно проводится "локализация" производства, то есть самостоятельное (и потому более дешёвое) изготовление возможно большего количества оснастки и комплектующих.
Так, в цистернах-прицепах используется дорогая немецкая тормозная система Wabco:

Вот схема этой сложной системы:

Но часть её внутренностей производится уже здесь. Например, ресивер, который выдерживает даже большее давление, чем немецкий:

Пульт управления тормозной системы тоже "локализован":

Таблички с русскими надписями гравируются здесь же на лазерном автомате (см. также на видео):

А вот на этом станке лист скатывается в цилиндр:

В конструкции всех цистерн, кроме цилиндрического тела, есть ещё закруглённые торцы.
Закругление нужно для равномерного распределения напряжений в конструкции (соединения с сильно выраженными углами по этим углам обычно и рвутся):

А сделать такую "крышку" - отдельная история! Для этого есть не так много способов: литьё по форме или штамповка.
Литейного производства здесь нет; а что до штамповки, так представьте пресс для детали диаметром в 2,5 метра!
Поэтому здесь используется ещё одна интересная технология: ротационная вытяжка, то есть раскатывание круглой заготовки специальным роликом по матрице:

Есть и другие, более мелкие, детали, которые также изготавливаются этим методом:

Как работает ротационная вытяжка, смотрите на обещанном видео. Очень похоже на то, как гончар формирует кувшин на гончарном круге.
Показана в основном вытяжка мелкой детали; обработка большого торцевого элемента не так зрелищна, хотя сам станок впечатляет!

Кстати, кроме обычных круглых, освоено и производство овальных торцевых элементов (на следующем фото один такой сзади виднеется).
Догадайтесь, как это делается? ;)

Внутреннее устройство цистерны непростое. Это снаружи она выглядит блестящей бочкой, а внутри даже чисто по конструктиву есть масса деталей: переборки, рёбра жёсткости, многослойная теплоизоляция. Для теплоизолированных цистерн продуманы специальные конструкции, чтобы убрать возможные мостики холода.
На следующем фото видна изоляция и наружное защитно-декоративное покрытие:

Да, если используется теплоизоляция, то требуется ещё одна деталь и, соответственно, ещё одно вспомогательное производство: наружных торцевых элементов.
Они, разумеется, уже не металлические, а пластиковые:

Технология похожа на производство акриловых ванн:

Армирующие волокна заливаются связующим и уплотняются вакуумной "присоской":

После сборки основных конструктивных элементов цистерну (особенно стальную) необходимо ещё и покрасить.

Сначала красили вручную:

А потом обзавелись специальным покрасочным роботом:

Автоматизированная покраска по качеству такая же, как и у автомобилей. Кроме того, по сравнению с ручной работой краска расходуется гораздо экономичнее:

Как вы уже видели, автоцистерна представляет собой многоосный полуприцеп, который присоединяется к стандартному грузовику.
Соответственно, она имеет все необходимые автомобильные части.
О надёжной тормозной системе мы уже говорили выше, теперь пара слов о подвеске.

Комплектование подвески тоже автоматизировано, производится по VIN-кодам:

Используются только комплектующие высокого качества, например, оси BPW ECO-Plus 2 (Германия):

Устанавливается также дополнительное оборудование по спецификации заказа, например, "чёрный ящик" с поддержкой GPS и ГЛОНАСС.
Он позволяет посмотреть весь путь и момент аварии. Нам рассказали историю о том, как прислали по рекламации цистерну с погнутым носом. А чёрный ящик показал, где и когда водитель на перегруженной машине не выдержал скоростной режим и допустил удар, зацепив рельсы на переезде.
Но анализом аварии польза от "чёрного ящика" не ограничивается. Поскольку многотонный бензовоз есть особо опасное транспортное средство, необходимо тщательно подбирать персонал и контролировать качество вождения. И для этого теперь есть объективный критерий и средства измерения.


