Меню Рубрики

С чем работает составитель поездов. Моя профессия составитель поездов

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Составитель поездов 4-го разряда" относится к категории "Рабочие".

1.2. Квалификационные требования - профессионально-техническое образование. Повышение квалификации. Стаж работы по профессии составителя поездов 3 разряда не менее 1 года.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- должностную инструкцию составителя поездов и его помощника;
- правила перевозок грузов;
- правила погрузки грузов на открытом подвижном составе и пломбирования вагонов и контейнеров;
- порядок оформления поездных документов;
- правила маневровой работы;
- правила и нормы охраны труда и безопасности движения поездов;
- технически-распорядительный акт и технологический процесс обслуживаемых станций;
- план формирования поездов;
- строение тормозных башмаков и правила пользования ими;
- порядок перевода централизованных и нецентрализованных стрелок, переданных в местное управление;
- основные знания о строении вагонов и контейнеров;
- план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах.

1.4. Составитель поездов 4-го разряда назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Составитель поездов 4-го разряда подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Составитель поездов 4-го разряда руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Составитель поездов 4-го разряда во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Руководит движением маневрового локомотива через радиосвязь, подает визуальные и звуковые сигналы - в случае обслуживания сети сборных, вывозных и передаточных поездов, выполнения маневровой работы в малодеятельных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта и напряженных маневровых районах промышленного транспорта.

2.2. Обеспечивает правильное размещение и согласованность действий рабочих, участвующих в выполнении маневров.

2.3. Расформировывает - формирует поезда или группы вагонов.

2.4. Отцепляет и прицепляет вагоны к поездам, подает вагоны на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные колеи и убирает их с этих путей.

2.5. Переставляет вагоны и поезда с колеи на колею, из парка в парк и передает их с одной станции на другую.

2.6. Закрепляет и огораживает поезда и вагоны стоящие на путях станции или во время остановки на перегоне, тормозными башмаками и ручными тормозами и забирает их из-под вагонов.

2.7. Участвует в испытании автоматических тормозов поездов.

2.8. Переводит во время маневров централизованные стрелки, которые не обслуживаются дежурными стрелочного поста, или централизованные стрелки, которые переданы на местное управление.

2.9. Расцепляет вагоны во время роспуска поездов с сортировочных горок.

2.10. Регулирует скорость надвижки в процессе роспуска поезда в зависимости от ходовых частей и веса отцепа.

2.11. Обслуживает сборные, вывозные, передающие и хозяйственные поезда.

2.12. Принимает, сдает и обслуживает поезда и вагоны на путях промышленных предприятий.

2.13. Принимает и сдает перевозочные документы на вагоны и знакомит машиниста с составом поезда, который отправляется с натурным письмом.

2.14. Проверяет правильное формирование поезда и осуществляет коммерческий обзор эшелона.

2.15. Обеспечивает безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза.

2.16. Содержит в чистоте и исправности радиостанции, сигнальные принадлежности.

2.17. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.18. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Составитель поездов 4-го разряда имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Составитель поездов 4-го разряда имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Составитель поездов 4-го разряда имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Составитель поездов 4-го разряда имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Составитель поездов 4-го разряда имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Составитель поездов 4-го разряда имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Составитель поездов 4-го разряда имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Составитель поездов 4-го разряда имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Составитель поездов 4-го разряда имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Составитель поездов 4-го разряда несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

5. Специализация

5.1. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.

