Меню Рубрики

Тренинги психологами по саморазвитию. Лучшие упражнения для тренинга личностного роста

С усложнением цивилизационного развития в XX столетии произошло повышение требований к профессиональным навыкам, а также производительности труда рабочих и служащих.

Для достижения отличных результатов человеку необходим постоянный личностный рост (Абрахам Маслоу).

Мотивировать личность на положительные изменения, помочь ей сформировать или раскрыть в себе полезные для жизнедеятельности качества – вот в чем заключалась польза

Первые тренинги появились в первой половине прошлого столетия и получили огромную популярность благодаря трудам Дейла Карнеги, Курта Левина, Карла Роджерса, Александра Эверетта, Манфреда Форберга. Слово «тренинг» происходит от английского «обучать, воспитывать», поэтому такая форма предполагает активные методы обучения для совершенствования личной и профессиональной сферы человека.

Двигательной силой тренингов выступало, прежде всего, желание больше зарабатывать при минимальном расходовании ресурсов человека. Они были направлены на развитие потенциальных способностей человека, расширение его возможностей, а также эффективного использования скрытых талантов и резервов. В результате применения обучающих программ А. Эверетта обычные служащие превращались в эффективных продавцов, финансовое благосостояние которых многократно повышалось.

В соответствии с целью предполагаемых изменений тренинги делятся на профессионально ориентированные, психотерапевтические и тренинги личностного роста.

Профессионально ориентированный тренинг всегда имеет четкую цель, которая достигается в результате применения ряда методик, таких как ролевые игры, диалог, ситуационное моделирование, повышение личной и профессиональной эффективности. Участники обычно ставят перед собой задачи развития лидерских качеств, карьерных успехов, формирования какого-либо важного навыка, умения говорить и убеждать и т.д. Очень удобно проводить такие занятия в групповой форме, когда происходит активное общение и взаимодействие между участниками.

Психотерапевтический тренинг предполагает использование максимально гибких методов, исключающих стрессовые реакции у участников. Его целью является плавная естественная трансформация личности, формирование необходимых индивидуальных особенностей и преодоление негативных психологических проявлений. На занятиях складывается непринужденная гармоничная атмосфера, эмоциональный комфорт, что позволяет объективно проанализировать опыт прошлого, понять свои ошибки.

Тренинг личностного роста позволяет добиться изменения жизненной позиции человека, его привычек и стереотипов, которые мешают обрести счастье и успех. От такого типа занятий стоит ожидать качественных позитивных изменений в психике человека, которые позволят ему перейти на новый этап развития.

Смысл и особенности тренингов личностного роста


Они имеют целью увеличение потенциала личности, раскрытие и совершенствование самых лучших качеств. Специально разработанные методики позволяют буквально запрограммировать человека на успех, после чего он обретает уверенность и спокойствие в любых ситуациях.

Данные методики делятся на два основных направления:

  • тренинги естественного личностного роста;
  • тренинги активного личностного роста.

Тренинговые занятия, которые способствуют естественному личностному росту, оказывают общий оздоравливающий эффект, снимают комплексы и блоки, дают возможность проявиться потенциалу личности, создавая условия для жизненного успеха. Часто они носят название трансформационные, намекая на работу с глубинными механизмами сознания и бессознательного.

Вид тренингов личностного роста, предполагающий активное развитие человека, содержит задачи, связанные с формированием ряда умений и навыков. Целями здесь являются развитие лидерских качеств, навыков целеполагания и целедостижения, повышение квалификации, эффективности деятельности, уверенности в себе. Активное применение находят методики, оказывающие активное позитивное воздействие на волевую сферу человека.

Польза тренинговых занятий очевидна для развития и самосовершенствования человека. Взаимодействие в группе дает возможность осуществить:

  • Формирование необходимых знаний, умений и навыков, социальных установок.
  • Получение нового опыта общения и взаимодействия с другими людьми.
  • Развитие уверенности в себе, снятие комплексов.
  • Воспитание и закрепление личностных качеств.
  • Возможность саморефлексии, углубленного самоанализа.
  • Выявление собственных положительных задатков, избавление от качеств – тормозов развития.

