Меню Рубрики

Механизация и автоматизация производственных процессов. Определение уровня механизации производства Недостатком показателей механовооруженности является определение их по стоимости машин

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово (словосочетание), пропущенное в схеме.

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Меры пресечения; личное поручительство; залог; домашний арест; подписка о невыезде и надлежащем поведении.

3

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к достигаемому социальному статусу.

1) муж; 2) сестра; 3) врач; 4) студент; 5) продавец; 6) якут.

4

Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Восприятие является формой рационального познания.

2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3. Одним из критериев истины выступает практика.

4. Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

5. Одной из форм чувственного познания является представление.

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Государство гарантировало личную свободу граждан и создаёт условия для самореализации личности.

2. Происходит становление сословной социальной структуры.

3. Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4. Преобладает натуральный обмен (бартер).

5. Произошла механизация производства.

6. Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

7

Выберите верные суждения о сбережениях потребителя и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Росту сбережений потребителей способствует увеличение его доходов.

2. Увеличить сбережения помогает отсутствие дефицита товаров.

4. Росту сбережений способствует увеличение подоходного налога.

5. К росту сбережений приводит рост потребительских расходов.

8

Борис Михайлович владеет легковым автомобилем и земельным участком и периодически уплачивает соответствующие налоги. Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Фирма Y оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на приобретение моющих средств

2. арендная плата за офис фирмы

3. издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5. издержки на выплату сдельной заработной платы работников

6. оплата электроэнергии

10

На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2. снижение цен на популярные модели телефонов

3. утверждение плоской шкалы налогообложения

4. рост покупательной способности населения

5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?

1. При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2. На предприятии соблюдаются определенные правила поведения, обязательно ношение форменной одежды или строгого костюма (для представителей менеджмента).

3. В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4. Члены политической партии на собраниях используют символику данного объединения.

5. Ежегодно мужчины, представители хакасского народа в определенный день собираются у своих родовых гор и угощаются национальными блюдами.

12

В стране Z социологи изучали степень популярности в обществе телевизионных программ новостей. Ниже приведены результаты ответа на вопрос: «Зачем Вы смотрите программы новостей, транслируемые по телевидению?»

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Подавляющее большинство опрошенных страны Z не смотрит новостные программы.

2. Около половины опрошенных стремятся знать, что происходит в стране и в мире.

3. Четверть опрошенных смотрит программы новостей в силу привычки.

4. Четверть опрошенных указала на то, что новости помогают им отвлечься от рабочих проблем.

5. Группы телезрителей, которым новости важны для работы и которые смотрят их в силу привычки, примерно одинаковы по численности.

13

Выберите верные суждения о демократии, её основных ценностях и признаках и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократии отсутствует общественный контроль над деятельностью правительства.

2. При демократии народ имеет безусловное право самостоятельно решать свою судьбу.

3. Личность признаётся наивысшей ценностью в демократическом государстве.

4. К признакам демократии относят подчинение суда законодательным органам.

5. Один из принципов демократии - политический плюрализм.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия

15

В стране Z правительство формируется блоком политических партий, победившим на парламентских выборах. Выберите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы происходят по пропорциональной системе, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. возможно выдвижение независимых беспартийных кандидатов

2. количество депутатов парламента зависит от процента голосов, полученных партией

5. победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

17

В семье Фадеевых муж работает, а жена ведёт домашнее хозяйство. Какие из перечисленных объектов относятся к личной собственности каждого из супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Полученный женой в подарок от родителей автомобиль.

2. Зарплата, ежемесячно получаемая мужем.

3. Однокомнатная квартира, полученная женой в наследство от первого мужа.

4. Дачный участок, купленный мужем за полгода до вступления в брак.

5. Гараж, купленный супругами в период брака.

6. Прибыль гостиничного комплекса, принадлежащего супругам.

18

Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

1. несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию

2. имеет ребёнка и воспитывает его без матери

3. имеет предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень

4. является опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан

5. является представителем одного из малых народов и ведет традиционный образ жизни

19

Выберите верные суждения о правах детей и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Согласно закону, к основным правам ребенка относится, прежде всего, право жить и воспитываться в семье.

2. Ребенком закон признает лицо, не достигшее совершеннолетия.

3. С четырнадцатилетнего возраста ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы.

4. Несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет разрешено совершать сделки с письмен​ного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

5. С 16 лет ребенок, согласно закону, может самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место _______ (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______ (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и _______ (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______ (Г) философии. В качестве _______ (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______ (Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. предметы

2. субъект

3. социальная группа

4. жизненные позиции

5. человек

6. рассудок

7. способности

8. представления

9. основной вопрос

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Уголовный кодекс РФ (извлечения)

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Статья 21. Невменяемость

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики. 2. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Статья 23. Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения.

Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.

Статья 24. Формы вины

Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 25. Преступление, совершенное умышленно

Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом.

Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Статья 26. Преступление, совершенное по неосторожности

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.

Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

Статья 28. Невиновное причинение вреда

Деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий (бездействия) либо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий и по обстоятельствам дела не должно было или не могло их предвидеть.Деяние признается также совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Укажите два обстоятельства, при которых причинение вреда рассматривается как невиновное деяние.

Показать ответ

В ответе должны быть указаны следующие обстоятельства:

Лицо не предвидело возможностей наступления общественно опасных последствий своих действий;

Лицо не могло предотвратить эти последствия в силу своих психофизиологических качеств.

Как в законе определяются общие условия уголовной ответственности? Опираясь на обществоведческие знания, укажите возраст, с которого лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть:

1) определены общие условия уголовной ответственности: уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом;

2) указан возраст наступления уголовной ответственности: 16 лет по общему правилу, 14 лет для совершивших особо опасные преступления.

Какие две формы вины называются в законе? Используя обществоведческие знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру, конкретизирующему каждую из этих форм.

Показать ответ

В ответе должны быть представлены следующие элементы:

1) названы две формы вины:

Неосторожность;

2) приведены примеры, конкретизирующие каждую из этих форм, например:

Изготовление и сбыт поддельных документов;

Нарушение условий хранения картин в музее, приведшее к порче ценных полотен.

Могут быть приведены другие примеры.

Некоторые считают, что наказание за ряд преступлений должно быть ужесточено, поскольку только суровое наказание заставит потенциальных нарушителей отказаться от своих намерений. Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите три довода против заявленной выше позиции.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие доводы:

1) устрашение населения не является главной целью наказания;

2) опыт показывает, что более действенным в предупреждении преступности является неотвратимость наказания, а не его жестокость;

3) суровое наказание, включая смертную казнь, является слишком высокой "платой" за возможные судебные ошибки;

4) как показал исторический опыт, население постепенно привыкало к суровости наказания в виде пыток и казней и начинало относиться к ним как к зрелищам.

Могут быть приведены другие доводы.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: чувственное познание - это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление». (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о формах чувственного познания)

3) одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: «Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об одной из форм чувственного познания)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака семьи партнёрского (демократического) типа.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие признаки , допустим:

1) отсутствие чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей (например, в семье К. муж и жена работают и сообща выполняют домашние обязанности);

2) совместное обсуждение семейного бюджета (например, члены семьи Л. раз в месяц совместно обсуждают предстоящие покупки и распределяют семейный бюджет);

3) учёт мнения детей при решении семейных вопросов (например, в семье Н. решение о том, как провести зимние каникулы, принимается с учётом мнения детей).

Могут быть приведены другие уместные примеры, проиллюстрированы другие признаки

В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

1. Наука и образование как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

1) функции образования в современном обществе

2) развитие науки как фактор общественного прогресса

3) государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

1) подготовка научных кадров в высшей школе

2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого

4. Воздействие науки на образование

1) изучение основ науки в рамках школьных предметов

2) превращение университетов в научные центры

5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования

Возможные другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1 Философия «Единственная глобальная культура - культура того, как нужно делиться своими культурными ценностями» (М. Кастельс)

29.2 Экономика «Если вы видите цену, то она автоматически оказывает на вас влияние» (У. Баффетт).

29.3 Социология, социальная психология «Высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда ее» (Ф. Достоевский).

29.4 Политология «Плохую власть выбирают хорошие люди, которые не ходят на выборы» (У. Черчилль)

29.5 Правоведение «Права влекут за собой обязанности» (Юридическое изречение)

К середине XVIII в. хлопчатобумажная промышленность начала испытывать настоящий «прядильный голод». Ручное прядение стало отставать от ткачества, где применялся «летающий челнок».

