Меню Рубрики

Производство вертолетов — как собирают вертолеты на «Роствертоле. Как и где производят передовые российские вертолеты Авиационный учебный центр

Как работает Казанский вертолетный завод, где выпускают вертолеты семейства «Ми»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Казанский вертолетный завод.

Казанский вертолетный завод, входящий в холдинг «Вертолеты России», осенью отметил свое 75-летие. Сегодня это всемирно известный производитель вертолетов семейства Ми-8/17, которые эксплуатируются более чем в 100 странах мира. «Русская планета» посетила предприятие, познакомилась с его прошлым и настоящим и пообщалась с работниками.

Каждый десятый военный самолет в стране

В 1930 году в Адмиралтейской слободе, на окраине города, возник Казанский завод обозных деталей № 169. В 1935 году он стал основным в стране производителем авиационных лыж и вскоре полностью перешел в авиационную промышленность.

Переломным в истории завода стал 1941 год, когда в начале войны руководство СССР приняло решение перебросить с запада на восток важнейшие оборонные предприятия. В Казань было эвакуировано более 70 предприятий, и среди них Ленинградский авиационный завод № 387 - 3 тыс. человек и сотни станков, на которых завод последние годы выпускал самолеты По-2. Разместили столичное предприятие на территории завода № 169, людей разобрали по домам и квартирам местные работники. Объединенному заводу присвоили номер 387, а точкой отсчета стали считать 1940 год - дату рождения Ленавиазавода.


Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

По воспоминаниям работников, во время войны завод не покидали неделями, работали днем и ночью, в том числе женщины и дети от 13 лет. За годы войны предприятие изготовило для фронта около 11 тыс. бипланов По-2 - это каждый десятый боевой самолет, выпущенный авиационной промышленностью СССР. И когда Знамя Победы водрузили на Рейхстаг, именно с самолета, выпущенного на казанском заводе, был сделан снимок, который 4 мая 1945 года обошел все газеты мира.

«На 85% модель По-2 сделана из дерева и обтянута специальной тканью, - рассказывает директор музея трудовой славы при заводе Валерий Соломахин. - Очень неприхотливая машина, она могла садиться и подниматься с любой грунтовой дороги. Когда эти машины появились на фронте, фашистское командование не обратило на них никакого внимания. Немецкие газеты писали, что русские начали воевать "деревянными самолетами", называли его "фанера", "кофейная мельница"».

Но когда По-2 стал наносить очень точные и меткие удары, Гитлер издал указ: тот, кто собьет такой самолет, получит 5 тыс. марок и Железный крест.

После войны СССР остро нуждался в сельскохозяйственной технике. Небо на время было забыто, и в 1946 году на заводе № 387 впервые начали серийно выпускать лучшие на тот момент в мире самоходные комбайны С-4. В 1951 году Михаил Миль разработал первый в России вертолет Ми-1, выпуск его поручили казанскому заводу, который с тех пор стал называться вертолетным. Завод выпустил первый отечественный вертолет, поставляемый на экспорт (Ми-4), и самый массовый и популярный из всех вертолетов семейства - Ми-8.

В 1990-е годы, с развалом Союза, заводу самому пришлось добывать заказы, он выжил за счет экспорта. На первые доходы было создано собственное конструкторское бюро, которое вскоре разработало современный вертолет «Ансат» (в переводе с татарского - «легкий»).


Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

«В 2017 году начнем серийное производство нового вертолета Ми-38 - это проект ОКБ Миля. Современнейший вертолет в стране. Лопасти из композиционных материалов, более аэродинамичный фюзеляж, современная авионика, двигатели российского производства. Во время испытаний он установил несколько мировых рекордов: и по скорости полета, и по статическому потолку», - комментирует Соломахин.

Новая жизнь

К середине 2000-х годов физический и моральный износ предприятия достигал 80%. С 2008 года завод запустил программу модернизации стоимостью более 12 млрд рублей, которая распланирована до 2018 года.

«В ходе модернизации большинство старых советских станков заменены современными. Один станок сегодня по объему выпускаемой продукции заменяет от 5 до 20 станков прошлого. В токарном цеху, например, было 112 станков, а стало 48, - говорит РП начальник механосборочного цеха токарного и фрезерного направления Николай Гордеев. - Ускорение работы по сравнению со старыми станками - на 60%. Объемы продукции выросли в три раза, уменьшилось количество потребляемой электроэнергии, занимаемые площади».