А ещё на топливозаправщиках устанавливается компрессор. На предприятии также разрабатывается собственная конструкция компрессора, вдвое легче зарубежных аналогов.

Да, надо также сказать о больших проблемах, с которыми сталкиваются как производители, так и потребители (скупой платит дважды).

Во-первых, это обилие дешёвой китайской продукции, которая удешевлена и облегчена за счёт безопасности. Нормальный же производитель делает необходимый запас прочности (а это "лишний" вес и цена) - и проигрывает конкуренцию.
Поэтому инновационные технологии жизненно важны для производителя!

Во-вторых, это огромные масштабы импорта дешёвой б/у техники.
Если производитель выдерживает все строгие стандарты (а они в России строже, чем в Европе), и за их несоблюдение можно остановить производство и вообще лишить лицензии, то никакой Ростехнадзор не контролирует импорт. Не проводится даже радиационный контроль (а кто знает, что возили в импортных цистернах?).

Вот так и выживает отечественный производитель.
Рентабельность производства редко превышает 6%, тогда как рентабельность капитала того же Сбербанка - 20%.
Да и торговать выгоднее, чем производить. Было бы вот только чем торговать!

Хорошо, что промышленность у нас всё-таки есть!

Да, а ещё мы видели машинную мойку полов, что не лишне на тонком производстве:

Посмотрев все стадии производства автоцистерн, обратим внимание на отходы.
Алюминиевые обрезки переплавляются и отгружаются на переработку производителю:

Также могут выполняться сторонние заказы - получается дополнительное литейное производство:

Кстати, тигель для плавки алюминия должен быть только керамическим:


Есть и другие вспомогательные производства, например, газоподготовка, очистные сооружения, лаборатория, где постоянно контролируют образцы сварочных швов; наконец, есть собственное конструкторское подразделение, результаты которого по безбумажной технологии передаются прямо на станки и роботизированные комплексы.
Вот такое замечательное производство есть у нас, можно сказать, в сельской глубинке.

Поздравляю коллектив предприятия с 25-летним юбилеем!

Работают здесь местные жители, а все окрестные школьники обязательно бывают на экскурсии.
Владимир Александрович постоянно говорит о работе с молодёжью, о необходимости показывать им заводы, промышленность, реальное производство - и делать его выгодным и привлекательным для людей, в противовес нынешней всевластной и непроизводительной торговле.
Потому что человек на то и человек, чтобы ДЕЛАТЬ что-то новое и полезное!

Другие материалы

Полотняный завод. Это название нам знакомо исключительно в связи с Александром Сергеевичем Пушкиным. Точнее, с его женой – так называлось имение родителей Натальи Николаевны.

И еще мы помним, что родители невесты неизменно жаловались жениху на финансовые затруднения. Так что для неподготовленного зрителя гончаровское имение производит впечатление неожиданно внушительное. И трехэтажный усадебный дом, и большой парк, и, наконец, предприятие… И всему этому уже триста лет.

И, между тем, это был действительно завод, и действительно полотняный – то есть парусный. А также возникшее при нем бумажное производство, живое по сей день.

Стартовало все еще при Петре, когда несколько купцов-компаньонов затеяли производство парусины, в которой остро нуждался развивающийся флот.

Вот один из тех купцов, будущий владелец усадьбы, и носил фамилию Гончаров. Наталье Пушкиной Афанасий Абрамович Гончаров приходился прапрадедом. А потомственное дворянство за успехи в развитии экономики он получил уже при Елизавете Петровне.

Почему же для строительства предприятия было выбрано именно это место, в излучине реки Суходрев? Посмотрим на план усадьбы: тут действительно крайне удобное место. Есть вода, с одной стороны, а с другой – окрестные крестьяне успешно выращивали необходимые для парусного полотна лен и коноплю.

Выстроенная на реке плотина обеспечила не только красивый вид, но и необходимую для производства воду (впрочем, и возможность кататься на лодке тоже).