Понадобилось резко увеличить выпуск пряжи, и в 1733 г. ткачом Дж. Харгривсом была изобретена механическая прялка «Дженни», на которой можно было работать сразу 16-18 веретенами. В 1772 г. механик К. Вуд значительно улучшил прялку «Дженни», а в 1783 г. С. Кромптон создал «мюль-машину », которая давала пряжу достаточно тонкую и прочную и получила поэтому широкое распространение в промышленности.

Эта машина стала технической основой механизированного хлопкопрядения. Однако в начале 80-х годов XVIII в. обнаружилась новая диспропорция: стало отставать ткачество. Теперь уже срочно требовалась ткацкая машина: «ткацкий голод» тормозил рост прибылей английских фабрикантов.

В 1785 г. Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок, заменявший до сорока ткачей. Этот станок, потребовавший значительных усовершенствований, нашел широкое применение в 20-х годах XIX в. Так в английской (и мировой) промышленности появились первые машины и первые фабрики.

Вслед за хлопчатобумажной промышленностью в 60- 80-х годах XV11I в. появились машины и в шерстяном, сукноделательном, бумажном, полиграфическом производствах. Но энергетическая база первых фабрик оставалась прежней - водяные мельницы. Помимо всего прочего это обстоятельство жестко привязывало фабричную промышленность к рекам, что не всччда совпадало с рыночными и транспортными интересами.

Промышленности потребовался универсальный, не зависящий от воды двигатель. Такой двигатель был создан Джеймсом Уаттом (паровая машина «двойного действия», патент 1782 г.). Вскоре была построена первая паровая прядильная фабрика, а затем паровая машина получила широкое применение в различных отраслях промышленного производства и на транспорте.

С применением машин промышленность немедленно предъявила повышенный спрос на металл, но мощности тогдашних плавильных печей сдерживались недостатком древесного угля, при помощи которого производилась выплавка металла. Для нужд металлургии уже в XVII в. в Англии были сведены целые лесные массивы, что угрожало английскому судостроению, а импортный лес был дорогим.

Производство чугуна сокращалось, в то время как огромные запасы каменного угля почти не использовались: применение минерального топлива при выплавке чугуна снижало качество металла ввиду появления различных серных соединений.

Между тем еще в 1735 г. А. Дерби, примешивая к руде негашеную известь и резко увеличив мощность воздуходувок, освоил доменную плавку на коксе без использования древесного угля. Через 50 лет этот метод позволил английской металлургии переключиться на минеральное топливо и обеспечил расширение производства черных металлов до пределов, определяемых добычей железной руды. В 1784 г. Г. Корт изобрел пудлинговую печь для получения железа из чугуна с применением минерального топлива.

Тогда же были освоены специальные прокатные вальцы, позволившие увеличить производительность труда в металлургии в 15 раз. С применением угля в металлургическом производстве повысился спрос на минеральное топливо, это дало сильный толчок развитию английской каменноугольной промышленности. В результате применения новой техники производительность английской металлургии повысилась и «металлический голод» начал постепенно устраняться.

Увеличение промышленного производства вызвало резкий рост перевозки грузов, с чем не могла справиться старая система транспорта. Однако наличие паровой машины сделало принципиально возможным применение ее на железнодорожном и водном транспорте.

Паровой железнодорожный транспорт появился в Англии уже в первой четверти XIX в. Еще с XVII в. для перевозки угля применялись рельсовые дороги с конной тягой. В начале XIX в. деревянные рельсы («трам», отсюда - трамвай) были заменены железными. Таким образом, рельсовый путь был готов, оставалось заменить конную тягу машинной. В конце XVIII-начале XIX в. Р, Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжая его изыскания, Дж. Стефенсон создал паровоз - самоходную паросиловую установку на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона («Ракета» - мощность 12 л. е., скорость -22 км/ч) показал удовлетворительные результаты в 1829 г. Стефенсон усовершенствовал также рельсовый путь. В 1830 г. была построена первая железная дорога, которая имела большое хозяйственное значение. Она связала Манчестер и Ливерпуль.

Появление железных дорог вызвало коренной перелом в хозяйственной жизни: были созданы стабильные коммуникации между различными экономическими районами и отраслями промышленности. Железные дороги К. Маркс назвал «увенчанием здании» промышленного переворота.

После строительства в США в 1807 г. первого парохода паровой двигатель на водном транспорте получил распространение и в Англии.

Механизация производства , естественно, выдвинула проблему сооружения самих машин. Вначале машины изготовлялись ручным способом на мануфактурах. Но мануфактурное производство машин не удовлетворяло растущего спроса промышленности. Машины были очень дорогие и далеко не высокого качества. Это противоречие было разрешено переходом к машинному производству машин. Возникло машиностроение.