В цехах Казанского вертолетного завода

В цехах Казанского вертолетного завода. Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

«Что здесь было раньше? - спрашивает Гордеев и сам отвечает: - Масло на полу и станках, шум, грязь, летела металлическая стружка. Например, раньше не было тамбура, и когда зимой машина заходила в цех выгружаться, то человек, который работал рядом с этим участком на станке, надевал шапку и телогрейку. Теперь у нас двойное остекление, отопление. Когда машина заходит, люди спокойно работают даже зимой в футболках. Беспыльные полы, хорошая освещенность. Раньше рабочие сами убирали за собой вечером, сейчас они только обслуживают станки. Убирает клининговая компания».

Сейчас на заводе более 100 подразделений, где трудятся 7 тыс. человек. Чистая прибыль предприятия в 2014 году составила более 12,7 млн рублей.

За станками много молодых спортивных ребят - доля работающей молодежи на заводе превышает 24%. В механосборочном цеху токарного направления, например, средний возраст рабочих до реконструкции составлял 53 года, а сейчас 36 лет. При этом 60% рабочих завода - люди с высшим образованием. Сотрудникам предприятия также предлагают широкий соцпакет (в 2014 году общий объем его составил 368 млн рублей) и спецпрограммы - например, предоставление квартир внаем с их последующим выкупом.

«Самый низкоквалифицированный работник получает минимум 20–25 тыс. рублей. Самая высокая оплата у рабочих достигает 60 тысяч. Средняя зарплата по заводу в этом году 38,3 тыс. рублей», - замечает Гордеев.


Ветераны Казанского вертолетного завода

Ветераны Казанского вертолетного завода. Фото: Наталия Федорова/ «Русская планета»

На летном поле вертолеты «учат летать», образно выражается Андрей Иванов, заместитель начальника летно-испытательного комплекса. Здесь на машину навешивают лопасти, втулку рулевого винта, заправляют маслом и топливом и начинают наземную отработку и летное испытание. Мы забираемся внутрь вертолета Ми-17В-15, который скоро отправится в Индию, но прежде он должен налетать восемь часов под управлением летчиков-испытателей.

Казанский завод - единственное предприятие полного цикла по вертолетной технике: от разработки и серийного выпуска до послепродажного сопровождения, обучения персонала и проведения ремонта. Почти все составляющие вертолета, в том числе бортовое радиоэлектронное оборудование, производятся здесь, кроме, естественно, первичного сырья и моторов.

ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 15 июн — РИА Новости. Россия перевела производство изготавливающихся на Украине и устанавливающихся, в частности, на вертолеты Ми-8/Ми-17 двигателей ВК-2500 на российскую основу; уже собрано 10 двигателей, сообщил в понедельник РИА Новости генеральный директор "Объединенной двигателестроительной корпорации" (ОДК, входит в Ростех) Владислав Масалов.

"Перевод производства ВК-2500 полностью на российскую основу уже осуществлен. На сегодня состав "российской" кооперации сформирован. Мы уже собрали 10 двигателей, два из них были предъявлены заказчику для проведения квалификационных испытаний, которые завершились в марте, отчет согласован с заказчиком", — сказал собеседник агентства на проходящем в Ле Бурже международном авиационно-космическом салоне Paris Air Show.

По его словам, это "позволяет начать серийное производство двигателей по конструкторской документации на предприятиях кооперации". Задача-минимум в текущем году — "выпустить 60 серийных двигателей полностью из российских комплектующих", отметил глава ОДК.

ОДК: разрабатывается "революционный двигатель" для вертолета будущего Революционный двигатель воплотит в себе целый комплекс конструкторских и материаловедческих инноваций, включая широкое применение композитных материалов в роторных частях двигателя, сообщил в понедельник РИА Новости генеральный директор ОДК Владислав Масалов.

"Что касается нашего предприятия "Климов" под Санкт-Петербургом, то там завершен первый этап строительства конструкторско-производственного комплекса, реализованный за счет собственных и заемных средств. Все новые производственные и административные корпуса введены в эксплуатацию, завершен монтаж и пуско-наладка оборудования", — рассказал Маслов.

Ранее эти двигатели поставлялись в Россию с украинского предприятия "Мотор Сич", однако военно-технические связи двух стран ныне полностью прекращены по инициативе Киева.