О значимости предприятия говорит и тот факт, что усадьбу Гончаровых посетила сама Екатерина II. Отсюда, впрочем, и знаменитая история с «медной бабушкой» – статуей императрицы, которую заказал Гончаров-современник, а Гончаровы-потомки без особого успеха пытались продать. Ныне в музейной экспозиции есть ее уменьшенная копия.

Побывал в Полотняном Заводе и еще один исторический персонаж. После Малоярославецкого сражения в усадьбе была размещена штаб-квартира Кутузова (что увековечено памятным знаком).

Судьба имения поменялась после 1917 года. Постройки были национализированы и приспособлены под административные нужды, усадебная церковь разрушена.

А вот фотография того, во что превратился главный дом в 1941 году.

Тут легко предположить, что виновата война. Но нет – в музее рассказывают, что в усадьбе просто случился разрушительный пожар.

Я сказала «в музее» – да, но вопрос о его создании был поставлен только в 1970-х годах. А завершилась реставрация в 1999 году – как нетрудно догадаться, к 200-летию со дня рождения Пушкина.

Восстановить интерьеры помогли изображавшие их живописные работы, акварели, фотографии.

А вот с «наполнением» залов повезло больше. Дело в том, что мебель, многие предметы декора и памятные вещи были вывезены из усадьбы и помещены в фонды Калужского краеведческого музея. Откуда благополучно и вернулись – все это подлинное.

Сохранились и различные памятные предметы, документы, книги.

Есть в экспозиции и фрагмент белокаменного декора разрушенной усадебной церкви.

Однако сама церковь сейчас восстанавливается – как и разоренная когда-то усыпальница Гончаровых.

Приводится в порядок и обширный усадебный парк. В нем, кстати, много старых дубов – и они спорят за звание дерева «у лукоморья».

Воссоздана беседка-миловида на речном берегу.

Установлен в Парке и памятник Пушкину. Александр Сергеевич тут романтичный – так сказать, не Онегин, а Ленский.

Разумеется, многие архитектурные объекты парка еще нуждаются в реставрации. Однако мы забыли о фабрике. Уже не парусного полотна, разумеется (где те парусники?), а фабрике бумагоделательной. В свое время она возникла логичным образом как продолжение полотняного производства (сырье по тогдашней технологии было практически оно и то же) и заняла в производстве бумаги в России значительное место. И более того – успешно существует и по сей день, конечно, в модернизированном виде (наши школьные тетради и альбомы для рисования – во многом оттуда).

Так вот, рядом с музеем-усадьбой при фабрике в этом году появился еще и Музей истории бумаги с названием «Бузеон». Он разместился в старинном фабричном здании.

Музей бумаги подробно рассказывает и об истории письменности, и об истории бумагоделательного производства. Здесь подчеркивают: экспозиция рассчитана не только на профессионалов, но и на широкую публику. А потому показывает и разнообразные «носители» текстов – глиняные таблички, бересту, пергамент, папирус, и бумагу разных эпох. Рассказано и о том, где появилась бумага и как ее производство распространялось по свету. А самый забавный экспонат – бумага природная. То есть, на самом деле, осиное гнездо.

Здесь же – история бумагоделательного производства в России и механизмы разных времен.

Для профессионалов здесь планируют научные конференции, а для детей – разнообразные мастер-классы.

Теперь где все это: на севере Калужской области, то есть, на самом деле, не так далеко от Москвы. Маршруты общественного транспорта указаны на сайте музея-заповедника . ну, а на автомобиле можно ехать двумя способами. Я лично опробовала дорогу от Обнинска через Малоярославец, Медынь и Кондрово – она короче, хотя дорожное покрытие не везде хорошее. Есть сторонники пути от Обнинска еще вниз по Киевскому шоссе в сторону Калуги с дальнейшим поворотом вверх к Полотняному заводу – говорят, там дорога лучше (но путь существенно длиннее). В общем, каждый выбирает сам. :)

В музее-заповеднике выходной – понедельник, в Музее бумаги – понедельник и вторник.