Вместе с тем, относительно влияния тренингов на психику человека и его последующее поведение нет однозначного мнения. Многие скептики сомневаются в невероятных возможностях таких методик. Если формирование каких-либо конкретных профессиональных или личностных качеств, умений, навыков более-менее понятно, то тренинги по саморазвитию в целом вызывают недоверие. Как правило, тренер на занятиях очень много рассказывает, а моделированию жизненных ситуаций уделяется минимум времени.

Также пессимисты замечают, что почти невозможно за несколько недель полностью поменять себя, перестроить свой жизненный путь, поскольку психические структуры обладают определенной долей консерватизма. В то же время, разумные опасения вызывает слишком бурная реакция людей на происходящие события после окончания занятий. Некоторые участники начинают смело увольняться с работы, менять семейного партнера, прекращать многолетние контакты с друзьями, что никак нельзя однозначно назвать позитивными изменениями.

Для того, чтобы от посещения занятий действительно могла ощущаться реальная польза, следует учитывать некоторые моменты при выборе тренинговых программ:

  • Тренинг должен соответствовать актуальным потребностям человека.

Необходимо решать проблемы, имеющие значение на сегодняшний день (профессиональный рост, увеличение дохода, улучшение семейных отношений), чему может помочь объективный самоанализ.

  • Программа должна быть максимально понятна участвующему.

Это развернутая информация о целях обучения, принципах, методах, действиях, которые будут реализовываться на тренинге. Исчерпывающая ясность исключит неожиданное попадание в руки мошенников или в секту.

  • Важно не допустить бесцеремонного вторжения в психику обучающегося.

Существуют специальные правила по безопасному выходу из тренинга, которые обязательно нужно знать. Не стоит безоговорочно доверяться тренеру как гуру, ведь он просто направляет развитие человека, но не несет ответственности за его жизнь. Крайне важно не принимать скоропалительных решений, что часто характерно для эмоциональных людей.

  • Собираясь на тренинговые занятия, нужно быть готовым к возможным изменениям в своей жизни, принимать их без сомнения и страха.

Придется выйти из «зоны комфорта», чтобы начать активно работать над собой. Цели участия должны быть предельно конкретизированы, например: не просто «улучшить карьеру», но «получить должность начальника отдела».

  • Результаты тренинга следует подкреплять непрерывным самообразованием, самомотивацией, самодисциплиной. Полученные знания обязательно должны быть апробированы на практике.

Понять, что тренинговая программа идет человеку на пользу, несложно. Опытные специалисты обязательно объяснят, с чем связаны его проблемы, а также предложат альтернативные действенные варианты поведения. Чтобы участник привык к данной модели, знания будут закрепляться путем групповой работы. После этого человек не только начнет вести себя иначе, он станет думать по-другому.

Неважно, какую цель преследовало участие в тренинге – улучшение здоровья, отношений с окружающими, приобретение профессиональных навыков, улучшение самооценки или повышение дохода, – эти занятия позволяют поверить в собственные возможности и силы, выбрать лучшее, достойное, подняться на новую ступень развития.

В последнее время очень популярными стали так называемые семинары и тренинги личностного роста . Я часто слышу и читаю отзывы людей, посетивших подобные мероприятия, а также знаком с несколькими тренерами, которые их проводят, просматривал видео и несколько раз присутствовал на них в качестве гостя. Ранее сам посетил несколько десятков тренингов по личностному росту и саморазвитию, правда мне повезло в том, что все они обошлись бесплатно, т.к. это было по работе.

И вот, поскольку мне есть, что сравнить, я сравниваю те бесплатные тренинги личностного роста, которые проводились штатными сотрудниками предприятия, с теми семинарами и тренингами, которые проводят всевозможные “школы успеха” и частные тренеры, для которых это является источником заработка. И вижу в этом сравнении определенные отличия, о которых и решил сегодня написать.

Реклама и анонсы тренингов.

Как вы понимаете, задача компаний и непосредственных людей, проводящих тренинги личностного роста, привлечь на свои мероприятия как можно больше людей и, соответственно, больше на этом заработать. Поэтому в анонсах и рекламе они совершенно не скупятся на громкие слова и выражения:

– Вы начнете пользоваться большим успехом у противоположного пола!

– И т.д.

