Меню Рубрики

Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств. Тренинги и упражнения на выявление лидерских качеств Инсценировка стихотворения «Случай в трамвае»

. Власть и лидерство

Вопросы для обсуждения:


  1. Власть и каналы власти в организации. Формы власти и влияния.

  2. Природа лидерства. Менеджер и лидер.

  3. Черты и формы лидерства.

  4. Стили лидерства.

  5. В чем заключается разница между лидерством и руководством?

  6. Как соотносятся понятия «лидер» и «руководитель» группы?

  7. Какие типы лидеров выделяют? Охарактеризуйте их.

  8. Как подразделяют неформальных лидеров?

  9. Почему проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности?

  10. Что предполагает эффективное лидерство?

  11. Как используются власть и влияние в рамках эффективного лидерства?

  12. Какими качествами должен обладать эффективный лидер?

  13. Какими чертами должен обладать эффективный лидер?

Темы докладов:
1. Культура поведения лидера в организации.

2. Примеры удачного и неудачного лидерства.

3. Формальный и неформальный лидер.

5. Стили руководства: по Левину, по Лайкерту, по Макгрегору (теории Х и У);

6. Стиль руководства, ориентированный на работу (задачу) или на человека: по Блейку – Моутону, по Танненбауму – Шмидту, по Фидлеру, по Адаиру, по Вруму – Йеттону, по Херси – Бланшару, по Арджирису.


Практические задания для семинарских занятий
Задание 1. Используя распространенные методики (анкеты, тесты, упражнения), определите собственную приверженность к определенному стилю руководства и степень выраженности лидерства. Проанализируйте полученные данные. Сделайте выводы о личных возможностях эффективного руководства.

Задание 2. На основе результатов по выявлению собственного стиля лидерства разработайте личную программу по развитию способностей к успешному руководству.

Задание 3. «Харизма. Личные качества и эффективность». Для подготовки к обсуждению данной темы подготовьте доклады на одну из 5 тем. По каждой теме может быть несколько докладчиков. При построении доклада придерживайтесь примерного тематического плана. По материалам выступлений проведите обсуждение.

Тема 1. Харизма и мы

1. Что такое харизма?

2. Почему харизматичность не является врожденной?

3. Кто обладает харизмой?

4. Какими качествами должна обладать харизматическая личность?

5. Как развивается харизма?

6. Что питает и что разрушает ее?

7. Как стать харизматичным?

8. Комплекс неполноценности и страх: признаки и методы избавления.

Тема 2. Харизма и коммуникация

1. Безотказные приемы установления контакта.

2. Формирование первого впечатления.

3. Секреты «блестящего публичного выступления».

4. Приемы привлечения внимания.

5. Механизм воздействия на окружающих.

6. Перехват и удержание инициативы в коммуникации.

7. Метод жесткого пресечения психологического давления «Дикобраз».

8. Принципы развития контакта с представителями противоположного пола.

Тема 3. Харизма и власть

1. Природа лидерства и доминирования.

2. Эмоциональное поле успеха.

3. Приемы принятия решений.

4. Осознаваемый и неосознаваемый потенциал человека.

5. Принципы эффективного управления.

6. Компоненты, из которых складывается влияние харизматической личности.

Тема 4. Харизма и мотивация

1. Как завоевать доверие людей и увлечь их общими целями?

2. Как стать «образцом для подражания»?

3. Самопрограммирование и самомотивирование.

Тема 5. Харизма и имидж

1. Как нас воспринимают?

2. Как формировать отношение к себе?

3. 6 фактов биографии, привлекших внимание к харизматическим личностям от Христа до Горбачева.