"Объединенная двигателестроительная корпорация" — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности ОДК является реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Выручка холдинга в 2013 году составила 158,9 миллиарда рублей.

Госкорпорация Ростех — российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входят более 700 организаций, из которых сформированы девять холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и пять — в гражданских отраслях промышленности, а также 22 организации прямого управления. В портфель Ростеха входят такие известные бренды, как "АвтоВАЗ", "КамАЗ", "Вертолеты России" и ВСМПО-АВИСМА.

Организации Ростеха расположены в 60 регионах России и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2013 году составила 1,04 триллиона рублей, налоговые отчисления превысили 138 миллиарда рублей.

Тысячи вертолетов – от небольших, весом в несколько десятков килограммов, до многотонных гигантов − регулярно бороздят просторы воздушного океана. Вертолет, в отличие от самолета, не нуждается в аэродромах, так как способен взлететь, сесть вертикально, перемещаться горизонтально с разными скоростями и висеть в воздушном пространстве на одном месте. Такие свойства вертолета делают его ценной, а в некоторых случаях и вовсе не заменимой машиной.

Вертолеты перевозят пассажиров и грузы в отдаленные селения, которые расположены среди лесов или гор, обнаруживают в море косяки рыбы, помогают при борьбе с лесными пожарами и наводнениях. С их помощью ведут успешную борьбу с вредителями полей, производят гравиметрические и геофизические съемки местности, проверяют высоковольтные линии электропередач на исправность и др. В последние годы их систематически используют в качестве подъемных кранов на стройплощадках, при укладке трубопроводов и так далее. Вертолеты − это важная составляющая военно-воздушных сил во многих странах мира. Ученым всего мира принадлежит создание научной теории вертолетов, без которой невозможно было бы добиться таких успехов в современном вертолетостроении.

Традиционно весь вертолетный рынок делят на две части: гражданский и военный. Гражданский, в свою очередь, содержит вертолеты государственных структур и коммерческих компаний, которые обеспечивают помощь в чрезвычайных ситуациях и общественную безопасность. Стремительно развивающимися направлениями гражданского сектора являются транспортные вертолеты с салонами люкс-класса для полетов важных персон и вертолеты для обслуживания морских нефтедобывающих платформ.

Гражданский спектр рынка намного превосходит военный. Однако в реальном денежном выражении, по мнению экспертов, военные вертолеты составляют больше 70 процентов контрактной стоимости поставок. Основная причина этого – повсеместное старение военных вертолетов прошлых поколений. Многие страны мира подошли к циклической необходимости глобального обновления парков своих вертолетов.

Вертолеты России

Несмотря на все кризисы, наша вертолетная отрасль по-прежнему развивается, пусть не такими темпами, как хотелось бы, но, главное, отмечается тенденция поступательного движения. Объемы продаж вертолетов в известных корпорациях нашей страны постоянно увеличиваются. Успешно продолжаются внедрение и реализация многих программ по продаже новой и модернизации уже существующей воздушной техники. Для эффективного развития отрасли в будущем требуется постоянное наращивание заказов при господдержке.

Многие холдинги имеют огромный потенциал для развития, поскольку отечественное вертолетостроение является одним из лидирующих в мире. Многие научные и конструктивные решения российских и советских конструкторов до сих пор используют за рубежом. Наши Ми-8, Ми-12 можно встретить в любой стане. Они пользуются невероятной популярностью вот уже не один десяток лет.

Безусловно, еще далеко не все удалось реализовать. Перед нами стоят серьезные задачи по реформированию отрасли, которое должно повлечь за собой финансовые и производственные показатели. Важно, чтобы российский эксплуатант воздушной техники имел возможность купить тот вертолет, который ему нужен. Нам нужно расширить присутствие на мировом вертолетном рынке. Чтобы добиться этой цели, нужно преодолеть технический отрыв от лидирующих мировых авиакорпораций, в первую очередь в части оснащения отрасли современным оборудованием.

Реконструкция российского вертолетостроения является давно накипевшей и требующей решения проблемой. Последующая деятельность в условиях современной рыночной экономики при сохранении структуры плановой системы сильно усложняется, но все же заметны явные улучшения.

Вертолеты мира

Вертолетная техника эксплуатируется больше чем в 190 странах. Как уже было сказано, она используется как в военных, так и в гражданских целях.

