Меню Рубрики

Технологическая подготовка производства в условиях судостроительного предприятия. Судостроительное производство Способы сборки корпуса судна

Судоходство – отрасль, которая зависит не только от фарватеров, глубины под килем и бравых капитанов. Во многом успех судоходных кампаний зависит от судостроения и судоремонта, а проектирование цехов судостроительных предприятий является довольно востребованной услугой, которую оказывает проектно-инжиниринговая компания V-GRAND. Судоремонт зачастую тесно связан с судостроительством. Работы по восстановлению и ремонту судов могут выполняться там, где осуществлялось их строительство. Или параллельно производится строительство других кораблей, отдельных агрегатов и узлов, предназначенных для судоходной отрасли. Современные предприятия, принадлежащие данной отрасли все чаще являются комбинированными:

  • судостроительно-судоремонтными – когда на судостроительных заводах открываются судоремонтные цеха и участки;
  • судоремонтно-судостроительными – когда судоремонтные предприятия потихоньку осваивают малое судостроительство.

Производится с учетом того, что судостроительные заводы являют собой комплекс оснащенных оборудованием и техникой предприятий, состоящих:

  • из различных цехов и участков;
  • системы подъемного и погрузочно-разгрузочного оборудования;
  • собственной акваторией, предназначенной для спуска судов на воду, отстоя и т.д.

Специфика судостроительных заводов заключается в том, что они производят полное обслуживание судов. Что обязательно учитывается специалистами компании V-GRAND.

Расчет производственных мощностей при проектировании доков, верфей и цехов судостроительных предприятий

Выполняя п роектирование цехов судостроительных предприятий наши инженеры разрабатывают пакет документов по отдельным участкам или же всего производства в комплексе из расчета полного обслуживания судна.

Производственные мощности судостроительных и судоремонтных заводов размещают на берегах речных или морских акваторий.

В случаях, когда используются наливные доки, проектируются стапельные площадки, на которых впоследствии будут устанавливаться суда, чтобы приподнять их над уровнем воды. Благодаря такому подходу появляется возможность одновременного обслуживания сразу нескольких судов, чего нельзя добиться в сухих доках. Уровень наполнения водой наливных доков высчитывается при помощи таких инструментов, как технологические факторы.

Работа судостроительных производственных объединений основана на кооперировании с другими объединениями. Поэтому выполнение обязательств по поставкам продукции в заданном количестве, в установленные сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами во многом определяет успех работы производственного объединения.

1.Судостроительное предприятие - верфь - завод………………………….3
2.Виды производств…………………………... ……………………………...4
3.Схема управления производственных предприятий.. ……………………6
4.Описание структурных производственных предприятий ………………..9
5.Бригадная форма организации труда, виды оплат ………………………..9

Работа содержит 1 файл

1. Судостроительное предприятие – Верфь – Завод

Производственное объединение – это единый производственный комплекс, выполняющий свои функции на основе принципов ведения производства.

Работа судостроительных производственных объединений основана на кооперировании с другими объединениями. Поэтому выполнение обязательств по поставкам продукции в заданном количестве, в установленные сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами во многом определяет успех работы производственного объединения.

Наряду с производственными объединениями в судостроительной промышленности функционируют производственные предприятия. Если судостроительное предприятие не входит в состав производственного объединения, то оно продолжает оставаться (как и производственное объединение) основным звеном народного хозяйства.

Важное значение имеют природные условия того района, в котором предполагается построить судостроительное предприятие. Они должны быть пригодны для создания основных сооружений верфи, включая стапельные места, спусковые сооружения, достроечные набережные, акваторию, защитные сооружения (молы и дамбы) и водные пути.

Существует 2 типа судостроительных предприятий: судостроительные верфи и судостроительные заводы.

Судостроительная верфь представляет собой стапель, блок стапельных цехов и достроечную набережную. Судостроительная верфь содержит цеха, где производственный процесс связан непосредственно с постройкой судов. Это – корпусообрабатывающий, сборочно–сварочный, стапельный, монтажный, трубопроводный, окрасочный, деревообрабатывающий, такелажный и достроечные цеха.

В составе судостроительной верфи могут быть также и корпусо-заготовительные цеха. К ним относятся:

      Цех обработки металла;

      Цех сборки секций;

      Цех сборки блок-секций.