Конкретная ситуация 1

«Использование власти в отрасли, производящей компьютеры»
Уильям Х. Гейтс, возможно, является одним из самых влиятельных людей в отрасли, производящей персональные компьютеры. В 1980 г. в его компанию «Майкрософт» обратилась корпорация «IBM» относительно разработки операционной системы для нового персонального компьютера. Благодаря усилиям недавно нанятого программиста, «Майкрософт» смог предложить «IBM» теперь всем известную программу MS-DOS, которая позже стала использоваться во всех персональных компьютерах «IBM» и в совместимых с ними компьютерах. Впоследствии «Майкрософт» стал буквально незаменим в отрасли производства компьютеров. Компания поставляла математическое обеспечение, которое профессиональные программисты используют на компьютерах производства «IBM» и «Apple». Под руководством Гейтса «Майкрософт» установил стандарты для программ, которые управляют сетями персональных компьютеров и периферийных устройств. В дальнейшем разрабатывалась операционная система для второго поколения персональных компьютеров «IBM».

Стратегия установления новых стандартов, в дальнейшем гарантирующая долю на многих рынках, сделала «Майкрософт» крупнейшей компанией по разработке математического обеспечения в США, а Гейтса – миллиардером. Согласно журналу «Уолл Стрит Джорнэл», эта стратегия основывается исключительно на силе воли господина Гейтса, а также на его умении убеждать, уговаривать, а иногда – и припугивать самых крупных клиентов, заставляя их покупать умопомрачительные персональные компьютеры, которые в дальнейшем пользуются услугами «Майкрософт». Легенды о тактике сильной руки, применяемой Гейтсом, знают все. В 1985 г., когда Джон Скалли из «Apple» разрабатывал язык «МакБейсик» для своего персонального компьютера «Макинтош», Гейтс пригрозил остановить действие купленной «Apple» лицензии на использование программ, которые Майкрософт разработал для «Apple–II», если Скалли не закроет проект «МакБейсик». Учитывая, что дела с линией «Макинтоша» тогда обстояли плохо, а необходимые для оплаты многих счетов средства поступали только с линии «Apple–II», Скалли ничего не оставалось, как согласиться.

Многие клиенты и конкуренты уважают Гейтса и восхищаются им. Джон Роуч, высшее административное лицо компании «Тэнди», говорит: «В этой отрасли нет никого более надежного, чем Билл Гейтс». Гейтсу известны планы дальнейшего развития продукции большинства ведущих производителей компьютеров. Другие считают Гейтса надменным и слишком амбициозным. Они утверждают, что его осведомленность о деловых планах такого большого числа компаний дает ему незаслуженное преимущество и создает потенциальный конфликт интересов. Другие, однако, ждут – не дождутся, когда «IBM» решит, что она стала слишком уязвимой для Гейтса и «Майкрософта» и прекратит свои отношения с ними.
Вопросы к конкретной ситуации 1
1. Влиятелен ли Билл Гейтс? Обладает ли он властью?

2. Какой тип власти он использует?

3. Использует ли Билл Гейтс для своего влияния такие методы, как убеждение или вовлечение трудящихся в принятие решений?
Конкретная ситуация 2. «Справедливый руководитель»
Некий коммерческий банк – один из многих мелких коммерческих банков, созданных в Москве за последние годы . Банк начал свои операции немногим более полутора лет назад. Весь штат банка состоял из 15 человек, не считая 6 человек охраны. Банк занимал помещение из 5 комнат: операционный зал, бухгалтерия, секретариат, кабинет управляющего и касса.

Управляющий банка – Иванов Сергей Васильевич, 45 лет, – ранее работал в научно-исследовательском центре. Стал управляющим благодаря своим глубоким знаниям в банковском деле и обширным связям в финансовом мире. Человек осторожный в общении с учредителями банка и несдержанный с подчиненными. Главный бухгалтер банка – Смирнова Лидия Петровна, 40 лет. В течение 10 лет работала главным бухгалтером, 2 года назад окончила курсы бухгалтерского учета в коммерческом банке. Работала в этом коммерческом банке практически со дня его основания.

Семинар «Лидерство - секреты успеха» будет полезен руководителям среднего звена, поскольку позволит осознать особенности работы менеджера и поможет каждому участнику улучшить свой управленческий подход, направленный на эффективное использование ресурсов и достижение результатов.