Утверждаю (наименование организации, предприятия и т.п., его точная (фамилия, инициалы) организационно-правовая форма) _________________________ (директор или иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) " " _____________ 20__г. м.п. Должностная инструкция составителя поездов 6-го разряда _____________________________________________________________________ (наименование, организационно-правовая форма предприятия, организации) Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, законодательством РФ, регулирующим трудовую деятельность работников в сфере железнодорожного транспорта в РФ, в том числе: Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Положением о дисциплине работников, железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, Приказом МПС РФ от 05 марта 2004 г. N 7 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов", Приказом МПС РФ от 17 ноября 2000 г. N 28 Ц "О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 08 сентября 1999 г. N 1020 "Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам", а также иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации. 1. Общие положения 1.1. На должность составителя поездов 6-го разряда принимается лицо, имеющее специальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. 1.2. Составитель поездов 6-го разряда относится к категории технических исполнителей и в своей трудовой деятельности подчиняется непосредственно _______________________________________________________. (должность руководителя, наименование организации ж/д транспорта) 1.3. Должность составителя поездов 6-го разряда обозначена в Перечне профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу. Составитель поездов 6-го разряда не допускается к работе в случае, если он не прошел обязательный медицинский осмотр или имеется заключение ВЭК о профессиональной непригодности. 1.4. Составитель поездов 6-го разряда принимается и увольняется с работы приказом _______________________________________________________. (должность руководителя и наименование организации ж/д транспорта) 1.5. Составитель поездов 6-го разряда в своей деятельности руководствуется: - действующими нормативными актами и методическими документами, регулирующими деятельность железнодорожного транспорта, в том числе Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-756, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации от 26 мая 2000 г. N ЦРБ-757, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N ЦД-790, Правилами технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта, утвержденными Минтранспорта 29 марта 2001 г., Инструкцией по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, утвержденной N АН-23-Р 30 марта 2001 г., Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 621, Технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта N АН-25-Р, утвержденной 30 марта 2001 г., другими нормативными актами, устанавливающими права и обязанности работников железнодорожного транспорта; - Уставом железнодорожного транспорта; - Уставом предприятия; - правилами внутреннего трудового распорядка; - приказами и распоряжениями непосредственного руководителя; - настоящей должностной инструкцией. 1.6. Составитель поездов 6-го разряда должен знать: - правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; - должностную инструкцию и техническо-распорядительный акт составителя поездов; - правила перевозки грузов; - технологический процесс работы обслуживаемых станций; - план формирования поездов; - устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; - порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, переданных на местное управление; - общие сведения об устройстве вагонов и контейнеров; - план, профиль, специализацию и вместимость путей, расположение пунктов погрузки-выгрузки вагонов в обслуживаемых маневровых районах; - правила хранения и пользования радиостанцией и другими средствами связи; - приемы и методы оказания первой доврачебной медицинской помощи. 1.7. Во время отсутствия составителя поездов 6-го разряда (отпуск, болезнь, командировка и т.д.) его обязанности выполняет заместитель, назначаемый в установленном порядке, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение. 2. Функции 2.1. На составителя поездов 6-го разряда возлагаются следующие функции: - выполнение маневровой работы в напряженных маневровых районах на станциях магистрального железнодорожного транспорта большой и повышенной мощности. 3.Должностные обязанности 3.1. Для выполнения возложенных на него функций составитель поездов 6-го разряда обязан: - осуществлять руководство движением маневрового локомотива; - обеспечивать правильную расстановку и согласованность действий работников, участвующих в производстве маневров; - производить расформирование-формирование составов и групп вагонов; - производить отцепку и прицепку вагонов к поездам, подачу вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборку их с этих путей; - осуществлять перестановку вагонов и составов с пути на путь, из парка в парк и передачу их с одной станции на другую; - производить закрепление и ограждение составов и вагонов, стоящих на путях, тормозными башмаками и изъятие их из-под вагонов; - участвовать в опробовании автоматических тормозов поезда; - осуществлять перевод при маневрах нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов или централизованных стрелок, переданных на местное управление; - производить расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок; - осуществлять регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа; - обеспечивать безопасность движения, сохранность подвижного состава и груза; - содержать в чистоте и исправности радиостанции, сигнальные принадлежности; - строго выполнять правила техники безопасности и охраны труда; - своевременно проходить обязательные медицинские осмотры, осуществляемые врачебно-экспертными комиссиями лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения МПС России, к которым прикреплено в соответствии с приказом начальника железной дороги ___________________________________________________________________; (наименование организации ж/д транспорта, в которую принимается на работу составитель поездов) - выполнять предписанные заключением ВЭК индивидуальные условия допуска к работе. 3.2. По распоряжению администрации локомотивного депо составитель поездов 6-го разряда при необходимости (наличии признаков состояния опьянения или заболевания) обязан пройти наркологический контроль или предрейсовый медицинский осмотр в полном объеме. 4. Права 4.1. Составитель поездов 6-го разряда имеет право: - на все предусмотренные законодательством социальные гарантии; - требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав; - требовать создания условий для выполнения служебных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря и т.д.; - знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности; - вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы; - запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей; - повышать свою профессиональную квалификацию. 5. Ответственность 5.1. Составитель поездов 6-го разряда несет ответственность: - за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ; - за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ; - за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ. Должностная инструкция разработана в соответствии с ____________________ (наименование, _____________________________. номер и дата документа) Руководитель структурного подразделения _____________________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "__" ________________ 20_ г. Согласовано: Начальник юридического отдела _____________________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "__" ________________ 20_ г. С инструкцией ознакомлен: _____________________________ (инициалы, фамилия) (подпись) "__" ________________ 20_ г.