Судостроительный завод отличается также наличием цехов машиностроения. К ним относится группа заготовительных цехов (литейный, кузнечный), термический, механообрабатывающий (механосборочный) и цех металлопокрытий. Также судостроительный завод содержит вспомогательные цеха: инструментальный, ремонтно-механический, энергоцех. На его территории также могут находится цехи контрагентских организаций: электромонтажный, цех изоляционных работ и.т.п.

2. Виды производств

Тип производства определяет классификационную категорию, выделяемую по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. По типам различают массовое, серийное и единичное производство.

Вид производства - это классификационная категория производства, выделяемая по признаку применяемого метода изготовления изделия или по признаку создания необходимых средств для его изготовления. По первому признаку формируется основное производство, по второму - вспомогательное.

В основном производстве выпускается продукция производственно-технического назначения, а во вспомогательном - производятся инструмент, различные виды энергии и т. п., необходимые для обеспечения деятельности осн

овного производства.

Судостроительное производственное объединение (предприятие) характеризуется большой номенклатурой видов производств, которые в целях классификации целесообразно объединять в группы (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Группа производств. Вид производства.
1. Изготовление деталей из листов и профильного материала. Предварительная обработка:

Листов;

Профильного материала.

Резка листов профильного материала.

Гибка листовых деталей.

Изготовление деталей из профильного материала.

2. Предварительное изготовление корпусных конструкций и монтаж корпуса судна. Изготовление:

Полотнищ;

Набора корпуса судна;

Плоскостных секций корпуса судна;

Полуобъемных и объемных секций корпуса судна.

Монтаж блоков корпуса судна.

3. Заготовка и обработка деталей оборудования судна. Изготовление:

Отливок;

Поковок.

Термообработка деталей.

Металлопокрытие деталей.

Механическая обработка деталей.

Изготовление деталей из дерева.

4. Предварительное изготовление судового

оборудования.

Изготовление:

трубопроводов;

    слесарного оборудования;

    деревянных конструкций судна;

    электрооборудования;

    средств автоматического управления судном.

5. Монтаж оборудования на судне. Монтаж трубопроводов:

Механизмов и устройств;

Слесарного оборудования;

Электрооборудования;

Средств автоматизации управления судном.


6. Окрасочные производства.
Грунтовка секций, блоков.

Грунтовка и окраска:

Трубопроводов;

Слесарного оборудования;

    деревянного оборудования; электрооборудования;

    наружных поверхностей судна.

7. Изоляционные производства Изоляция:

    Трубопроводов на предварительной сборке; трубопроводов на судне;

    помещений на судне.

8. Испытания судна Швартовные.

Ходовые.

Ревизия механизмов.

Контрольный выход.

3 Схема управления производственных предприятий.

Деятельность предприятия строится на сочетании централизованного руководства с его хозяйственной самостоятельностью и инициативой рабочих. На предприятиях действуют линейная и функциональная системы управления. Под линейной системой управления понимается последовательная подчиненность звеньев системы управления: бригадир - сменный мастер - старший мастер - начальник цеха - директор предприятия. Основными функциями линейной системы управления являются принятие решений, выдача их управляемому объекту и непосредственное руководство персоналом.

Каждое звено линейного управления имеет в своем подчинении информационный, технический и функциональный аппарат, который в системе управления предприятием представляет главный процесс управления. Все звенья линейного управления обладают определенными правами и несут ответственность за результаты деятельности управляемого подразделения.

К линейной системе управления относятся руководители предприятия и производственных подразделений: директор и его заместители, начальники цехов, участков, мастера. Руководители отделов и их структурных подразделений относятся к функциональной системе управления.

В линейном управлении находит выражение число ступеней системы управления. Чем больше ступеней, тем более громоздка система. В такой системе управления усложняются связи, увеличиваются сроки прохождения и принятия решений, что снижает эффективность управления. Поэтому совершенствование линейного управления одной из своих задач ставит сокращение числа ступеней в системе управления.

Для выполнения функций управления на судостроительном предприятии создается аппарат управления - заводоуправление.