Машиностроительная промышленность основывалась на новых типах металлорежущих станков - токарного, строгального, фрезерного. Построенный механиком Г. Модели токарно-винторезный станок, снабженный механическим суппортом (1797 г.), стал основой металлообрабатывающего производства.

Становление в первой половине XIX в. машиностроительной индустрии означало завершение промышленного переворота в Англии.

Механизация резко повышает производительность труда, освобождает человека от выполнения тяжелых, трудоемких, утомительных операций, позволяет более экономно расходовать сырье, материалы, энергию, способствует снижению себестоимости продукции , улучшению её качества, повышению рентабельности производства.

Механизация производства имеет не только экономическое, но и большое социальное значение - изменяет условия и характер труда, создает предпосылки для ликвидации различий между умственным и физическим трудом. Так как машины и механизмы периодически заменяются все более совершенными, улучшается технология и организация производства, повышаются и требования к квалификации работников.

В современном обществе расширяются границы механизации производства: она осуществляется не только в тех случаях, когда дает материальный эффект, но и тогда, когда улучшает условия труда, повышая его безопасность, обеспечивает охрану окружающей среды.

Механизация производства - одно из важных направлений научно-технического прогресса . В зависимости от степени оснащенности производства техническими средствами механизация бывает частичная и комплексная. При частичной механизируются отдельные производственные операции, но еще сохраняется более или менее значительная доля ручного труда. При комплексной механизации ручной труд заменяется машинным на всех связанных друг с другом операциях и может сохраняться лишь на отдельных операциях.

Следующий шаг вперед - это автоматизация производства, которая также бывает частичной и комплексной. При автоматизации функции управления и контроля за процессом производства, которые раньше выполняли рабочие-операторы, передаются (частично или полностью) приборам и автоматическим устройствам. Труд же людей используется только для наладки, наблюдения и контроля за ходом производственного процесса.

Автоматическая линия. Управляет её работой один человек (оператор), он же или другой работник производит наладку автоматов при поломке их или переходе на другой режим работы.

Большое значение имеет создание комбинированных машин-комбайнов, которые состоят из нескольких отдельных механизмов-агрегатов. Эти агрегаты расположены в определенной последовательности и поочередно автоматически воздействуют на обрабатываемые детали или изделия. В ходе комплексной механизации и автоматизации создаются автоматические линии машин, цехи-автоматы, заводы-автоматы.

Автоматизация сегодня - важнейшая составляющая научно-технического прогресса. Дальнейшее развитие автоматизации идет в направлении внедрения в производство промышленных роботов и манипуляторов, станков с числовым программным управлением, средств вычислительной техники для управления технологическими процессами и автоматизации проектирования.

К числу новейших машин, применяемых в процессе современной автоматизации производства, относятся роторные машины. В роторных машинах на барабане-роторе располагаются инструменты и исполнительные органы машин, сообщающие инструментам в процессе вращения ротора необходимые рабочие движения.

Отличие роторных и роторно-конвейерных от обычных, традиционных машин в том, что у них функции транспортные (перемещение предмета труда для его обработки) и технологические (воздействие на предмет труда, его обработка) не зависят друг от друга и не прерывают друг друга. Обычные машины выполняют эти функции последовательно: обработка предмета не может начаться, пока не закончена его транспортировка, и наоборот. Эти машины имеют меньшую производительность, чем роторные. На роторных и роторно- конвейерных машинах обработка осуществляется при безостановочном транспортировании предметов труда совместно с инструментами. Соединение таких машин в линии, т. е. передача предметов обработки от. одного ротора к следующему, выполняют междуоперационные транспортные роторы, получающие синхронное с рабочими роторами вращение от общего привода линии.

В настоящее время автоматизация производства достигла такого уровня, что для различных типов организации производства (см. Массовое и серийное производство) применяются свои направления автоматизации. Так, для массового производства характерно применение автоматических поточных линий. Для мелкосерийного и серийного производства основное направление - использование гибких автоматизированных систем, которые можно быстро переналаживать для производства определенного вида изделий в связи с производственными потребностями. При этом они обеспечивают выпуск продукции при наименьших затратах времени и ресурсов, способствуют росту эффективности производства.