Соответствует ли все это действительности? Неужели каждый реально выходит с тренинга личностного роста совершенно другим человеком, его жизнь коренным образом меняется? Уверяю вас: в 99% случаев это не так. Да, несомненно, определенный заряд положительной энергии и некий “волшебный пинок” человек, как правило, получает. Но сможет ли он направить эту энергию в нужное русло и воспользуется ли полученными советами, вообще, получится ли у него применить в жизни все то, о чем он узнал – это уже другой вопрос…

Поэтому чаще всего после посещения тренингов по саморазвитию человек какое-то непродолжительное время ходит в окрыленном состоянии (мол, сейчас я круто изменю свою жизнь), но очень скоро это состояние проходит. Обычно это происходит тогда, когда он сталкивается с первыми трудностями в реализации полученных знаний. А чаще он даже и не пытается их применить в жизни, потому что это сложно.

Вывод : тренинги личностного роста не сделают вас успешными, богатыми и счастливыми, они лишь могут подсказать вам, как это можно сделать. Ну а изменить свою жизнь способны только вы сами, и никто другой.

Личность тренера.

Думаю, ни для кого не секрет, что в первую очередь вся эффективность тренинга или семинара по личностному росту зависит от личности тренера и его умения проводить такие встречи. От того, как тренер сможет установить контакт с аудиторией и донести до каждого участника нужный посыл, во многом зависит то, с какими мыслями, с каким настроем уйдет этот участник, и что он будет делать после, начнет ли что-то менять или нет.

Поэтому, например, какой-нибудь легко соберет тысячную аудиторию за немалые деньги, а на тренинг Васи Пупкина придут 5 человек, и то, потому что бесплатно. И это при том, что и Бодо Шефер, и Вася Пупкин будут говорить совершенно об одном и том же.

Исходя из этого, каждый тренер личностного роста стремится создать себе определенный положительный имидж, представить себя в лучшем свете, то есть, занимается . Он будет создавать себе образ человека, который сам живет по тем правилам, что озвучивает на своих тренингах, и которому это помогло изменить свою жизнь. Тренер всегда будет улыбаться и демонстрировать свой , он будет казаться успешным и счастливым человеком, который не знает горя, которого ничего не беспокоит и не раздражает, который смотрит на жизненные проблемы по другому, и из любой ситуации выходит победителем.

Но на самом деле тренера личностного роста – это чаще всего самые обычные люди. И они отнюдь не всегда сами придерживаются тех принципов, которым учат на тренингах своих посетителей. Хорошо, если хотя бы в 50% случаев придерживаются!

Поверьте, я знаю нескольких таких тренеров. У них далеко не идеальная жизнь, они тоже не могут решить многие собственные проблемы, они тоже иногда расстраиваются по пустякам, обижаются и даже впадают в депрессию. Правда-правда!

Но, надо отдать должное, подают себя они грамотно и профессионально, и вполне способны зарядить правильными идеями других, повести их за собой. В этом и есть их главная ценность.

Вывод : тренеры личностного роста не всегда такие, какими кажутся, в жизни они могут ничем особо не отличаться от других людей. Поэтому бессмысленно возводить тренера в культ или, еще хуже, завидовать ему, как бы известен и знаменит он не был – во многом это лишь созданный образ, необходимый для работы. Лучше просто старайтесь на тренингах запоминать и записывать важную информацию, а потом применять ее на практике.

Убеждения, которые можно услышать на тренингах саморазвития.

И, наконец, давайте рассмотрим наиболее распространенные ложные утверждения, к которым прибегают на тренингах личностного роста, желая, видимо, оказать некий мотивирующий эффект на аудиторию. Мотивация – это, конечно, хорошо, но если принимать такие утверждения за чистую монету, они часто могут не только не принести пользы, но и даже нанести определенный вред. Сейчас я вам это покажу на примерах.

Ложь №1 . Вы можете достичь всего, что пожелаете, главное – захотеть! Очень часто на тренингах личностного роста пытаются внушить человеку нечто подобное. Однако не стоит воспринимать такие утверждения слишком буквально, ведь иногда для достижения успеха требуются определенные задатки, которых у кого-то может абсолютно не быть.