Во главе судостроительного предприятия стоит директор, который назначается и освобождается от должности вышестоящим органом. Директор представляет предприятие во взаимоотношениях с другими хозяйственными организациями и учреждениями, распоряжается в рамках законности имущественными ценностями и денежными средствами предприятия, принимает и увольняет его работников, применяет меры поощрения и налагает, если это необходимо, взыскания.

Директору помогают в работе его заместители. Первым из них по положению является главный инженер, который отвечает за техническое состояние предприятия, подготовку производства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Большую роль в деятельности предприятия играет экономическая служба. На многих предприятиях ее возглавляет главный экономист - заместитель директора. Главный экономист призван координировать всю экономическую работу на предприятии, систематически вести анализ хозяйственной деятельности, искать пути ее улучшения.

На крупных предприятиях у директора есть заместители по производству, по общим вопросам, капитальному строительству, кадрам и быту.

Заместители директора предприятия, а также главный бухгалтер и начальник технического контроля назначаются и освобождаются от должности по представлению директора вышестоящим органом.

Современное судостроительное предприятие по своей структуре является весьма сложным производственным звеном в системе народного хозяйства и обычно делится на производственные и непроизводственные подразделения - основные и вспомогательные цехи, обслуживающие хозяйства. Цехи являются обособленными внутризаводскими подразделениями, осуществляющими свою деятельность на началах внутризаводского хозяйственного расчета и производственной специализации. Цехи обычно состоят из участков, количество которых определяется масштабами производства, сложностью выполняемой работы, составом оборудования, квалификацией рабочих и т. д.

Начальники производственных цехов в большинстве случаев подчинены непосредственно директору предприятия. Начальник цеха организует высокопроизводительную и ритмичную работу и равномерный выпуск продукции высокого качества в установленном ассортименте и в утвержденные сроки, обеспечивает на основе хозяйственного расчета наименьшие затраты материальных и трудовых ресурсов.

В пределах утвержденного плана и установленных лимитов начальник цеха обладает необходимой самостоятельностью, осуществляет руководство производственной, технической и хозяйственной деятельностью цеха. Начальник цеха организует подбор, расстановку и воспитание кадров, имеет право поощрять подчиненных ему работников и налагать на них взыскания.

4 Описание структур подразделений предприятия:

цех, участок, рабочее место

Под производственной структурой цеха понимают состав производственных участков, вспомогательных и обслуживающих подразделений. Производственная структура цеха определяет внутрицеховую специализацию.

Производственным участком называют объединенную по тем или иным признакам группу рабочих мест, выделенную в самостоятельную административную единицу и возглавляемую мастером. Как и цехи, вспомогательные участки создаются по предметному или технологическому признаку. По предметному признаку формируются, например, участки изготовления секций днища корпуса судна, участки монтажа главных и вспомогательных механизмов, по технологическому признаку - участки тепловой резки листов стали, окрасочных работ, сварки и т. п. Предметная форма специализации участков упрощает планирование и учет производства, повышает ответственность исполнителей и руководителей за качество выпускаемой продукции.

Первичной структурной единицей производственного участка принято считать рабочее место, где работает бригада рабочих или отдельные рабочие. Бригада возглавляется бригадиром, который относится к категории рабочих и работает наравне с другими членами бригады.

5. Бригадная форма организации труда, виды оплат

В производственных объединениях и на предприятиях судостроительной промышленности применяются сдельная и повременная формы оплаты труда. Заработная плата рабочему или бригаде при сдельной форме начисляется в зависимости от количества изготовленной продукции или выполненного объема работ. В судостроительных предприятиях сдельная форма оплаты труда является преобладающей.

В основе расчета заработной платы рабочих лежит тарифная система, включающая тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки и тарифные ставки.