Кузнецов Дмитрий 41-Т группа

В данном докладе представлена информация о механизации производственных процессов с целью освождения человека от опасных условий труда,как следствие улучшения безопасности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГОУСПО МО «Чеховский механико-технологический техникум молочной промышленности»

ДОКЛАД

тема: Автоматизация и механизация производственных процессов как средство улучшения безопасности труда

дисциплина: Автоматизация технологических процессов

специальность : Технология молока и молочных продуктов

подготовил : студент 41-Т группы Кузнецов Дмитрий

Руководитель:

преподаватель общепрофессиональных дисциплин М.С.Трубчанинова

Новый Быт

2013

Для созданной машины основным критерием оценки является повышение производительности труда, уровня безопасности и степени облегчения. Облегчить и обезопасить труд можно c помощью ввода механизации и автоматизации ручного труда.

Механизация производственного труда - замена мускульной человеческой энергии путем использования механических машин и механизмов, которые производятся в движение разнообразными двигателями. C помощью механизации можно исключить тяжелый физический труд.

Механизация комплексная - высшая ступень механизации. При такой механизации применяются системы машин и механизмов, которые связаны между собой по производительности, обеспечивают выполнение технических и производственных управляющих операций. Механизация комплексная позволяет перейти к автоматизации, как обычной, таки комплексной.

При автоматизации производства применяются приборы, машины и приспособления, осуществляющие производственные действия без применения физической силы человека, однако работа осуществляется под его контролем. Постоянного присутствия работника система не требует достаточно периодического наблюдения за ходом работы.

Комплексная автоматизация - это автоматические системы, обеспечивающие контроль и управление процессами без участия человека c помощью заданных параметров работы. Человеку отводиться лишь функция контролера хода процессов, работы оборудования и средств автоматизации.

Автоматизация чаще всего применяется на крупных производствах c массовым характером работы. Широко распространена как в мясной, так и в молочной промышленности. В подобных производствах есть большое количество линий, которые выполняют одну технологическую функцию. Комплексно автоматизируются цехи и заводы.

В результате сведения человечество труда к минимуму количество производственных травм практически равно нулю. большая часть несчастных случаев приходится на ремонт и наладку оборудования, a также на нерациональную расстановку оборудования и организацию рабочих мест. Таким образом, большое количество автоматизированного и механизированного труда позволяет уменьшить травматизм на производстве. Также автоматизация и механизация позволяют устранить работу человека во вредных и тяжелых для работы условиях труда.

Механизация и автоматизация требуются не только на больших однотипных производствах. Необходима она и на предприятиях c единичным и мелкосерийном производством. В настоящее время существует огромное количество автоматизированных линий, которые позволяют облегчить и обезопасить труд рабочего. Возможность быстрого переоснащения подобных линий позволяет использовать их в самых различных производственных процессах.

В мелкосерийном производстве повысить эффективность и производительность труда можно c помощью широкого применения станков c управлением специальными программами. В мелкосерийном производстве большую часть времени y рабочего занимает чтение и выбор оптимального варианта чертежа. Автоматизированная программная система позволяет освободить рабочего от этих операции, выбор приемлемого режима работы система сделает сама до начала процесса производства. Вся информация o форме, размере детали и прочие сведения передается рабочему c помощью магнитной ленты или карты непосредственно на станок.

Программное управление все чаще используется агрегатными переналаживаемыми станками, универсальными, широкого профиля для их автоматизации. При работе c программным управлением рабочий запускает станок и снимает готовый продукт. Таким образом, исключается нахождение работника в опасной зоне работы станка. Все перечисленные действия выполняются при отключенных рабочих агрегатах.

Машинные комплексы - это несколько соединенных центров в единую машинную систему c помощью разнообразных устройств, каждое и которых работает на соответствующей программе. Ручной труд сведен к минимуму.

При автоматизации технологических процессов большое внимание уделяют загрузке. Даже использование машинных комплексов не может освободить рабочего от тяжелого погрузочно-разгрузочного труда. Механизированная загрузка почти вдвое снижает объем ручного труда благодаря превращению обычного оборудования в автоматизированное. Такие машины используются как самостоятельно, так и встраиваются в автоматические линии. Загрузка и выгрузка чаще всего сочетается c зажимными приспособлениями машины, поэтому ручной труд происходит е удалении от опасной зоны работы.

При ручном измерении рабочий подвергает риску свои руки, вводя их в потенциально опасную зону. Ручные контрольные операции чаще всего становятся причиной производственных травм. Безопасность работы осуществляет автоматизированный операционный контроль c помощью различных устройств. Для непрерывного измерения используются автоматические и полуавтоматические машины.