Цели курса:
разобраться с определением лидерства, изучить лидерские теории и ролевые модели;
узнать собственную модель лидерства, ценности, видение на будущее, цели, а также жизненные задачи;
повысить эффективность своей работы как руководителя через соединение личных целей и целей организации;
определить степень влияния эмоциональной компетентности на лидерский стиль;
разобраться, что входит в обязанности руководителя с точки зрения навыков управления, что ожидает Компания от руководителя и что ожидают подчиненные;
изучить и отработать на практике некоторые инструменты управления командой, навыки позитивного влияния.

Продолжительность: 18 академических / CPD часов (2 дня)

Формат обучения: 30% теории и 70% - практики


Семинар может быть также проведен в корпоративном формате, при этом программа семинара может быть изменена либо дополнена по желанию заказчика.

Участники смогут

  • разобраться с определением лидерства, изучить лидерские теории и ролевые модели;
  • узнать собственную модель лидерства, ценности, видение на будущее, цели, а также жизненные задачи;
  • повысить эффективность своей работы как руководителя через соединение личных целей и целей организации;
  • определить степень влияния эмоциональной компетентности на лидерский стиль;
  • разобраться, что входит в обязанности руководителя с точки зрения навыков управления;

Целевая аудитория

Руководители среднего звена, владельцы бизнеса, менеджеры проектов, профессионалы, стремящиеся развить лидерские навыки.

Почему Академия PwC

  • Уникальные материалы, разработанные экспертами PwC
  • Четкая структура и доступная увлекательная форма изложения материала
  • Закрепление полученных знаний с помощью практических заданий, игр, бизнес-кейсов, видео
  • Создание атмосферы заинтересованности на занятиях, вовлечение участников в дискуссии

Сертификаты

По окончании семинара слушателям выдается Сертификат об участии в семинаре "Ключевые навыки руководителей"; в компании PricewaterhouseCoopers, а также при необходимости сертификат, подтверждающий количество CPD-часов.

Программа семинара

  • Лидерство. Введение в тему.
    • Определение лидерства. Отличие от менеджмента. Мифы и реальность;
    • Анализ знаменитых ролевых моделей и обсуждение того, что привлекает в их лидерском подходе. Видео материалы;
    • Выделение основных критериев успеха лидера и способов мышления;
    • Проактивная позиция. Круг забот и круг влияния С.Кови;
    • Диагностика SDI как инструмент повышения самоосознанности;
    • Модель «Целостного развития лидера»: Ум, Эмоции, Тело, Дух. Роль лидера в контексте общества и организации.
  • Управление собой. Убеждения и ценности.
    • Как ценности влияют на принятие решений и стиль управления. Расстановка приоритетов. Определение ключевых целей. Колесо баланса;
    • Выявление личных барьеров и деструктивных убеждений, установок;
    • Рефрейминг как инструмент перехода на другой уровень личностного развития.
  • Формирование личного профессионального видения.
    • Стратегическое и тактическое мышление;
    • Работа с метафорами и личными историями, сторителлинг;
    • Визуализация и формирование видения;
    • Работа в малых группах. Групповой коучинг.
  • Личное профессиональное развитие и постановка целей.
    • Определение своих талантов и барьеров. Знакомство с внутренним критиком. Диагностика собственного уровня открытости. Окно Джохари;
    • Что такое цель и что целью не является Зачем нужно ставить цели? Что происходит, когда целей нет? Управляете вы – или управляют вами? Если вы не управляете, то кто управляет вами?
    • Упражнение на постановку целей. Определение истинных и ложных целей. Сшивка личных целей и целей организации по системной модели Р. Дилтса;
    • Модель максимальной эффективности. Что действительно влияет на эффективность и часто не учитывается?
  • Эмоциональное лидерство.
    • Эмоциональное лидерство в формировании и развитии команды; формирование видения;
    • Упражнение на вовлечение команды в проект. Использование диагностики SDI для выявления мотивации и ценностей команды.
  • Разработка индивидуального плана развития.
  • Расписание и стоимость

    Цели:

    • продемонстрировать учащимся их потенциал к самосовершенствованию и выработке качеств лидера;
    • развивать у учащихся познавательный интерес, поощрить у учащихся желание к достижению своего наибольшего потенциала;
    • способствовать воспитанию умения работать сообща, согласовывать свои действия, совместно трудиться на общее благо.