В условиях индивидуальной сдельной оплаты труда заработная плата рабочего рассчитывается по установленным сдельным расценкам, выражающим собой оплату за единицу продукции, или по принятым нормам времени за выполняемую работу. Индивидуальная сдельная оплата труда широко распространена, например, на станочных работах в механических цехах. В большинстве цехов предприятий и объединений нет условий для применения индивидуального учета выполняемого труда, так как работы осуществляются не отдельными рабочими, а бригадами. В подобных случаях вместо индивидуальной сдельной оплаты применяется коллективная (бригадная) оплата труда, сущность которой заключается в том, что заработок начисляется по результатам труда всей бригады. Целесообразно применять коллективную сдельную оплату и в тех случаях, когда при индивидуальной сдельной оплате теряется много времени на снятие или установку детали в конце смены для освобождения станка другому рабочему. Коллективная сдельная оплата труда способствует совмещению профессий, развитию взаимозаменяемости и взаимопомощи. Среди основных направлений совершенствования организации заработной платы дальнейшее распространение коллективной оплаты труда занимает одно из важнейших мест.

ПАО «Выборгский судостроительный завод» находится в г. Выборге Ленинградской области на берегу бухты Хавенлахти, являющейся частью Выборгского залива, на расстоянии 18 км от открытого моря. ПАО «ВСЗ» занимает площадь 44,18 га. Площадь акватории, принадлежащей заводу, составляет 135000 м 2 . Общая площадь застройки — 17,8 га. Производственная площадь — 82,5 тыс. м 2 , из них закрытые — 64,0 тыс. м 2 и открытые — 18,5 тыс. м 2 . Кроме автодорог к территории ВСЗ подходят две железнодорожные ветки. ПАО «ВСЗ» граничит с территорией Выборгского морского порта и может получать грузы морем.

Цеха основного и вспомогательного производства на территории предприятия размещены в блоках по видам производства:

  • сборочно-сварочное;
  • корпусосборочное;
  • достроечное производство;
  • механическая обработка;
  • изоляционные и окрасочные работы.

Первичная обработка металла

Первичная обработка металла (очистка и грунтовка) имеет в своем составе автоматическую линию Rősler для обработки листов с максимальными габаритами 3200х12000 мм при толщине листа от 3-х мм и профилей высотой до 500 мм и длиной до 12000 мм. С учетом грузоподъемности крана для подачи листа на тепловую резку с увеличением толщины листа уменьшаются и его размеры (для б=50мм это будет лист 3,2 м х 5м).

Полная мощность участка первичной обработки металла составляет — 40 000 тонн/год.

Ввод в эксплуатацию — 2009 год.

Участок тепловой резки

Имеет 6 машин для плазменно-газовой резки листового проката:

  • 2 ед. — с рабочей зоной 3,2 х 16м;
  • 1 ед. — с рабочей зоной 2,5 х 8 м (для МЗК);
  • 2 ед. — с рабочей зоной 2,5 х 10м;
  • машина плазменной и газокислородной резки Messer с поворотным блоком для плазменного снятия фасок, размеры рабочей зоны — 2х3,2х12м.

Эти машины обеспечивают выпуск деталей из листа — 24 000 тонны/год. Ввод в эксплуатацию — 2013 год.

Имеет роботизированную линию профиля (лазерную) PCL600Н фирмы HGG. Производительность этой линии — 6000 тонн/год. Итого участок тепловой резки обеспечивает выпуск 30 000 тонн/год. Ввод в эксплуатацию — 2013 год.

Участок гибки листов



Оборудование обеспечивает гибку деталей из листов толщиной до 70-80 мм.

Под программу строительства ледоколов проекта 21900 М установлен гибочный пресс модели VPF-1000 усилием 1000 т, предназначенный в основном для гибки деталей наружной обшивки из толстолистовой стали, который обслуживается 2-мя полукозловыми кранами. Пресс способен гнуть детали из листового проката толщиной 50 мм и более.

Ввод пресса в эксплуатацию — 2012 год.

Сборочно-сварочное производство (блок «К»)

Обеспечивает сборку секций в цехе, вес секций от 30 до 60 т, в объеме около 15000 тонн.

Корпусостроительное производство

Корпусостроительное производство имеет три блока: «Б», «К», «Э». В цехе возможно собирать блоки корпуса судна массой до 300 т. В блоках «Б» и «Э» установлено по два крана г/п 50 т на каждой линии. Блок «Э» может быть использован для сборки блоков весом до 300 т с размерами 21х25х15 м. В блоке «Э» можно также формировать корпус судна с размерами: длина — от 136,5 до 151,5 м, ширина — 18,0 м и высота от стапельной оснастки — 21,0 м.