Например, все, наверное, видели, как на различных музыкальных шоу на сцену выходят конкурсанты, не обладающие ни слухом, ни голосом, но абсолютно уверенные в том, что они – суперзвезды. Над ними смеются судьи и весь зал, а они не понимают, почему: ведь им кажется, что они идеальны! Далее они действительно становятся звездами Youtube, только не потому, что хорошо выступили, а потому, что над ними все смеются.

Это, на самом деле, может привести к серьезной психологической травме. Поэтому стремиться к успеху, конечно, нужно, но только адекватно оценивая свои возможности. Всего-всего-всего ни один человек достичь не сможет.

Слепая , приобретенная на тренингах по саморазвитию, принесет лишь вред – она должна быть адекватной.

Ложь №2 . Изменить себя и свою жизнь легко! На самом деле, конечно же, нет! Сложно, да еще и как сложно! Но тренеры говорят так, наверное, чтобы не спугнуть человека. Ведь если сказать правду: серьезные перемены – это очень тяжкий труд, который далеко не каждому под силу, то большинство людей просто сразу потеряет всякое желание меняться.

Любые всегда связаны с определенными жертвами и выходом из зоны комфорта, которую человек до этого создавал годами. Поэтому они, как правило, протекают очень тяжело, и ничего легкого там нет.

Если вы услышите на тренингах личностного роста, что можно легко изменить себя и свою жизнь – воспринимайте это как некое подбадривание со стороны тренера, но знайте, что на самом деле это не так.

Ложь №3 . Вы быстро сможете достичь совершенства в нужном деле! Тоже неправда. Чтобы по-настоящему достичь совершенства требуются долгие годы! Об этом нам говорит неоднократно доказанное разными исследователями – именно это время, проведенное за практическими занятиями, требуется для доведения уровня мастерства в деле до высокой степени профессионализма. Переведите эти часы в дни и года, исходя из того, сколько часов в день вы будете посвящать желаемому делу – и увидите свой реальный срок достижения совершенства.

Если человек выйдет с тренинга личностного роста убежденным в том, что он, допустим, за месяц станет в чем-то профессионалом и достигнет больших успехов, то через этот месяц его ждет глубокое разочарование. А нередко оно еще и сопровождается какими-то потерями, например, денежными.

Например, человек идет на какие-то курсы обучения трейдингу. Занимается там, допустим, пару недель или месяц. Выпускается, думая о том, что уже все знает о рынке, и начинает торговать. В результате быстро “сливает” свой счет. И хорошо еще, если не вносит новые деньги, чтобы “отбить убытки”.

Следует понимать, что для того, чтобы достичь по-настоящему высоких результатов в каком-то деле, потребуются годы. И если тренер личностного роста говорит вам обратное – он лукавит.

Ложь №4 . Самовнушение и техники притяжения денег работают! Иногда на тренингах личностного роста могут описывать всевозможные методики самовнушения и техники притяжения денег по фен-шую, эзотерике, гороскопу и т.д. Что-то вроде того, что надо где-то там при полной луне закопать монету под денежное дерево, поливать ее и читать мантры при этом, и тогда к вам обязательно придет богатство и успех. Причем, будут приводить множество примеров людей, у которых это реально работает, в том числе и себя.

Конечно же, все это очень далеко от действительности. Если у кого-то подобные техники сработают без каких-либо дополнительных действий – это, наверное, скорее будет совпадением, чем закономерностью.

Чтобы привлечь деньги – необходимо их зарабатывать разными способами. Если вы просто будете каждый день перед сном повторять мантру “Я богат. Деньги приходят ко мне. Я чувствую их энергию…” и т.п., при этом не предпринимая никаких действий для заработка – уверяю, это ничего не даст. Ну если не верите – конечно, можете попробовать и убедитесь сами.

Если весь тренинг личностного роста сводится к продвижению некой подобной методики притяжения денег и привлечения успеха – то вы своей оплатой за посещение просто усиливаете притяжение денег тренеру. И все.

Ложь №5 . Вы можете повторить путь к успеху тренера! Очень часто на тренингах личностного роста и саморазвития тренеры приводят много примеров из личной жизни, и они даже могут быть вполне правдивыми. Они могут рассказывать, как изменили свою жизнь, как нашли работу своей мечты, как научились зарабатывать и инвестировать и т.д. И что им в этом помогло.