    Предварительная подготовка:

    • проведено тестирование «Я – лидер»;
    • учащиеся подготовили инсценировку стихотворения и сценки;
    • ученики 2 классов нарисовали рисунки людей гражданских профессий, которые помогают людям;

    Оборудование:

    • мультимедийная презентация;
    • верёвка, фартук, платок, одеяльце;
    • бумага для плаката (формат А-3), фотографии и рисунки, фломастеры, бланки рецептов, клей;
    • конверты с заданиями, 5 частей пазла «СЕРДЦЕ», таблички с названиями команд;
    • конфеты для поощрения команд.

    Ход занятия

    Для участия в этой игре, все ребята прошли тест «Я – лидер» у себя в классе. Среди учеников параллели 2 классов учителя выявили ребят, которые обладают лидерскими качествами. Сегодня эти ребята примут участие в игре «По ступенькам к лидерству».

    (В класс приглашаются участники игры из пяти вторых классов. В каждой команде 5 человек, они выбирают себе место за 5 столами. На каждом столе табличка с надписью: «Гражданственность», «Честность», «Заботливость», «Уважение», «Ответственность»)

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете участвовать в игре «По ступенькам к лидерству».

    Посмотрите на слайд. Какое слово в нём зашифровано? (Лидер.)

    – Кто такой лидер? Что означает это слово? (Ответы ребят)

    СЛАЙД №2

    – Заглянем в толковый словарь русского языка Ожегова:

    • Лидер – спортсмен, идущий первый в соревновании.
    • Лидер – корабль, возглавляющий группу судов.
    • Лидер – руководитель группы людей.

    СЛАЙД № 3

    Лидер это не тот человек, который обладая властью, совершает то, что хочет. Лидер это человек, который отвечает за свои поступки и обладает такими чертами характера, как ответственность, гражданственность, уважение, честность и забота.

    Именно так в нашей игре мы решили назвать ваши команды. А теперь представимся.

    (Ребята отвечают хором)

    2а – «УВАЖЕНИЕ»!

    2б – «ЗАБОТЛИВОСТЬ»!

    2в – «ЧЕСТНОСТЬ»!

    2г – «ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ»!

    2д – «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»!

    Выступление 2 г класса.

    СЛАЙД №4

    Человек должен быть гражданином. Хорошие люди – граждане. Они думают не только о близких, но и о других людях. Они заботятся о благосостоянии своего города, страны, планеты. Они готовы помочь в любую минуту даже незнакомым людям.

    Хорошим примером совместных действий послужило происшествие, случившееся в одном из районов Татарстана несколько лет назад. Двухлетняя девочка по имени Даша упала в глубокий и узкий колодец. Это происшествие привлекло внимание всей страны и вызвало активную помощь всего местного населения.

    Сегодня мы разыграем историю Даши.

    Сценка.

    Мама (в фартуке, косынке): – Даша! Даша! Иди домой! Даша! Пора домой!

    Даша (плачет): – Мамочка, помоги!

    Мама: – О, Даша, маленькая моя! Держись! Дашенька, доченька, не плачь!

    Идёт мимо сосед.

    Сосед: – Что случилось? Ой, какое несчастье! Я позову на помощь!

    Помогите, пожалуйста! (Обращается к сидящим детям).

    Девочка в беде, помогите! (Обращается к следующему ребёнку).

    (Звонит по телефону.)

    – Это МЧС? Девочка упала в узкий глубокий колодец. Записывайте адрес.

    – Это скорая помощь? Помогите девочке, записывайте адрес.

    – Это милиция? Нужна ваша помощь!

    (В это время один человек сбегал, принёс верёвку, обвязал себя, и его опустили в колодец. Девочка спасена.)

    Беседа.

    – Что вы чувствуете, после разыгрывания этой сценки? (Волнение за девочку, удовлетворение, что девочка спасена).

    – Кто помог маленькой Даше? (Люди, которые оказались рядом).

    – Как вы поступите, если кто-то окажется в беде и попросит вас о помощи?