Давайте сегодня поговорим о нужной и востребованной профессии, не так уж часто попадающей в поле нашего зрения. Составитель поездов - кто это, чем занимается, каков его функционал? Попробуем рассмотреть основные особенности и нюансы деятельности в данной должности.

Есть такая работа - составитель поездов

Если обратиться к официальной терминологии, то задача его - формировать и расформировывать подвижной состав поезда, то есть переставлять вагоны в нужном порядке. Разумеется, данное занятие требует определённых специфических знаний, то есть профессии этой можно обучиться, как и любой другой.

Относится такой труд к разряду нелегких и весьма ответственных. Главная задача специалиста-составителя - своевременная отправка в путь состава. На нем лежит ответственность за правильное комплектование поезда, его целостность, за безопасность передвижения и аккуратность выполнения маневров. Каждый из составов должен быть вовремя проверен, вагоны откреплены и закреплены.

Главный функционал

Давайте рассмотрим основные обязанности составителя поездов. Функций данная должность предполагает немало - ведь именно она определяет в конечном итоге эффективность железнодорожного движения. Основные обязанности специалиста - переводить нецентрализованные стрелки, вовремя ограждать вагоны состава тормозными башмаками, заботиться о безопасности и сохранности каждого поезда, прицеплять и отцеплять вагоны, руководить маневрами локомотива.

Объем работы зависит от размера станции, на которой трудится составитель поездов, а также региона ее нахождения.

Чем именно он занят

Как начинается рабочий день составителя поездов? Каждое утро работников собирают на специальную планёрку, где все они получают инструктаж по безопасности. Затем каждому выдается инвентарь строгого учета и ставятся рабочие задачи в виде расположения вагонов в определённом порядке.

Дальнейшая деятельность, предстоящая в течение рабочего дня, согласовывается с дежурным по станции. Повседневные обязанности составителя поездов складываются из обслуживания и проверки вагонов, а также сцепки-отцепки. Любое из его действий должно быть при помощи рации согласовано с дежурным.

Как видите, при таком количестве работы скучать однозначно не приходится. Обслуживая вагоны, готовя к отправке составы, он должен к тому же вовремя и без ошибок заполнять журнал учета и проводить проверку вагонов, которые принимает.

Вся эта деятельность требует обязательного личного присутствия. Инструкция составителя поездов предполагает его дежурство под контролем начальника станции. Но при этом уровень личной ответственности в этой профессии весьма и весьма высок.

Приняв смену, составитель поездов в обязательном порядке отмечает состояние и местонахождение каждого вагона, сохранность специальных пломб и присутствие инвентаря. Лишь выполнив в полной мере свои должностные функции - расставив по местам вагоны, проверив состав и т. п., он имеет право сдать дежурство.