При этом тренинг часто строится по принципу “Помогло мне – поможет и вам!”. Но это абсолютно не так. Дело в том, что каждый человек индивидуален и совершенно по разному воспринимает и реагирует на разные процессы и явления. Поэтому то, что для одного может стать спасением – для другого может оказаться просто губительным!

Посещая тренинги личностного роста, вы можете стараться перенять опыт и идеи тренера, однако, вы должны полностью адаптировать их к своей личности, к своей жизни, к своим условиям. Вы должны найти тот путь, который будет оптимальным именно для вас, а не для тренера.

В заключение хотел бы сделать следующий вывод, перефразируя знаменитую фразу из рекламы:

Не все тренинги личностного роста одинаково полезны! И не всю информацию, полученную там, стоит воспринимать буквально. Подобные мероприятия – это хороший инструмент для саморазвития, но он принесет пользу лишь тому, кто грамотно умеет пользоваться этим инструментов, а неумелым “мастерам” может даже нанести увечья. Будьте осторожны и внимательны!

На этом буду заканчивать. Желаю вам хороших результатов в том, к чему вы стремитесь! До новых встреч на – добавляйте сайт в закладки, здесь много интересной и полезной информации.

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

Фёдор
Тренинг саморазвития. День третий!

Проанализировав свои качества, понял, что действительно очень трудно все соблюдать, каким простым бы это не казалось.

1. Честность и искренность с самим собой. Наверное, самое трудное – это быть честным собой. Иногда кажется, что ты полностью верен себе, но вот приходит внешнее событие, пытается тебя проверить, действительно ли ты этого хочешь. Но если посмотреть со здравым смыслом, то наверное это и есть путь развития. Эти проверки помогают нам стать сильнее.

2. Честность по отношению к окружающим. Это тоже весьма трудно, так как порой не хочется сказать правду, можно показаться жестким и немного наглым. Особенно если кому то отказываешь прямо. А что касается честности в общем, чтобы говорить прямо в глаза как бы было неприятно, для этого нужен характер и время.

Мечты и цели это то, дает энергию каждый день вставать и делать, как бы тяжело это не было. Имею свои цели в спорте, в отношениях, в финансах и карьере.

А в общем, качество, которые больше всего нужны в жизни - это дисциплинированность, цельность, доброта, гибкость и жесткость в своем месте. Для достижения нужно каждый день постепенно их внедрять в жизни, и стараться в разных ситуациях действовать исходя из них. Личностное саморазвитие мне в помощь.

Nanuka
Задание №3
Тренинг саморазвития

Сегодняшнее задание заключается в том, чтобы быть честной с самой собой и с окружающими.

Ловите вечерний отчет:
1.Сегодня говорила правду и только правду. Несмотря ни на что.
2.Проанализировала, почему на самом деле некоторые поставленные цели, желания и мечты все еще далеки от меня.
3.Для достижения своих целей мне потребуются такие качества, как стойкость, стрессоустойчивость и самостоятельность.
4.Пришла к выводу, что своих целей я достигну путем кардинального изменения своей жизни.
5. Саморазвитие и самосовершенствование – основополагающие пункты в кардинальном изменении жизни. С них и начну.

Павел
Задание 3. Тренинг саморазвития

Да, сегодняшнее задание это уже действительно серьезное дело, каким бы оно простым не показалось с первого взгляда. Поэтому сегодня, наверное, будут писать без глупостей.

(Не, как всегда, не получилось!)
Забегая вперед, скажу, что данные пункты у меня решены. Сейчас внедряю в жизнь программу по методике 12 недель в году – отличная штука, пока очень доволен, рекомендую. Но больше не от книги зависит, а от настроя, естественно. А настрой может формироваться годы.

В рамках указанной программы уже проведены задачи стратегического масштаба и тактические действия, а так же приоритеты и навыки, которые следует подкрепить. Работа идет, и мне кажется успешно. Совершенно далекими мне цели не кажутся, по крупице подбираемся, главное выбрать правильный вектор.