    (Ответы ребят)

    – Это было лучшим проявлением гражданственности, все действовали сообща, каждый осознал беду и делал всё возможное.

    Гражданственность – это одно из качеств лидера.

    Выступление 2 в класса.

    – Ребята, я хочу остановиться еще на одном качестве лидера.

    – Сегодня на наше занятие я принесла конфеты и хотела бы раздать их всем учащимся, на ком имеются белые банты.

    – Как вы считаете, честно ли я поступаю? Почему? (Ответы ребят)

    – А сейчас я хочу, чтобы вы обратили внимание на поступок мальчиков из рассказа В.Осеевой.

    – Кто из мальчиков поступил правильно?

    – Какое качество характера помогло мальчику правильно поступить?

    Честность – одно из важных качеств лидера. Мы все хотим, чтобы люди обращались с нами честно и поэтому сами всегда должны быть честны по отношению к другим.

    Выступление 2б класса.

    СЛАЙД №5

    – Вы слышите звукозапись сирены « Скорой помощи».

    – Что это может означать? (Кто-то нуждается в помощи)

    – Сегодня, вы члены команды «Забота 03». Может быть, вы и не спасёте чьей-то жизни, но вы можете рассказать нам, как вы можете проявить свою заботу.

    СЛАЙД №6-9

    Посмотрите на эти слайды, подумайте:

    – Кто нуждается в нашей с вами заботе?

    – Какими хорошими делами мы можем им помочь? (Ответы ребят)

    Заботливость – это признак взросления. Помогайте людям и это вернётся к вам добром!

    Выступление 2а класса.

    СЛАЙД №10

    1) Что такое уваженье?
    Это – разум и терпенье
    Глубина души и взгляды
    Часть заслуг, друзей награды.

    2) Уважай себя и взрослых
    Ты подумай! Это просто!
    Уважай друзей, подруг,
    С пониманьем, а не вдруг!

    3) Уважай и понимай!
    Принципам своим внимай!
    Не дави авторитетом!
    Помни! Будь ты ЧЕЛОВЕКОМ!

    Обсуждение слайдов.

    – Какое отношение имеет эта картина к понятию уважение ?

    (Независимо от цвета кожи и расовой принадлежности, необходимо уважать каждого гражданина нашей Земли).

    СЛАЙД №11

    – Объясните, какие поступки положительные, а какие отрицательные? Что необходимо изменить в поведении детей?

    СЛАЙД №12

    – Общение – это залог успеха. Кто из этих персонажей добьется большего взаимопонимания и почему?

    СЛАЙД №13

    – Как бы вы поступили на месте этих персонажей и почему?

    А сейчас мы посмотрим сценку.

    Инсценировка стихотворения «Случай в трамвае».

    Мальчик сидел
    У окошка трамвая
    По сторонам
    Из окошка зевая.
    Рядом стоял,
    Возвращаясь домой.
    С папкой в руках
    Гражданин молодой.
    Мальчик, заметив
    Такую картину,
    Место своё
    Уступил гражданину.
    Долго не стал
    Гражданин возражать –
    Старших положено
    Всем уважать.
    Было в трамвае
    И людно, и тесно,
    И гражданин
    Уступил свое место;
    Он усадил
    Пожилого мужчину,
    Сунул под лавку
    Его же корзину.
    Только недолго
    Сидел и мужчина
    Важной была
    И на это причина:
    Как не уважить
    Почтенного старца,
    Мог ли мужчина
    На месте остаться?
    Старец, довольный,
    В окошко глядит,
    Мимо него
    Новый город летит.
    Все изменилось – в погоде,
    В природе,
    А уваженье
    Осталось в народе.

    – Почему же каждый из персонажей поступил именно так?

    Выступление 2 д класса.

    – У каждого человека есть свои обязанности: перед семьёй, перед обществом. И от того, как человек их выполняет, можно сказать, ответственный он или нет.

    – Все вы любите смотреть мультфильмы. Сегодня я вам предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Маша и медведь» и взглянуть на поступки героев с другой стороны.