Очистка и окраска

Секции и блоки корпуса очищаются и окрашиваются в нескольких специальных зданиях. Наиболее современным является блок камер очистки и окраски укрупненных корпусных блоков. Размеры обрабатываемых блоков LxBxH = 24х22х15м, все до 300 т.

Общая мощность всех окрасочных камер завода составляет около 400 000 м 2 . Ввод в эксплуатацию — 2010 год.

Открытый стапель

Открытый стапель имеет краны г/п 32т и позволяет установить мачты, дымовые трубы и другие конструкции, не установленные в эллинге. Высота подъема на кранах г/п 32т составляет 29,5 м.

Наливная док-камера (НДК) и полупогружная баржа

НДК обеспечивает спуск судна длиной до 139,0 м, шириной до 18,0 м и осадке 4,6 м. Передвижка судна из эллинга на открытый стапель и далее в НДК производится на буксируемом поезде из тележек и балок. Максимальный вес при передвижке не должен превышать 4800 т.

Для строительства судов, размерения которых превышают указанные выше, используется полупогружная баржа «Атлант». Основные характеристики баржи:

  • Длина — 130 м
  • Ширина — 35 м
  • Высота борта — 7,3 м
  • Надводный борт от палубной линии — 2,4 м
  • Осадка — 5,3 м
  • Дедвейт — 14419 т
  • Валовая вместимость — 11502 т

Достроечные набережные

Для сборки крупных плавучих сооружений и достройки судов на плаву на заводе имеются две достроечные набережные:

  • достроечная набережная с причалами 14, 15 и 16. Длина — 300 м, ширина — 30 м, глубина у кордона — 8,0 м. На набережной — два крана г/п по 10 т.
  • достроечная набережная с причалами 19 и 20. Длина — 250 м, ширина — до 35 м, глубина у кордона — 9,5 м. На набережной установлены два портальных крана г/п по 100 т с высотой подъема — 50 м, г/п 100 т на вылете до 30 м, г/п 50 т на вылете до 50 м от оси крана.

Трубообрабатывающий цех

Трубообрабатывающий цех имеет оборудование, обеспечивающее холодную гибку труб диаметром до 133 мм, и станки для горячей гибки труб диаметром до 426 мм. Максимальная производительность - 720 т/год.

Капитанская служба

Капитанская служба имеет в своем распоряжении плавучий кран «Богатырь-6», который используется для сборки крупных плавучих сооружений и достройки судов после спуска на воду. Наибольшая грузоподъемность 300 т на вылете от оси на 26,7 м и высота подъема от уровня воды — 40,1 м.

По степени полноты цикла постройки судострои­тельные предприятия разделяются на судостроительные верфи и заводы. Судостроительная верфь - предприятие, в состав кото­рого входят только построечные места (сооружения, на которых размещаются строящиеся суда), набережные и цехи по изготов­лению деталей корпуса, корпусных конструкций, изготовлению и монтажу судовых трубопроводов и систем, монтажу различных механизмов, а также группа достроечных цехов. Все механизмы, устройства, оборудование, аппаратуру и приборы верфь получает от других специализированных предприятий. Верфи не получили широкого распространения в России и Украине. Преобладающими в нашей стране являются судостроительные заводы - предприятия, в со­став которых, кроме цехов, непосредственно занятых судострое­нием, входят еще и цехи судового машиностроения. Эти цехи выпускают механизмы и оборудование как для нужд своего за­вода, так и для других предприятий в порядке кооперации.

В зависимости от материала корпуса строящихся судов судостроительные предприятия разделяют на предприятия металлического, железобетонного, пластмассового, деревянного судостроения. Различают также предприятия морского и реч­ного судостроения. Предприятия морского судостроения по спуско­вой массе строящихся судов разделяют на 5 классов (табл. 1.3.1).

Таблица 1.3.1. Классификация судостроительных предприятий по спусковой массе судов

Основные цехи судостроительных заводов по характеру про­изводства разделяют на цехи верфи и цехи машиностроительной части. Продукция цехов верфи предназначена для тех судов, ко­торые строит этот завод. Цехи машиностроительной части из­готавливают механизмы и оборудование часто без «привязки» к конкретному судну и сдают их на склад. Со склада они посту­пают на суда, строящиеся на данном заводе, или же в порядке кооперации на другие судостроительные предприятия.