Кадры решают многое...

Какие же личные качества требуются тому, кто хочет занять подобную должность? Любая профессия предполагает наличие определенных черт характера. Что именно должно быть присуще составителю поездов? Разумеется, прежде всего - добросовестное отношение к делу, точность и ответственность.

Другие важные черты, без которых не обойтись при такой работе, - стрессоустойчивость и умение ладить с людьми. Порой требуется руководство персоналом низшего разряда или теми, кто назначен в помощники. Спокойствие и умение сохранять хладнокровие в любых ситуациях - качества, востребованные в любой профессии, но в условиях железной дороги с ее сложным ритмом и множеством стрессовых факторов данные преимущества приобретают особенную актуальность.

Идем учиться

Как приобретается профессия "составитель поездов"? При кажущейся несложности должностных обязанностей человека с улицы на такую работу не возьмут. Обязательно потребуется соответствующее образование. Итак, где можно овладеть данной интересной специальностью?

Обучают ей в техникумах или колледжах, причём поступить туда можно уже после 9-го класса. Программа учебного курса будущего составителя посвящена в первую очередь вопросам безопасности железнодорожного движения и рассмотрению всех мельчайших технических нюансов данной сферы. Значительное место отводится освоению того, как и в каких обстоятельствах применяются специальные сигналы - ручные и звуковые.

Чему еще вас обучат

Будущий составитель поездов РЖД обучается тому, как руководить движением локомотива. Он должен знать правила использования тормозных башмаков, уметь работать с переносными радиостанциями и изучить все особенности обращения с ними. Очень важный момент - правильная техника закрепления на рельсах поездных составов.

Большое внимание в программе курса отводится вопросам погрузки-разгрузки, а также обеспечению целостности и сохранности перевозимого груза. Лекции будущему студенту будут прочитаны по таким предметам, как охрана труда, устройство и обслуживание грузовых вагонов, ОБЖ.

Об уровнях мастерства

Данная работа - составитель поездов - как и большинство подобных, предполагает существование квалификационных разрядов количеством 4. Те, кто имеет самый низкий (третий) разряд, могут трудиться далеко не на каждой железной дороге. Те, что имеют статус общего пользования, для таких работников пока закрыты. Район сферы деятельности начинающего специалиста должен отличаться не слишком интенсивным движением.

Имеющим четвертый разряд позволяется уже трудиться на тех же видах железнодорожного транспорта, но уже в регионах с большей интенсивностью потока, в связи с чем сложность работы заметно возрастает.

Когда квалификация растет

Специалисты, обладающие пятым разрядом, допускаются к обслуживанию железнодорожного транспорта общего пользования, но располагаться такие станции должны в одном из малодеятельных районов, аналогично варианту с третьим разрядом.

Высший разряд - шестой - предполагает допуск к наиболее сложным работам. Обладатель его допускается к должности составителя поездов в любом, даже самом сложном и высокоинтенсивном в плане движения районе, и может работать с транспортом общего пользования.

Высококвалифицированным работникам начальство может поручить руководство сотрудниками, имеющими более низкий разряд, но в целом всё зависит от региона расположения станции и ее статуса.

Права и гарантии

А что же насчёт прав работающих в такой должности? Само собой, имеются и они. К первоочередным из них для составителя поездов относится право запрашивать у руководства всё, что необходимо для работы. К такому оснащению относится комплект из сигнального фонаря с желтым флажком, рации, носимой радиостанции и, конечно же, специальной рабочей формы. Список может быть пополнен и иными принадлежностями. Если данные предметы экипировки выданы не были, работник вполне вправе пожаловаться на несоблюдение норм охраны труда.

К другим гарантированным правам сотрудника относится возможность своевременного и оперативного приема и сдачи дежурства. Часы работы специалиста должны укладываться в норму рабочего времени, согласно ТК РФ.