Про сами задачи говорить не буду, а вот про стратегический навык, который стоит во главе всего плана – делать то, что наметил регулярно и вовремя. То есть, выполнение взятых на себя обязательств, ответственность и прочее. Пока все нормально. И для его достижения нужно просто делать то, что наметил делать, вроде просто. Это действительно краеугольный камень всего, в моем случае. Так как придумывать всякие амбициозные авантюры и начинать их реализоваться у меня получается неплохо – проблема в том, что на определенных этапах их нужно продавливать как сухой ком в горле. И когда что-то можно решать за 3 дня, я могу решать 3 месяца.

Что же касается глобально мировоззрения и мечты – это дело сложное. Иногда я поражаюсь, что люди могут найти ответ на вопрос о своих мечтах без особых затруднений. Для меня это действительно сложная философия. Когда-то я по наивности решил построить стратегический план учитывая все мои интересы и прочее. Я думал, что 2-4 недели мне хватит для того, чтобы определиться с видом деятельности, учесть направления своего движения по жизни и тому подобное.

В общем, прошло уже немного больше 4 недель. Примерно так лет 8. Немного ошибся в расчетах. При этом, мне кажется, я все еще не могу ответить на простые вопросы и буквально только пол года назад решил один важный момент, на мой взгляд, достаточно переломный, причем не головой я его решил а где-то там, в глубинах непознанного. Поэтому если сильно заморочить задачу на сегодня, можно решать немного дольше.

Задача №2 не лгать окружающим. Тут попроще. Слава Богу, мне врать не приходится в текущий момент жизни и даже чего-то не договаривать нет смысла. Да, ложь разрушает нас изнутри. Это для меня факт. Но и тут можно пофилософствовать, раз уж начал. Я думаю, ложь можно разделить на несколько групп.

1. Ложь окружающим с целью получения выгоды (манипуляции, обманы, всякое кидалово и прочие закононеприемлемые вещи). Все же это полезный инструмент хотя и не очень этический, как не крути, ложь является средством достижения цели, защиты и проч. Да, использование такого инструмента повлечет осуждение окружающих и муки совести, если она есть. Но в фатальные минуты жизни, в минуты когда стоит вопрос твоего выживания, я думаю, стоит уметь пользоваться данным механизмом. Ничего страшного. Используете ее и вас просто будут ненавидеть, возможно, даже уважать. Так что я думаю, что это навык можно даже развивать, как минимум для выявления такого действия по отношению к себе. В этом и состоит саморазвитие человека – осознанность по отношению к собственной лжи.

2. Ложь из-за страха, когда мы боимся быть посрамлены или непризнанны и так далее. Что-то типа «выхожу из дома, вижу, стоит бригада боевых ребят, я пальцем махнул – рассосались». И другие сказки от сказочника. Знаю таких людей, ну кроме как слизнями их называть не хочется. Думаю, что таких можно эксплуатировать нещадно. Наверное, применение такой лжи приведет только к презрению со стороны окружающих (при ее выявлении) и разрушением всего внутреннего чего-то хорошего. Фу-фу-фу. С такой ложью надо бороться.

3. Ложь во благо. Философская штука. Мне кажется, она есть, но чаще это лишь отмазка для успокоения лжецов из симбиоза 1-2 группы. Квинтэссенция их воображения.

4.Не знаю, бывает еще забавная ложь, от которой у меня формируется только улыбка до ушей.

Помнится мне, как я продавал 5 тонн специально обработанных грибов оптовику, который возил их в Польшу. Есть такой специфический бизнес с большим количеством перекупщиков. И я решил заняться этим делом. Но чтобы повысить доходность, решил избавиться от необходимости работать с какими-то там посредниками. Наглости подумать, что я буду фуры в Польшу гнать, у меня не хватило. Но работать напрямую с оптовиком очень даже.

Проблемы была в том, что на момент этих мыслей у меня в пакете было пару кг грибов. Тонны образовались, когда я решил встретиться с директором этой конторы или по закупкам, или просто директором, не помню. Я посчитал, что смогу при желании найти около 5 тонн и обработать. И чтобы встретиться и обсудить условия продажи этих грибов и дальнейшей работы поехал продавать вымышленные 5 тонн готовой продукции этим ребятам, для примера сказал, что привезу образцы. Ну, потому что без 5 тонн со мной бы никто не разговаривал – это факт, можете поверить на слово. В общем, из этих пару кг грибов сделал 2 баночки и поехал. Встретились, и было очень смешно, потому что они загнобили мою продукцию. Мне потом очень хотел понять почему. И на самом деле тогда мне не было смешно. Это сейчас только.