    (Просмотр отрывка из мультфильма.) (Приложение 3)

    СЛАЙД №14

    – Почему Миша бросился ночью спасать Машу после всех её проделок?

    – Как это его характеризует? (Ответственный).

    – Что значит «быть ответственным»? (Доводить дело до конца, делать то, что порой не хочется, наводить за собой порядок, добросовестность.)

    – А какие обязанности есть у вас? (Хорошо учиться, делать уроки, помогать по дому …)

    – Что случается, если вы их не выполняете? (Плохие отметки, ругают, кому-то приходится делать эту работу за вас).

    Быть ответственным - значит выполнять свой долг, свои обязанности. Значит, поступать ответственно. Качество достойное лидера.

    СЛАЙД №15 Физминутка

    СЛАЙД №16 Практическая часть занятия.

    – У каждой команды на столе лежит конверт. Возьмите его и прочитайте. Ваша задача за определённое время выполнить задание и обосновать свой ответ.

    Задание для команды «Гражданственность»:

    1. Создать плакат из фотографий, рисунков, где люди гражданских профессий кого-нибудь спасают. (Это могут быть представители различных служб, таких, как МЧС, 01, 02, 03, 04, 06).
    2. Придумать и написать девиз. Варианты: Будь хорошим гражданином! Береги свою Родину!

    Задание для команды «Честность»:

    Собрать пословицы. Объяснить смысл пословиц.

    1. Правда всего дороже.
    2. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
    3. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

    Задание для команды «Заботливость»:

    – Заботливость – это одна из составляющих счастья и лекарство от одиночества. Вспомните то время, когда вам было грустно, больно, одиноко, боязно, холодно или хотелось есть, и кто-то помог вам и был с вами добр. Ваше задание: выписать рецепты заботливости. (Ребята получают бланки рецептов и фломастеры).

    Задание для команды «Уважение»:

    Игра «Делай так» и «Не делай так». Разложите карточки в две группы. Правила уважения – в группу «Делай так», то как нельзя обращаться – в группу «Не делай так».

    1. Вежливо обращайся с другими. Этим ты показываешь уважение.
    2. Не оскорбляй, не унижай, не угнетай других, не обращайся с ними дурно.
    3. Уважай индивидуальность окружающих.
    4. Воздержись от неуместных комментариев о других людях.
    5. Суди о людях по их достоинствам.
    6. Не используй других в своих целях.

    Задание для команды «Ответственность»:

    – Стихотворение рассыпалось. Прочитайте строчки и поменяйте их местами так, чтобы получилось стихотворение:

    Тем радостней,
    Пусть льётся пот с лица –
    Когда всё сделал до конца.
    Пусть труд тяжёл,

    – Как понимаете эти строчки?

    – Какая пословица перекликается с этим стихотворением?

    Каждая команда показывает свои работы. Доказывает правильность своих суждений.

    Завершение занятия. Итоги.

    – Вы замечательно справились со своими заданиями. Награда вам – это соединение частей пазла в единое целое.

    (Части пазла с названиями «Гражданственность», «Честность», «Ответственность», «Уважение», «Заботливость» – ребята выкладывают на доске.)

    – Что за предмет вы собрали? (Сердце)

    – Сегодня на занятии вы доказали, что лидер может быть только тот человек, который владеет этими качествами.

    – Каждый раз, когда вы проявляете честность, уважение, верность, прямоту, можете держать данное обещание, вы завоёвываете доверие друзей, родителей, учителей. Это очень трудная работа – завоевать доверие окружающих. Пройдёт много времени, прежде чем вы этого добьётесь.

    – А теперь представьте такую картину. (Учитель убирает одну из частей сердца. )

    – Что может произойти с сердцем? (Ответы ребят)

    – Так, каждый раз, когда вы на словах и в делах пренебрегаете этими качествами – вы теряете доверие. Будьте лидерами, которым можно доверять!

    1 ученик:
    Знают взрослые и дети,
    Знает умный и простак –
    Жить нельзя на белом свете
    Как-нибудь и кое-как.