О минусах

О каких недостатках можно говорить применительно к данной профессии? Главной проблемой подобной должности, конечно же, является высокий уровень ответственности. Это очень и очень непростая работа, и сложность тем выше, чем выше разряд сотрудника. В то же время, с повышением квалификации закономерно растет и профессиональный опыт, что позволяет считать обязанности не столь изнурительными.

Другой недостаток - большое количество тяжелого физического труда. Это по-настоящему мужская профессия. Часто работать приходится в буквальном смысле собственными руками. И разумеется, сменный график с выходами по ночам не может не сказываться на состоянии здоровья и общем самочувствии.

Составитель поездов: зарплата и прочее

Но не всё так страшно, ведь недостатки любой профессии компенсируются ее достоинствами. О каких же плюсах можно говорить в данном случае? Как известно, одна из важнейших характеристик любой работы - уровень ее оплаты, на что в данном случае жаловаться не приходится. За тяжёлый, физически выматывающий труд составитель поездов может получать действительно неплохие деньги.

К сожалению, мы здесь не имеем возможности привести конкретные цифры. Они могут значительно варьироваться в зависимости от станции, района ее расположения, а также квалификационного разряда работающего. Но в среднем такой специалист получает не менее 18 тысяч рублей в месяц.

Другой бонус - эта профессия на рынке труда всегда востребована. Квалифицированные специалисты, способные наладить четко организованную работу железнодорожной станции, встречаются не так уж и часто. Такие люди всегда найдут себе рабочее место. Часто представители этой профессии "прикипают душой" к любимому делу и многие годы работают на одной и той же станции в хорошо сбитом коллективе единомышленников, что также нельзя не отнести к положительным ее сторонам.

3.1. При производстве маневров составитель поездов должен выполнять требования ПТЭ, ИСИ, ИДП и ТРА станции, устанавливающие порядок выполнения маневров, и контролировать точное их соблюдение помощником составителя поездов, машинистом маневрового локомотива, дежурными стрелочных постов и дежурными (операторами) постов цент­рализации.

3.2 Задание на маневровую работу составитель поездов должен получать только от одного лица, распоряжающегося маневрами на станции или в данном районе станции. Полученное задание составитель поездов обязан довести до помощника составителя поездов и других работников станции, участвующих в маневрах.

3.3. Перед началом маневров составитель поездов обязан:

убедиться, что все работники станции, участвующие в маневрах, а также машинист маневрового локомотива, в полном составе находятся на своих местах;

ознакомить машиниста маневрового локомотива и работников станции, участвующих в маневрах, с планом выполнения маневров. Если в процессе выполнения маневров намеченный план по каким-либо причинам изменяется, то с этими изменениями составитель поездов должен заблаговременно ознакомить всех работников станции, участвующих в маневрах, и машиниста маневрового локомотива;

убедиться в отсутствии препятствий (тормозных башмаков и упоров, посторонних предметов, негабаритных предметов и других препятствий) для передвижения вагонов, в том, что рычаги автосцепок установлены в нормальное положение;

проверить надежность радиосвязи с машинистом маневрового локомотива, а также с лицом, распоряжающимся маневрами на станции или в данном районе станции. В случае возникновения неисправности носимой радиостанции во время работы составитель поездов должен прекратить маневры, поставить в известность машиниста маневрового локомотива, а также лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, и принять меры по ее замене.

При нахождении в установленной ТРА станции зоне неустойчивого действия радиосвязи составитель поездов и помощник составителя поездов должны поддерживать связь с машинистом маневрового локомотива с помощью ручных и звуковых сигналов. В необходимых случаях для передачи сигналов по распоряжению дежурного по станции должны привлекаться другие работники станции.

Лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, мастер или монтер пути, электромеханик СЦБ должны поставить в известность составителя поездов о ремонтных работах, проводимых в районе его работы.