В общем, ребята, наверное, поняли, что 5 тонн у меня нет. Но продукция действительно была «Г». Потом пришлось ездить на базы более-менее среднего пошива, выяснять, почему они были «Г». Но суть в том, что ездить продавать того что у тебя нет да еще не особо понимая тему, было действительно забавно и стремно. Зато когда вспоминаю - улыбка всегда до ушей. Вроде как ложь, но такая, как по мне, только пользу приносит и немного хлопот тем, кому пришлось иметь со мной дело. Им, возможно, тоже было смешно. Я думаю, если бы ко мне на заранее оговоренную встречу приехал какой-то парень за 250 км, который хотел обсудить условия поставки готовой продукции и дальнейшей работы, и приехал бы с 2 баночками непонятного «Г» и спалился, что у него вместо 5 тонн всего эти 2 баночки, я думаю, я бы сам просто катался от таких переговоров.

Ну, вот и сказочке конец, кто читал тот молодец. Что-то сегодня меня совсем понесло. Ну и напоследок - если будешь врать, тебя съест верблюд. А что тут еще можно добавить - все.

P.S. Развитие и саморазвитие, вижу, мне как воздух необходимы.

Психологический тренинг «Саморазвития личности» 22.08.201 2 г. г. Алматы

Садырова К.К.

Цель:

I -этап: ориентировочный

II -этап: развивающий

III -этап: закрепляющий

Правила нашей группы.

4. Искренность в общении.

10. Уважение к говорящему.

Игра «Кого задумываем?»

Игра «БИП!»

Групповая дискуссия «Шляпа»

Зеленая шляпа.

Красная шляпа.

Черная шляпа.

Белая шляпа.

Психолог:

Психологический тренинг «Саморазвития личности» Психолог гимназии №15 Садырова К.К. 22.08.201 2 г. г. Алматы

Психологический тренинг «Саморазвития личности».

Садырова К.К.

Цель: Помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

I -этап: ориентировочный

Цель этапа: Эмоциональное объединение участников группы. (психотехнические упражнения)

II -этап: развивающий

Цель: Активация процесса самопознания. Повышение собственной значимости, ценности.

III -этап: закрепляющий

Цель: Повышение самопознания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов.

Психолог: Здравствуй, Я рад познакомится.

А) для быстрейшего знакомства каждый из вас сейчас сделает себе визитку, т.е. укажет на карточке свое имя, которым будет пользоваться на протяжении всего тренинга.

При этом вы вправе взять себе любое имя: свое настоящее, которое вы носите с детства, игровое имя, например героя любимого мультфильма или литературного персонажа: имя своего близкого друга или хорошего знакомого. Вам предоставляется полная свобода выбора. Решайте!

Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Затем вам нужно прикрепить свою визитку на одежду. В дальнейшем на всем протяжении занятий вы должны обращаться друг другу по этим именам. У вас три минуты для того чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается пять минут, что бы поприветствовать, возможно, большее количество участников, начав диалог словами: «Здравствуй, я рад с тобой познакомится…» (далее следует имя человека, которого вы приветствуете, согласно его визитной карточки).

Во время приветствия вам нужно подчеркнуть свою индивидуальность, сказать так, что бы Ваш партнер сразу запомнил Вас, Например: «Здравствуй, я рад с тобой познакомится. Меня зовут Саша. Больше всего я люблю компьютерные игры и сам учусь составлять программы для них».

Все внимательно слушают друг друга, чтобы запомнить индивидуальные качества собеседника. Затем, когда приветствие завершается, каждый участник группы пот кругу называет всех своих знакомых. При этом вспоминается индивидуальность каждого.

Играет музыка. (Мелодичная, тихая, релаксация)

Каждый человек в той иной степени обладает определенным запасом жизненных позиций. Каждый человек, безусловно, индивидуален.

Я – это я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как я. Есть люди, чем- то похожие на меня, но нет никакой точности такой же, как я.

Поэтому все, что исходит от меня - этот подлинное мое, потому что именно я выбрала это.

Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включается все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут увидеть; чувства, какими бы они ни были, -тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость, мой рот и все слова, которые он может произносить, вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные, ой голос, громкий или тихий, все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самой.

Мне принадлежит мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и мои страхи.

Мне принадлежит все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомится с собой. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе самой.

Когда Я вглядываюсь в свое прошлое, смотрю на то, что Я видела и ощущала, что Я говорила и что Я делала, как я думала и как Я чувствовала, Я вижу, что не вполне меня устраивает.

Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. У меня есть все, чтобы быть близкой с другими людьми, чтобы быть продуктивной, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

Я принадлежу себе и поэтому я могу строить себя.

Я – это Я, Я - это замечательно.

Дети постепенно открывают глаза. Делаться своими эмоциями, ощущениями, происходившими во время релаксации.

Правила нашей группы.

После того как мы познакомились, приступим к изучению основных правил тренинга:

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи.)

4. Искренность в общении.

5. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

6. Определение сильных сторон личности (каждому члену группы- как минимум одно хорошее и доброе слово.)

7. Недопустимость непосредственных оценок человека (Не говорим «Ты плохой человек», а просто подчеркнем «ты плохо поступил».

8. Как можно больше контактов и общения с различными людьми.

9. Активное участие в происходящем.

10. Уважение к говорящему.

Игра «Кого задумываем?»

Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между, кого из присутствующих участников тренинга «они задумают».

Водящий входит и начинает спрашивать « Если бы этот человек был деревом, то каким?» (Если погодой, то какой? Можно угадывать до 3-х раз.)

Этот тренинг помогает водящему узнать какой коллектив, сплочен ли он? А это нам обязательно надо знать. Детям этот тренинг нравится они высказывают свои мнения по поводу «задуманного участника»

Игра «БИП!»

Вся группа сидит кругом. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к участнику на колени. Его задача- угадать, к кому он сел. Ощупывать не разрешается. Сидящий должен сказать: БИП не своим голосом, чтобы его не узнали, если узнал, то он садится.

В ходе этого тренинга психолог узнает о сплоченности коллектива.

Групповая дискуссия «Шляпа»

Участники разбиваются на 4 подгруппы. Представитель из каждой группы выбирает жребий-бумажку, на котором написан «цвет шляпы».

Когда цвета распределены, дается задание: каждой из подгруппы подготовить отзыв о прошедшем семинаре, исходя из следующих значений цветов.

Зеленая шляпа. Охарактеризовать семинар с позиции разума. Какие знания и умения дал тренинг, что представляется наиболее полезным, а что не очень? Где и как можно использовать полученные знания и умения?

Красная шляпа. Описать тренинг с позицией эмоции и чувств. Что вызвало положительные переживания, а что0- отрицательные? Какие моменты семинара были самыми яркими в эмоциональном плане?

Черная шляпа. Дать отрицательную обратную связь: отметить, что не понравилось, оказалось неприятным, скучным или бесполезным, что следовало бы сделать по –другому.

Белая шляпа. Дать положительную обратную связь: отметить, что понравилось на семинаре, что удалось, было полезным, в чем участники видят основные достижения для себя.

Дается 5-10 минут на обсуждение и подготовку. Кратко рассказать о прошедшем семинаре с позицией доставшегося им цвета.

Игра «Прошлое настоящее и будущее»

На стул садится доброволец. Чтобы его было видно другим. Остальные некоторое время наблюдают за ним, разглядываем его, всматриваемся, изучаем.

Затем делимся впечатлениями, которые вызвал у участников игрок.

1. Каким этот человек был в раннем детстве?

2. Какими ласкательными и уменьшительными именами звали его мама и близкие?

3.Как его дразнили в школе, каким характером он отличался?

Игрок не вступает в разговор. Он слушает и мысленно отмечает для себя совпадение, точное или неточное догадки, переживания, эмоции?

4.Затем каков участник в семье, в коллективе?

5. Каким будет через 10лет, через20 лет. Чего добьется?

После этого слово предоставляется человеку, который сидел на горячем месте. Он комментирует высказывание других.

Психолог: Процесс саморазвития личности можно и нужно активизировать с помощью специальных педагогических средств.

Саморазвитие - это творческий процесс, в котором человек созидает чистоту своей подлинной сущности, и в целом мире не найдется ничего важнее этого.