Современная ситуация в вертолетной отрасли основана на производстве и спросе, который обеспечивают заказчики-эксплуатанты. На мировом рынке вертолетов сформировались три главных класса воздушных машин:

  • 1) тяжелые – больше 15 тонн;
  • 2) средние – 5−15 тонн;
  • 3) легкие – до 5 тонн.

Но часто для классификации мирового парка используется более детальная разбивка, причем учитываются и переходные модели.

В последние годы прослеживается стремительный рост производства и реализации вертолетной техники. За последние пять лет на мировом рынке было продано больше 8 тыс. вертолетов на сумму порядка 40 млрд долларов.

На этапе создания и формирования вертолетостроение можно охарактеризовать следующими признаками: этапность и регионального в его развитии. Как известно, широкое применение вертолеты получили только в 20 веке. Нужно отметить 3 этапа в развитии: формирование, постоянная советско-американская конкуренция и современный евроамериканский этап.

Как следствие, на сегодняшний день есть 4 региона создания и производства вертолетов: европейский, американский, Россия и страны бывшего СССР, Индия-Китай.

«Вертолеты России» - один из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолетов в России, а также одна из немногих компаний в мире, обладающих возможностями проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

Холдинг «Вертолеты России» входит в структуру Госкорпорации Ростех.

В состав холдинга входят конструкторские бюро, вертолетные заводы, предприятия по производству, обслуживанию и ремонту комплектующих изделий, авиаремонтные заводы, а также сервисные компании, обеспечивающие послепродажное сопровождение техники в России и за ее пределами. Головной офис «Вертолетов России» расположен в Москве.

Холдинг «Вертолеты России» образован в 2007 году, но ключевые предприятия имеют более чем 70-летнюю историю.

«Вертолеты России» в цифрах

По данным холдинга, в 2016 году более 8000 вертолетов российского производства эксплуатируется в более чем 100 странах мира. «Вертолеты России» занимают 90% российского рынка вертолетов, в мировых продажах на долю компании приходится 10%.

По состоянию на 2016 год предприятия «Вертолетов России» выпустили 22% мирового парка вертолетов военного назначения. При этом продукция холдинга занимает 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. В мировом парке вертолетов гражданского назначения продукция холдинга «Вертолеты России» составляет 49% среди тяжелых вертолетов (максимальной взлетной массой более 20 тонн) и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн).

Ключевые факты

«Вертолеты России» лидируют в самых перспективных сегментах мирового рынка:

Производитель номер один в России и СНГ.

Производитель номер один в мире в сегментах среднетяжелых и сверхтяжелых вертолетов.

Производитель номер один в мире в сегменте ударных вертолетов.

Предприятия холдинга являются разработчиками уникальных технологий, которые воплотились в мировых бестселлерах и рекордсменах:

Ми-8/17 - самый популярный в мире вертолет за всю историю отрасли, выпускается на двух заводах в различных современных модификациях;

Ми-26(Т) - самый грузоподъемный в мире вертолет, способен перевозить груз весом до 20 тонн;

Ка-32A11BC - многоцелевой вертолет соосной схемы несущих винтов, эффективно применяющийся в пожаротушении и спасательных операциях.

«Вертолеты России» не останавливаются на достигнутом – модернизируют выпускаемые модели вертолетов и разрабатывают новые, такие как:

Ми-38 - транспортно-пассажирский вертолет, отвечающий самым последним требованиям рынка;

Ка-62 - средний многоцелевой вертолет, в котором использованы новейшие композиционные материалы;

ПСКВ (RACHEL) - перспективный вертолет в среднем весовом сегменте, призванный в будущем стать заменой легендарным Ми-8/17.

«Вертолеты России» имеют сильные позиции на стремительно растущих рынках Индии и Китая, активно расширяют присутствие в Южной и Центральной Америке, на Ближнем Востоке и Африканском континенте.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа АО «Вертолеты России»

«Вертолеты России» обладают мощной научно-исследовательской базой. В состав холдинга входят две вертолетостроительные школы, авторитет которых признают во всем мире, - Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля и «Камов». Их история связана с работой основателей российского вертолетостроения Михаила Миля и Николая Камова. Николай Камов придумал само слово «вертолет», в 1920-х годах участвовал в создании предшественника вертолета – автожира. Под руководством Михаила Миля был создан первый российский серийный вертолет.

Наше производство

Основные производственные предприятия холдинга «Вертолеты России» - Казанский вертолетный завод, «Роствертол», Улан-Удэнский авиационный завод, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также производители комплектующих – Ступинское машиностроительное производственное предприятие и «Редуктор-ПМ».