3.4. Составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:

четко и своевременно в соответствии с ИСИ передавать указания и сигналы, касающиеся маневровых передвижений, машинисту локомотива, дежурному стрелочного поста, дежурному или оператору поста централизации;

не допускать без разрешения дежурного по станции занятия подвижным составом приемоотправочных путей станции, выезда маневрового локомотива или маневрового состава на главные и приемоотправочные пути станции или их пересечения при переезде маневрового состава из одного маневрового района в другой;

следить за своевременной и правильной подготовкой стрелок для маневровых передвижений, своевременной и правильной подачей указаний или сигналов дежурными и операто­рами постов централизации, дежурными стрелочных постов и машинистом маневрового локомотива;

после перевода стрелки запереть ее на закладку (кроме стрелок, расположенных на сортировочных путях станции, на путях станции, где маневровая работа постоянно осуществляется толчками, а также оборудованных шарнирно-коленчатыми замыкателями) и убедиться в плотности прилегания остряка к рамному рельсу;

не пропускать подвижной состав по взрезанной стрелке до ее осмотра и ремонта мастером или монтером пути и получения от дежурного по станции сообщения об открытии движения по этой стрелке;

при выполнении маневров выбирать место своего нахождения таким образом, чтобы обеспечивалась лучшая видимость сигналов и маршрута передвижения маневрового состава;

при движении маневрового состава вагонами вперед находиться, как правило, на первой по ходу движения специальной подножке вагона (переходной площадке, тамбуре), а при ее отсутствии – идти по междупутью впереди осаживаемых вагонов, следить за сигналами светофоров; положением стрелок по маршруту, отсутствием препятствий и людей на пути станции; в случае необходимости - принимать меры для остановки маневрового состава;

при движении одиночного локомотива или маневрового состава локомотивом вперед на расстояние более 1 км составителю поездов или помощнику составителя поездов разрешается находиться в кабине машиниста локомотива (кроме случаев перемещения локомотива или составов в пределах одного маневрового района). В случае обслуживания локомотива одним машинистом составитель поездов или помощник составителя поездов должны находиться в кабине на стороне помощника машиниста и следить за правильностью положения стрелок в маршруте и отсутствием препятствий для движения;

при производстве маневров с большими составами на кривых участках пути станции или в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель) принимать до­полнительные меры для обеспечения безопасности движения - чаще передавать сигналы и указания по радиосвязи или двусторонней парковой связи, использовать для передачи сигналов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движения ва­гонов;

не допускать оставления вагонов без закрепления тормозными башмаками и тормозными упорами, а также с закреплением вагонов менее ус­тановленной в ТРА станции нормы вне зависимости от предполагаемого времени стоянки этих вагонов;

не допускать передвижений маневровых составов (локомотивом вперед или ва­гонами вперед), не убедившись в том, что все вагоны сцеплены между собой и с ло­комотивом;

при маневрах толчками своевременно принимать меры, исключающие возмож­ность движения отцепов в обратном направлении или выхода вагонов за предельный столбик в противоположном конце пути станции;

при выполнении маневров толчками или при надвиге составов на горку, когда расцепные ры­чаги по условиям работы устанавливаются в положение «на буфер», после отде­ления отцепа от состава немедленно приводить рычаги в нормальное положение;

при заезде маневрового локомотива или маневрового состава на путь станции, занятый вагонами, для отцепки или прицепки других вагонов, а также при сжатии стоящих вагонов для расцепки не допускать выполнения этих опера­ций, не убедившись в надежном закреплении вагонов с противоположной от манев­рового локомотива стороны;

при выполнении маневров по прицепке дополнительных вагонов к стоящей на пути станции группе вагонов, в том числе и закреплен­ных по установленной норме, проверять, не нарушилась ли в результате этого правильность установки ранее уложенных башма­ков, а также достаточно ли этих башмаков на увеличившееся число вагонов;

убедиться в отсутствии препятствий для движения перед передвижением маневрового состава в местах погрузки и выгрузки грузов;

производить маневры с вагонами, погрузка и выгрузка которых не закончены, только после согласования с работником, распоряжающимся погрузочно-разгрузоч­ными операциями.