Уважаемые господа,
Прежде всего, позвольте выразить Вам свое глубокое уважение и представить компанию Чебоксарское предприятие ЗАО "Сеспель" , ведущего российского производителя автоцистерн практически для всех разновидностей продуктов. Наше предприятие является на сегодняшний день самым высокотехнологичным заводом в России по производству специализированных транспортных средств. Обладая новыми, уникальными технологиями, многоступенчатой системой контроля качества, многолетним опытом и безупречной репутацией. Наше предприятие предлагает партнерство по производству стандартных и нестандартных автоцистерн, а так же других видов специальной транспортной техники, изготовленной по самым высоким стандартам европейского уровня качества. Автоцистерны, изготовленные на заводе ЗАО "Сеспель" адаптированы к самым жестким условиям эксплуатации в РФ.
Инженеры с огромным вниманием относятся к каждому запросу и тщательно разрабатывают технологию и параметры заказанного изделия согласно техническим условиям партнера. Принцип постоянной обратной связи и высокий профессионализм сотрудников Завода Сеспель , позволяет всегда удовлетворять самых взыскательных заказчиков в самые сжатые сроки и за умеренную стоимость. Надежные связи с поставщиками комплектующих, служба технической поддержки позволяют обеспечить техническое обслу­живание, гарантийный и постгарантийный ремонт автоцистерн в короткие сроки.
Лозунг нашей компании: "Немецкое качество по Российской цене"

Инновационные технологии производства завода "Сеспель"

Покраска автоцистерн на заводе Сеспель.

Очень большое внимание на заводе "Сеспель" уделяется покраске автоцистерн, даже не столько самой покраске, сколько подготовке к этому важному процессу, ведь именно от этой работы во многом зависит насколько долго будет держаться лакокрасочное покрытие на самой автоцистерне.
Вся методика подготовки и покраски држится в тайне, но она строго выполняется учитывая рекомендации поставщика лакокрасочного покрытия, компании «Tikkurila» Покраска осуществляется в специальных покрасочных камерах «TERMOMAX» для крупногабаритной техники.
Читайте далее: Покраска автоцистерн на заводе Сеспель

Сборка и окончательная доводка автоцистерн на заводе Сеспель.

На сегодняшний деньни один другой завод в России по производству автоцистерн, не предложит Вам такой услуги, так как не обладает данным оборудованием.
Лазерный стенд «JOSAM», его задача, испытание и настройка тормозной системы полуприцепа-цистерны. Кроме традиционного компьютерного контроля качества дополнительно производится регулировка схождения и развала колес тележки и испытания тормозной системы на беговых барабанах. Кроме того на данном стенде проверяется величина тормозных усилий каждого колеса, с имитацией полной загрузки полупроицепа-цистерны. (Читайте далее окончательная доводка автоцистерна на стенде «JOSAM»)

Историческая справка: предприятие расположено в г. Чебоксары, было образовано в 1991 г. и занимается выпуском полуприцепов-цистерн для перевозки сыпучих грузов. С 2002 г. на производствах предприятия активно применяются технологии компаний WABCO, ZINGAMETALL.

Спецификация: выпуск муковозов, цементовозов, бетоносмесителей, полуприцепов тентовых и цистерн для перевозки технической воды.

Модельный ряд: муковозы компании "Сеспель" предназначены для перевозки сыпучих грузов, муки, зерна, комбикормов.

Двухосный двухскатный муковоз 9648 оснащен рессорной подвеской, имеет цистерну объемом до 25 м3 и используется с тягачами КамАЗ-54115, 5460, 6460, 65116.

Одно- и двухосные односкатные муковозы 964804/05/06 грузоподъемностью от 8 700 т до 21 800 т также оснащаются рессорной подвеской, идентичной КамАз, и имеют цистерну объемом от 13,6 м3 до 33,5 м3.