Полуавтоматические устройства отслеживают изменения и по достижению необходимых показателей подают световые сигналы. Рабочему при этом необходимо лишь произвести остановку. Автоматические устройства сами включают рабочие передвижения устройства по достижению необходимых показателей.

Таким образом, технологический процесс освобождает рабочего не только от тяжелого физического труда, но и от постоянного нервного напряжения, связанного c потенциальной опасностью его работы. Этого легко достигнуть c помощью перехода на автоматическое и механическое выполнение ручного труда. Использование современных наработок и освобождение человека от ручных операций поможет избежать травматизма в процессе работы, что является улучшением безопасности труда.

Литература:

1.Н.Н.Карнаух Охрана труда-М.:Издательство Юрайт,2011-380с.

2.В.В.Митин,В.И.Усков,Н.Н.Смирнов Автоматика и автоматизация производственных процессов мясной и молочной промышленности,М.:ВО «Агропромиздат»,1990-240с.

Тема 13. Сборка приборов, современные методы механизации и автоматизации производственных процессов

Испытания собранных изделий

Испытание собранных изделий - заключительная контрольная операция качества их изготовления. Машины испытывают в усло­виях, приближающихся к эксплуатационным. Все виды испытаний можно снести к приемочным, контрольным и специальным.

При приемочных испытаниях выявляют фактические эксплуа­тационные характеристики машины (точность, производитель­ность, мощность, скорость, ускорения, углы, затраты энергии и т.п.), а также правильность работы различных механизмов и устройств машины.

Контрольным испытаниям подвергают изделия, у которых ранее были обнаружены дефекты. При особо высоких требованиях к изделиям их подвергают после сборки обкатке и испытывают. Затем разбирают (частично или полностью), проверяют состояние деталей, вторично собирают и подвергают кратковременным контрольным испытаниям.

Специальные испытания выполняют для изучения износа, проверки безотказности работы отдельных устройств, установле­ния пригодности новых марок материалов для ответственных де­талей и исследования других явлений в машинах. Специальные испытания отличаются большой длительностью. Их программу разра­батывают в зависимости от цели проведения испытаний. Этим испытаниям подвергают не только собранные изделия, но и их составные части (коробки перемены передач, насосы). Испытания ведут на специальных стендах.

Одним из главных направлений совершенствования технологии приборостроения является уменьшение степени занятости рабо­чих при обслуживании технологического оборудования путем повышения уровня механизации и автоматизации производствен­ных процессов. Установим ряд определений, связанных с механи­зацией и автоматизацией производства.

Механизация- направление развития производства, характе­ризуемое применением в производственном процессе машин и устройств (приспособлений), заменяющих физический труд рабо­чего.

Механизация может быть частичной или полной.

Частичная механизация или, как часто ее назы­вают, малая механизация - это механизация части движений, которые необходимы для осуществления производственного про­цесса: либо главного движения, либо вспомогательных и уста­новочных движений, либо движений, связанных с перемещением деталей (узлов, изделий) с одной рабочей позиции на другую.

Полная или комплексная механизация - механизация всех основных, вспомогательных и транспортных движений, которые выполняются по ходу производственного про­цесса. При полной механизации рабочий осуществляет только оперативное управление производственными процессами (включе­ние и выключение в нужные моменты требуемых механизмов и управление режимом и характером их работы). Полная или ком­плексная механизация производственных процессов создает усло­вия и является необходимой предпосылкой для автоматизации производства.


Автоматизация - направление развития производства, харак­теризуемое освобождением рабочего не только от физических уси­лий для выполнения тех или иных движений, входящих в состав производственного процесса, но и от оперативного управления механизмами, выполняющими эти движения.

Степень автоматизации производственных процессов может быть различной.

Частичная автоматизация есть автоматизация части операции по управлению производственным процессом при условии, что другая часть операций управления выполняется рабочим.

Полная или комплексная автоматизация характеризуется автоматическим выполнением всех функций управления производственным процессом. В обязанности рабочего входит лишь настройка машины или группы машин и системы управления, включение и контроль за работой машин. Таким образом, различные ступени механизации и автоматизации опре­деляются взаимодействием человека и машины, т. е. непрерыв­ностью процесса производства. Чем больше степень непрерывности, тем более автоматизирован производственный процесс и тем более совершенна данная автоматическая система.