Сервисное обслуживание

Сервисная политика холдинга «Вертолеты России» направлена на создание максимально комфортных условий для операторов при обслуживании и ремонте вертолетов российского производства на протяжении полного жизненного цикла техники. Высококвалифицированное сервисное и послепродажное обслуживание вертолетов является одним из ключевых элементов стратегии холдинга «Вертолеты России».

В странах мира, где применяется техника производства «Вертолетов России», холдинг занимается послепродажным сервисным обслуживанием вертолетов через глобальную систему собственных и партнерских сервисных центров.

В 2014 году в состав «Вертолетов России» вошли пять авиаремонтных предприятий, ранее находившихся в ведении . Эти предприятия обладают уникальной компетенцией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники и существенно усилят систему послепродажного обслуживания гражданских и военных вертолетов российского производства.

Казанский вертолетный завод в середине прошлого века первым в стране освоил серийное производство винтокрылых машин. Начиная от дебютной модели КБ Михаила Миля Ми-1 - до современных модификаций самого массового семейства вертолетов Ми-8.

Кроме того, впервые в российской практике на заводе в Казани с нуля спроектировали и освоили выпуск легкого вертолета «Ансат». Предприятие входит в холдинг «Вертолеты России». За свою историю КВЗ выпустил более 12 тысяч вертолетов.

Основная продукция казанского предприятия сегодня - это всемирно известные многоцелевые вертолеты семейства Ми-8 и его экспортного варианта Ми-17.

Прототип вертолета этого семейства был испытан в июле 1961 года в Москве, а спустя четыре года началось его серийное производство. 26 октября 1965 года взлетел первый серийный вертолет Ми-8, командиром экипажа был летчик-испытатель Леонид Антропов.

С появлением серийных образцов вертолет начал принимать участие во всех крупных международных выставках. Вертолет перелетал своим ходом из страны в страну, и однажды в одно из таких турне летчик Герман Алферов налетал 35 тысяч километров, тем самым совершив «кругосветный перелет».

Сегодня Ми-8 является самым массовым в мире вертолетом с двумя двигателями - его эксплуатируют более чем в полусотне стран мира.


«Ансат»

Это собственная разработка казанского завода. Легкая многоцелевая машина впервые в истории российского вертолетостроения была спроектирована не отдельным специализированным бюро, а непосредственно конструкторами серийного производства.


В самом начале Великой Отечественной войны в Казань из Ленинграда эвакуировали авиазавод № 387. Его объединили с местным заводом обозных изделий, который начинал с производства телег, тачанок и прочего конного хозяйства. В годы войны новое авиапредприятие массово выпускало легендарные боевые «этажерки» У-2 (По-2). После Победы казанцы освоили сборку самоходных комбайнов. Первое в СССР серийное производство вертолетов в Казани начали в 1951 году.


Фюзеляжно-сборочный цех. Здесь стыкуют среднюю и носовую части Ми-8/17.


Подготовка носовой части Ми-8 к остеклению.


Подготовка к внутренней отделке средней части фюзеляжа.


Стапельная сборка носовой части.


На Казанском вертолетном заводе сегодня трудится около 6 тысяч человек. Средняя зарплата 38 тысяч рублей. В долгой истории предприятия бывали разные времена. В суровые годы войны заводчане недоедали, выявлялись случаи дистрофии. Известен эпизод, когда голод подтолкнул двух мотористов к отчаянной охоте: они угнали собранный У-2 и в воздухе начали расстреливать стаю гусей из пулемета.


В экономически непростые 1990-е годы казанцы вели переговоры с известными компаниями Eurocopter и Bell о совместном проекте легкого вертолета, адаптированного для России. Однако европейцы и американцы в ответ предлагали лишь «отверточную сборку» их моделей. Именно это в итоге и привело к созданию на казанском заводе собственного конструкторского бюро и разработке с нуля отечественного многоцелевого вертолета «Ансат».


Прототип «Ансата» был создан в 1997-м. В воздух впервые машина поднялась в 1999 году.


Название «Ансат» с татарского переводят как «простой» или «легкий». Этот вертолет может перевозить около 1300 кг полезной нагрузки.



Одним из главных преимуществ вертолета «Ансат» считают многофункциональность. Машину можно быстро трансформировать под различные нужды: перевозку пассажиров или грузов, для борьбы с пожарами, поисково-спасательных работ и т. д.