3.5. При производстве маневров в местах выполнения работ по ремонту устройств пути, СЦБ, электроснабжения, на переездах, около пассажирских платформ, на путях грузовых складов, грузовых районов, складов топлива, вагонных и локомо­тивных депо, на территории заводов, мастерских составительские и локомо­тивные бригады должны проявлять особую бдительность, своевременно подавать звуковые сигналы при приближении состава к находящимся около пути станции или на платформах людям, а также своевременно предупреждать о движении маневрового состава людей, работаю­щих на погрузке, выгрузке, ремонте пути станции и вагонов.

При движении маневрового состава у высоких платформ нахождение составителя поездов или помощника составителя поездов на специальной подножке вагона со стороны платформы запрещается.

3.6. При производстве маневров составитель поездов должен не допускать выхода подвижного состава за предельные столбики путей станции (изолирующие стыки или сигналы) и обязан размещать подвижной состав в пределах их полезной длины. О производи­мых маневрах он должен поставить в известность лицо, распоряжающееся маневрами на станции или в данном районе станции, а также дежурного стрелочного поста, расположенного на противоположном конце пу­тей станции, который также обязан принимать необходимые меры, исключающие возмож­ность выхода подвижного состава за предельный столбик пути (следить за стоящими на путях вагонами, уложить при необходимости тормозные башмаки на пути).

3.7. При движении вагонами вперед составитель поездов должен подавать сигнал о начале движения с предстоящим выездом на стрелки только при наличии разрешающего показания ма­неврового светофора или получения сигнала (сообщения) от дежурного стрелочного поста о готовности стрелок для маневрового передвижения.

3.8. Перед отцепкой маневрового локомотива от вагонов или при оставлении вагонов на путях станции после толчка составитель поездов должен обеспечить остановку их в границах пути, обозначенных предельными столбиками, и закрепить от ухода в поряд­ке, установленном в ТРА станции.

3.9. При производстве маневров на путях, расположенных на уклонах, во всех случаях, в соответствии с требованиями ТРА станции, составитель поездов должен соблюдать меры предосторожности (ставить стрелки в изолиру­ющее положение, укладывать башмаки под отдельные группы вагонов), исключающие возможность столкновений отцепленных вагонов с маневровым составом, а также ухода вагонов на маршруты следования поездов или в другие маневровые районы.

3.10. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки, а также перед началом маневров толчками составитель поездов и помощник составителя поездов обязаны:

проверить степень свободности путей сортировочного парка со стороны сортировочной горки (вытяжного пути) и на­личие проходов на них;

ознакомиться с планом предстоящего роспуска вагонов, последовательностью располо­жения отцепов, числом вагонов в каждом отцепе, ходовыми качествами отцепов и другими необходимыми данными;

в установленном на данной станции порядке обеспечить ознакомление с харак­тером предстоящего роспуска вагонов дежурных стрелочных постов, регулировщиков скорости движе­ния вагонов или других лиц, на ко­торых возложена обязанность перевода стрелок или торможение отцепов;

проверить исправность тормозных башмаков и специальной вилки для расцепления автосцепок.

3.11. В процессе роспуска вагонов с сортировочной горки составитель поездов и помощник составителя поездов должны:

регулировать скорость надвига в зависимости от заполнения сортировочных пу­тей, условий прохода отцепов по стрелочной зоне и на подгорочных путях, величины отцепов, чередования назначения отцепов по путям сортировочного парка;

с помощью двусторонней парковой или других видов связи постоянно инфор­мировать дежурного по сортировочной горке, операторов исполнительных постов, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов об отцепах, требующих особой осторожности (вагоны с опасными грузами, проводниками (командами), людьми, живностью).

3.12. Перед роспуском вагонов с сортировочной горки или перед началом маневров толчками проводники (команды), сопровож­дающие груз или живность, должны быть предупреждены со­ставителем поездов о предстоящих маневрах.

3.13. Составитель поездов и помощник составителя поездов не должны производить осаживание и соединение вагонов в сортировочном парке (со стороны горки или с противоположной стороны путей сортировочного парка) без предварительного согласования с дежурным по сортировочной горке и де­журным поста централизации или стрелочного поста, расположенного на противо­положном конце путей станции.