    2 ученик:
    Ты берись за дело ловко,
    Всех порадуй и утешь.
    Хочешь сшить себе обновку –
    Семь раз смерь, один отрежь.

    3 ученик:
    Не кладётся сверху печка,
    Не пекут в лапте пирог.
    Строишь мостик через речку –
    Строй не вдоль, а поперёк.

    4 ученик:
    Если плохо – то не надо,
    Если делать – то с умом.
    В каждом деле есть отрада,
    А успех - в тебе самом!

    (В конце занятия участники хором поют песню «Кораблики дружбы» музыка И. Сазонова, слова К. Розанов)

    Поощрительный приз «конфеты» ребята получают в конце занятия.

    Лидерство - механизм интеграции группы, при котором один человек (лидер) объединяет, направляет действия всей группы, а группа - ожидает, принимает и поддерживает его действия Слово лидерство (leadership) произошло от английского глагола «lead», что значит «вести» Управление и Руководство




    Знать, как устроена социальная группа и каковы ее элементы Знать типологию лидеров и свой собственный тип Осознавать свои сильные и слабые стороны личности Развивать собственные лидерские навыки и умения Учиться предотвращать конфликтные ситуации Знать, как группа принимает решение Понимать, что такое конформизм и манипуляции Лидер в классе, лидер в лицее должен:




    1) «Один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива; 2) «Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания; 3) «Хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.; 4) «Служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Кричевский Р.Л.


    Типология лидеров зависит от: а) содержания деятельности лидера (лидер-вдохновителъ, который предлагает программу действий; лидер-исполнитель, организатор уже заданной программы; лидер, являющийся и вдохновителем, и организатором); б) стиля деятельности лидера (авторитарный; демократический; совмещающий элементы того и другого стиля); в) характера деятельности лидера (универсальный, то есть постоянно проявляющиеся качества лидера; ситуативный, качества лидера проявляются лишь в определенных ситуациях); г) направленности его деятельности (конструктивный лидер, способствующий успеху и развитию группы, и деструктивный, деятельность которого приводит к потере эффективности совместной деятельности) Парыгин Б.Д.


    Внутренние качества: Уверенность в себе Дерзновенность Проактивность Самообладание Внутренняя целостность Тихонов А.К Системные навыки: Видение Целеполагание Чувствительность к изменениям Гибкость Целеустремлённость, настойчивость Коммуникативные навыки: Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать Коммуникабельность






    Самопознание 1. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Инструкция Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой. Сначала оцените 1-е утверждение, сравнив его со 2-ым, 3-им и т.д. и результат впишите в первый столбик. Так если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительнее для вас второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. Если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т.д., вписывая результат во второй столбик. (Перед каждым утверждением можно проговаривать фразу «Я хочу...»). 1.Добиться признания и уважения. 2.Иметь теплые отношения с людьми. 3.Обеспечить себе будущее. 4.Зарабатывать на жизнь. 5.Иметь хороших собеседников. 6.Упрочить свое положение. 7.Развивать свои силы и способности. 8.Обеспечить себе материальный комфорт. 9.Повысить уровень мастерства и компетенции. 10.Избегать неприятностей. 11.Стремиться к новому и неизведанному. 12.Обеспечить себе положение влияния. 13.Покупать хорошие вещи. 14.Заниматься делом, требующим полной отдачи. 15.Быть понятым другими.


    Видение Целеполагание Чувствительность к изменениям Гибкость Целеустремлённость, настойчивость Умение мотивировать, вдохновлять, убеждать Коммуникабельность Уверенность в себе Дерзновенность Проактивность Самообладание Внутренняя целостность 2. Самооценка лидерских качеств Итак, отметьте на каждой оси уровень выраженности в вас того или иного качества, а затем соедините получившиеся значения между собой линиями. Например, проявление некоторых лидерских качеств в контексте семьи и в контексте руководства компанией могут сильно отличаться, впрочем, как и лидерство за столом переговоров от лидерства в кругу друзей. Оцените каждое качество по степени его выраженности. Возьмите тот контекст лидерства, в котором вы хотите провести диагностику, поскольку результат оценки может отличаться в зависимости от контекста.