Фюзеляж «Ансата» цельнометаллический. А в производстве несиловых элементов конструкции широко применяются композиционные материалы. Лопасти винта - стеклопластиковые.


Подготовка заднего отсека фюзеляжа Ми-8 к монтажу радиоэлектронного оборудования.


Количественный рекорд выпуска Ми-8 был поставлен в 1973 году, когда казанский завод произвел 371 машину, больше одного вертолета в день.


Клепка хвостовой балки.


Цех окончательной сборки.


На Ми-8 устанавливают два газотурбинных высотных двигателя максимальной мощностью 2200 л. с. Если в полете отказывает один мотор, второй автоматически выходит на повышенную мощность.


Колонка несущего винта Ми-8. Пятилопастной винт на крейсерском режиме делает 192 оборота в минуту.


Ми-8-МТВ-1 берет на борт в основных и дополнительных баках до 3,5 тонн топлива. Максимальная дальность полета превышает 1000 километров.


Монтаж электроники в носовой части кабины Ми-8. Радиоэлектронное оборудование вертолета позволяет ему летать в любое время суток, в том числе в сложных метеоусловиях.


В рамках программы холдинга «Вертолеты России» по созданию среднего многоцелевого вертолета Ми-38 завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолета и организацию его серийного производства.


Монтаж жгутов электропроводки в грузо-пассажирской кабине вертолета «Ансат».


Многоцелевой «Ансат», помимо стандартной, выпускается в учебно-тренировочной модификации для подготовки военных пилотов. Крайне перспективным и востребованным является также медицинский вариант: оборудование такого вертолета позволяет не только перевозить больных, но и проводить реанимацию во время полета.


Сборка коммутационных панелей на вертолете «Ансат».


Силовая установка «Ансата» - два 630-сильных двигателя компании Pratt & Whitney Canada. Электронно-цифровая система управления позволяет продолжить взлет машины в случае отказа одного двигателя. В перспективе планируется оснащать «Ансат» двигателями российского производства.


Процесс дождевания.


Под интенсивный «душ» вертолет помещают для проверки герметичности и влагозащищенности кабины.


Цех фрезерной механообработки.


Элементы несущего винта промывают после гальванического нанесения кадмиево-фосфатного покрытия. В марте 2018 года на Казанском вертолетном заводе открыли обновленное гальваническое производство.


Цех цельнометаллических лопастей.

Существует легенда, что наладить производство надежных и долговечных цельнометаллических лопастей в Казани помог подарок Дуайта Эйзенхауэра Никите Хрущеву: в 1960 году американский президент преподнес советскому лидеру два вертолета Sikorsky S-58. И вскоре казанский завод начал внедрять у себя металлические лопасти для Ми-4.


Лопасти несущего винта покрывают герметиком.


Готовые лопасти маркируют при помощи трафарета.



Авиационный учебный центр

Комплексный тренажер вертолета Ми-8-МТВ. Кроме теории и непосредственной летной практики, программа учебного центра по требованиям Росавиации включает обязательные занятия на тренажере.


Тренажер Ми-8-МТВ для Казанского учебного центра был изготовлен в Санкт-Петербурге. Специальное оборудование воспроизводит шум и вибрацию двигателя на разных режимах. Кабина тренажера позволяет имитировать полеты в темное время суток при помощи очков ночного видения.


Комплексный тренажер незаменим для отработки действий экипажа Ми-8 в чрезвычайных ситуациях, например при отказе двигателей.


Предполетный осмотр вертолета «Ансат» на летно-испытательном комплексе. Недавние тесты в Якутии и Пакистане доказали возможность использования «Ансата» в диапазоне температур от минус до плюс 45 градусов по Цельсию.



После демонстрации на международных авиасалонах казанские «Ансаты» заинтересовали зарубежных потребителей. К примеру, первые машины в медицинской комплектации уже в 2018 году отправятся в Китай.


Реанимационные «Ансаты» уже работают в Курской, Курганской, Псковской, Московской и Волгоградской областях, а также в Татарстане.


Заход на посадку Ми-8-МТВ-1.


Любопытный факт: у Казанского вертолетного завода есть сертификат от Министерства обороны США. Несмотря на возражения Конгресса, американское оборонное ведомство закупало партию казанских Ми-17 для использования в экстремальных условиях Афганистана.