Взаимное расположение цехов, построечных мест, спусковых сооружений и прочих зданий и сооружений, а также железных и автомобильных дорог, сетей газопроводов и других промышлен­ных сетей завода определяется его генеральным планом. Компоновка генерального плана завода характеризуется коэффициентом застройки, равным отношению суммарной пло­щади проекций всех зданий и сооружений к площади территории завода. На современных судостроительных заводах коэффициент застройки составляет около 0,50.

Работа судостроительного предприятия характеризуется сле­дующими основными данными и технико-экономическими показателями:

годовой выпуск продукции в ценностном выражении (млрд. руб.) и в натуральном выражении (количество построенных су­дов, их дедвейт и т. п.);

количество работающих, в том числе производственных и вспомогательных рабочих;

удельный выпуск продукции в ценностном и в натуральном выражении (на одного работающего, на одного производствен­ного рабочего, на 1 руб. основных фондов);

АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» имеет собственные инженерные службы, конструкторско-технологический отдел и все необходимые для судостроения основные и вспомогательные производства.

В корпусном производстве используются современные технологии сварки и сборки:
- автоматическая сварка полотнищ под флюсом,
- беспостельная сборка секций и блоков корпуса,
- полуавтоматическая сварка секций и блоков в среде СО 2 ,
- сварка порошковой проволокой.

Предварительная подготовка листового проката

Предварительная подготовка листового проката (дробеструйная обработка и грунтовка) осуществляется на линии очистки и грунтовки собственного производства, состоящей из установки дробеметной очистки, автоматической окрасочной камеры и сушильной камеры, соединенных в единый комплекс. Раскрой листа производится на двух современных машинах воздушно-плазменной резки. Оптимизация раскроя производится силами конструкторско-технологического отдела завода.

Слипы
Судоподъемное сооружение слип Г300, позволяющий поднимать суда доковым весом до 2300 тонн, длиной до 140 м и шириной до 16,5 м обеспечивает одновременное размещение четырех крупнотоннажных судов. Слип укомплектован тремя кранами КСК 32 и КСК 30, на бетонном достроечном причале длиной 200 м установлены портальные краны грузоподъемностью 27 и 10 тонн.

Судоподъемное сооружение слип П600 (продольный), позволяющий поднимать суда доковым весом до 300 тонн, длиной до 50 м и шириной до 10 м.

В малярном производстве применяются высококачественные материалы и современное оборудование.Используются высококачественные грунты, краски и технологии окраски фирмы Jotun, используются современные компрессоры Atlas-Copco, установки безвоздушной окраски производства фирм Vagner, Graco, Геркулес. Для проведения окрасочных работ при неблагоприятных погодных условиях, на слипе имеется накатное укрытие, предназначенное для защиты корпуса судна.

В слесарно-механическом производстве освоено производство люковых закрытий понтонного типа, судового крана для перемещения крышек люкового закрытия КРАБ-16000 грузоподъёмностью 16 тонн; спуско-подъёмного устройства КРАБ-5000 для спасательной шлюпки FFB 57С2 на 15 человек грузоподъёмностью 5 тонн; спуско-подъёмного устройства ШЕАВ-550Д для стеклопластиковой дежурной шлюпки типа RB400/G1 грузоподъёмностью 1,7 тонн.В слесарно-механическом производстве освоена сварка конструкций из алюминиевых сплавов.

В конструкторско-технологическом отделе завода внедрена система автоматизированного проектирования, в которой работают квалифицированные специалисты по направлениям судостроительной отрасли: инженеры-кораблестроители, инженеры-электромеханики, инженеры-механики.Опытные специалисты осуществляют конструкторско-технологическое сопровождение строительства судов: ревизуют проектную документацию на соответствие правилам классификационных обществ, правилам охраны труда и санитарным нормам, проектируют технологическую остнастку, разрабатывают рабочую конструкторскую и плазово-технологическую документацию(карты раскроя, управляющие программы для резки деталей, шаблоны для гибки и тд). С момента открытия завода коллектив конструкторско-технологического отдела пополнился молодыми инженерами, которые поверили в стабильное будущее предприятия в составе ФГУП "Росморпорт".