    Получится примерно следующее: Если все ваши значения близки к 15, то ваш уровень лидерства близок к уровню Александра Македонского или других великих лидеров планеты! Возможно, ваша оценка себя несколько завышена, и в этом случае вы лишаете себя шанса более точно расставить приоритеты и уделить одному или нескольким качествам особое внимание для их дальнейшего развития. В любом случае, умение адекватно оценивать себя является ещё одним важным качеством лидера! Если средний радиус колеса близок к центру, т.е. оценки качеств в среднем меньше 5 баллов, то, возможно, вы действительно находитесь на начальном этапе развития своего лидерского потенциала. Также не исключено, что вы очень к себе критичны и что ваша самооценка просто занижена. В этом случае стоит попросить оценить ваши лидерские качества вашими коллегами, друзьями, хорошими знакомыми, тогда оценка будет значительно более объективной. Если их оценка будет сильно отличаться от вашей, проведите диагностику ещё раз, скорректировав ваши значения.





    Ведущий: Предлагаю перейти к очень серьезному упражнению «Достоин ли я быть Президентом школьной думы?».

    Представьте себе, что вам предложили баллотироваться, т. . выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента школьной думы и затем участвовать в выборах. Разумеется, вы поблагодарили людей, которые оказали вам это доверие, но затем задумались и решили заняться глубоким самоанализом. Действительно ли вы достойны занимать эту ответственную должность?

    Теперь все участники команды, возьмите обычный лист бумаги, разделите его вертикальной чертой на две равные части. С левой стороны сделайте заголовок «Мои достоинства», а с правой - «Мои недостатки». Затем начинайте анализ своих личностных особенностей, обращая внимание на свои сильные и слабые стороны.

    Все ваши соображения запишите на бумаге, желательно систематизировать их по степени важности, т. е. на первом месте запишите свои самое основное достоинство, на втором месте - то, которое вы особенно цените после первого т. д., таким же образом запишите свои недостатки. А затем примите окончательное решение - достойны ли вы быть Президентом школьной думы.

    Какой список (достоинств или недостатков) получился более представительным и серьезным? Что перевесило - ваши достоинства или недостатки? И главное - попытайтесь объяснить, как то или иное ваше достоинство будет помогать вам в работе, и как ваши недостатки будут мешать вам в этом.

    Результаты работы подводятся с помощью самооценки в пределах шести баллов. Во время выступления участников со своими аналитическими карточками все остальные участники играют роль «экспертной комиссии» ставить баллы от 0т 1 до 6.потом суммируем баллы каждого участника.

    Переходим к третьему блоку «Это пригодится лидеру всегда!»

    Лидеры, набравшие наибольшее количество знаков отличия, чтобы оправдать свои умения общаться с большой аудиторией, подготовят и проведут игру с залом, кричалку, танец сидя, песню с залом или что-то другое. Главное: вы должны увлечь всех.
    Рефлексия. Завершение занятия:

    Сейчас давайте мы с вами встанем в круг, возьмемся за руки, руки сложим поперекрестно, правая рука сверху, левая снизу.

    А сейчас давайте вспомним, во что мы играли и что делали.
    - Что лично для вас было сложно, но вы справились?
    - Что больше всего понравилось, было интересно?

    А сейчас я пускаю импульс, если мы одна команда, мы хорошо понимаем друг-друга, то я получаю импульс обратно. Спасибо, я получила импульс. Ребята, лидер- это не только один человек – это и его команда. Одна из граней лидерского таланта заключается в умении подобрать, создать, вырастить себе команду и в этом помогают мероприятия в школе лидера. Спасибо большое всем за игру!

    Заключение

    Школа лидера дает молодым людям полезные и необходимые навыки поведения, общения и совместной работы. Она объединяет молодых людей общим делом, дает уверенность в возможности воздействовать, как на свою судьбу, так и на судьбу общества.

    В финале комплексного игрового проекта награждаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов в малых проектах.
    1 место - «Лидер»;
    2 место - «Самому убеждающему»;
    3 место - «Сам себе имиджмейкер».