Трехосные односкатные полуприцепы марки 964808/10/11/14 грузоподъемностью от 21 800 т до 32 000 т конструируются на пневмоподвеске, оснащаются функцией противоопрокидывания, имеют цистерну объемом от 33,5 м3 до 55,8 м3 и могут быть использованы с тягачами КамАЗ-6460, 5460, 65116.

Полуприцеп - бетонный смеситель 964817 имеет цистерну объемом до 12 м3 и грузоподъемность до 28 000 кг, используется с тягачами КамАЗ-6460.

Двухосные, двух- или односкатные цементовозы 964801 компании «Сеспель» оснащены цистерной емкостью 25 м3 и грузоподъемностью 27 000 кг, комплектуются рессорной подвеской с балансиром или пневмоподвеской. Используются цементовозы компании «Сеспель» с тягачами КамАЗ-6460.

Полуприцеп-цистерна марки 964802/03/07, предназначенная для перевозки сыпучих грузов, имеет цистерну объемом от 13,6 м3 до 17,8 м3, может транспортировать от 13 000 кг до 20 000 кг и используется с тягачами КамАЗ-54115, 5460, 6460, 65116.

Трехосные односкатные цементовозы марки 964809/24, оснащенные пневмоподвеской, имеют грузоподъемность от 26 700 кг до 35 000 кг и цистерну емкостью от 25 м3 до33,5 м3. Используются такие цементовозы с тягачами КамАЗ-6460.

Полуприцеп-цистерна 664800 грузоподъемностью до 12 000 кг, выпускаемая на заводе «Сеспель», предназначена для перевозки бестарных сыпучих продуктов, устанавливается на шасси КамАЗ и имеет цистерну емкостью до 18,4 м3.

Модель 964815, тентовый и бортовой полуприцепы, используют для перевозки штучного товара. Объем полуприцепа составляет 98 м3 кг и грузоподъемность доходит до 30 000 кг.

Для перевозки непитьевой воды предназначена прицеп-цистерна 860100 с цистерной емкостью до 10 м3 и грузоподъемностью до 10 000 кг.

Цистерны из алюминия также используются для транспортировки сыпучих грузов. Полуприцеп-цистерна 964818/19/20/21 грузоподъемностью от 22 000 кг до 32 000 кг оснащена пневмоподвеской, предполагает использование с тягачами КамАЗ-6460, имеет цистерны емкостью до 48 м3.

Современный этап: уровень качества продукции завода «Сеспель» очень высок, что позволяет предприятию повсеместно реализовывать свой товар, в том числе продавать его в лизинг.

Мощный потенциал производственных мощностей, составляющий более 2500 единиц продукта ежегодно, позволяет полностью удовлетворить спрос российского рынка. В номенклатурном ряду содержится больше ста модификаций и моделей:

  • цистерн на автомобильных шасси;
  • полуприцепов-цистерн;
  • прицепов-цистерн;
  • танк-контейнеров из сплавов алюминия, нержавеющей или низколегированной стали.

В ассортименте продукции Сеспель – комбикормовозы, муковозы, цементовозы, зерновозы, автотопливозаправщики, бензовозы, водовозы, газовозы, цистерны для химических и пищевых грузов. Объём последних составляет 6,5-89 кубических метров.

Оборудование создано с применением инновационных энергосберегающих технологий, которые используются в европейских странах. Так, на предприятии имеются плазменные, сварочные, фланжировочные, литейные и раскаточные устройства. Завод имеет все сертификаты, отвечает требованиям Ростехнадзора, ИСО 9001-2001. Работы по сварке аттестованы Germanischer Lloyd Hamburg. В основе принципа разработки лежит трёхмерное проектирование. На всех этапах создания продукции используется схема паспортизации и сквозного контроля качества с использованием данных электронного документооборота.