Перед осаживанием составительская бригада обязана убедиться в отсутствии тормозных башмаком под вагонами и в нормальном положении расцепных рычагов автосцепки.

3.14. На путях станции, где имеются вагоны, с которыми производятся технические или грузовые операции, маневры толчками не допускаются.

В условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель), а так­же на неосвещаемых путях станции маневровая работа должна производиться с особой осто­рожностью, а в необходимых случаях - и с пониженной скоростью.

3.15. Маневры на главных путях станции или с их пересечением, а также с выходом за входные стрелки могут допускаться в каждом случае только с разрешения дежурного по станции (при диспетчерской централизации – поездного диспетчера) при закрытых соответствующих входных сигналах, ограждающих вход на пути станции и стрелки, на которых производятся маневры.

3.16. В приемоотправочных парках станции маневры могут производиться только на тех путях (стрелках) станции, которые будут указаны дежурным по станции (при диспетчерской централизации – поездного диспетчера) при передаче задания составителю поездов на маневровую работу.

Выезд маневрового состава на приемоотправочные пути при производстве ма­невров может допускаться в каждом отдельном случае только с разрешения дежурного по станции (при диспетчерской централизации – поездного диспетчера).

3.17. При необходимости заезда маневрового локомотива на пути грузовых рай­онов, угольных складов, вагонных или локомотивных депо или составитель поездов должен предварительно согласовать возможность подачи или вывода вагонов с лицом, распоряжающимся маневрами в данном районе. Порядок указанного согласо­вания устанавливается в ТРА станции.


Похожая информация.



Утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н

Составитель поездов

§ 88. Составитель поездов

Характеристика работ . Руководство движением локомотива, выполняющего маневровую работу. Обеспечение правильной расстановки и согласованности действий рабочих, участвующих в производстве маневровой работы. Выполнение маневровой работы по расформированию-формированию составов (групп вагонов); отцепке и прицепке вагонов к поездам, подаче вагонов на погрузочно-разгрузочные и другие специализированные пути и уборке их с этих путей; перестановке вагонов и составов с одного пути на другой, из парка в парк. Участие в опробовании автоматических тормозов поезда. Укладка (изъятие) тормозных башмаков, установка (съем) тормозных упоров для закрепления составов и вагонов на путях железнодорожной станции. Перевод при выполнении маневровой работы нецентрализованных стрелок, не обслуживаемых дежурными стрелочных постов, или централизованных стрелок, переданных в местное управление. Расцепление вагонов при роспуске составов с сортировочных горок. Регулирование скорости надвига в процессе роспуска состава в зависимости от ходовых качеств и веса отцепа.

Должен знать: правила перевозки груза; план формирования поездов; инструкцию о порядке работы с вагонами, загруженными опасным грузом класса 1 (взрывчатыми материалами); инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования; устройство тормозных башмаков, тормозных упоров и правила пользования ими; порядок перевода нецентрализованных и централизованных стрелок, находящихся на местном управлении; общие сведения об устройстве вагонов и самоходного подвижного состава; план, профиль, специализацию и вместимость железнодорожных путей; расположение пунктов производства грузовых операций в обслуживаемых маневровых районах; правила хранения и пользования носимой радиостанцией и другими средствами связи.

При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта необщего пользования - 3-й разряд.

При выполнении маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта необщего пользования - 4-й разряд.

При выполнении маневровой работы в малодеятельных районах железнодорожного транспорта общего пользования - 5-й разряд.

При выполнении маневровой работы в напряженных районах железнодорожного транспорта общего пользования - 6-й разряд.

Примечания:

1. Составитель поездов при выполнении маневровых работ без помощника составителя поездов тарифицируется на один разряд выше.

2. Помощник составителя поездов тарифицируется на один разряд ниже составителя поездов, под руководством которого он работает.