Меню Рубрики

Типы директоров в современной школе. Роль руководителя в управлении организацией

Инновационный менеджер – это руководитель, осуществляющий организацию инновационной деятельности, своевременную разработку и освоение новшеств, обеспечивающих стабильное развитие предприятия.

Основными сферами ответственности инновационного менеджера являются: разработка стратегии развития предприятия; организация дела (формирование эффективной структуры и технологии управления) и работа с персоналом.

Особое внимание при работе с кадрами сегодня уделяется стимулированию их творческой активности, развитию способностей решать сложные и нестандартные задачи, а также методам мотивации персонала, под которыми понимаются способы побуждения работников к инновационной деятельности для достижения целей предприятия. Мотивация должна охватывать все виды деятельности по разработке и реализации инновационных идей и проектов.

К инновационному менеджеру сегодня предъявляются требования, которые, можно подразделить на две группы: I – общие для всех управляющих и II – специальные, обусловленные особенностями инновационной деятельности как объекта управления.

Общие требования к менеджеру:

1) профессиональные знания (по профилю предприятия, экономике, менеджменту, маркетингу, финансам и т.д.);

2) умение руководить людьми (сила убеждения, способность добиваться своего, готовность к сотрудничеству, интуиция, коммуникабельность);

3) способности стратегического мышления (умение анализировать и прогнозировать ситуацию, творческие способности);

4) способность добиваться успеха (упорство и выдержка, самостоятельность действий, способность противостоять стрессовым ситуациям, честолюбие, инициативность);

5) административные способности (способность к планированию, умение принимать решения, организаторские способности).

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В одном из зарубежных журналов был предложен следующий перечень качеств, современного менеджера:

1. Он отлично информирован о ситуации, имеющей отношение к деятельности предприятия.

2. Стремится к пониманию реальности на основе опыта и таланта.



3. Прогнозирует нежелательное развитие событий, знает, как сплотить команду.

4. Принимает решения, которые будут правильными в течение ближайших пяти лет.

5. Своевременно чувствует изменение правил игры и соответственно на них реагирует.

6. Находит баланс между требованиями сотрудников и необходимостью непопулярных решений.

7. Открыт всем новым идеям на все сто процентов.

8. Признает свои ошибки, не преследует за инакомыслие.

Вместе с тем для менеджера, отвечающего за инновационную политику предприятия, необходим ряд особых качеств :

во-первых , умение творчески подходить к решению сложных управленческих проблем, в частности к разработке стратегии предприятия;

во-вторых , интуиция, гибкость и умение быстро реагировать на изменение внешней среды (ситуацию на рынке, политическую и экономическую обстановку). Высшим проявлением интуиции является способность не только предвидеть изменения, но и влиять на ситуацию с выгодой для своего предприятия;

в-третьих , умение оптимально организовать деятельность подчиненных, создать такие условия для их работы, которые практически не требуют вмешательства со стороны менеджера;

в-четвертых , способность быть лидером, признаваемым коллегами и подчиненными (это свойство особенно необходимо, когда предприятие попадает в сложную ситуацию).

Важнейший компонент эффективного руководства – лидерство. В переводе с английского слово «leader» означает: «глава», «командир», «вождь», «ведущий». Лидерство - это особое положение в обществе (социальной системе), которое характеризуется способностью личности определенным образом влиять на коллективное поведение, направлять и организовывать его.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В Гарвардской школе бизнеса (США) сформулированы следующие требования к лидеру:

Þ обладай видением (люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти; они хотят знать, почему их ведут именно туда);

Þ доверяй своим подчиненным;

Þ будь хладнокровен;

Þ не бойся рисковать;

Þ будь экспертом (каждый должен быть убежден: лидер знает по меньшей мере столько же, сколько они сами);

Þ стимулируй проявление разных точек зрения;

Þ находи простые решения сложных проблем.

Различают формальное и неформальное лидерство. Формальное - связано с назначением человека на руководящую должность, его положением в обществе, организации. Неформальное лидерство основано на авторитете, приобретаемом в результате признания коллективом компетенции, высоких деловых, организационных и иных качеств личности, важных для руководителя. Формальный лидер (например, директор фирмы), далеко не всегда признается в коллективе как неформальный. Инновационный менеджер должен быть неформальным лидером.

Многие зарубежные компании при конкурсном отборе инновационных менеджеров используют специальные тесты на соответствие качеств работника занимаемой должности. Наиболее высокую оценку получает тот кандидат, в котором лидерство сочетается с высокой ответственностью, дружелюбным отношением к окружающим, а оперативность и точность – со своевременностью принимаемых решений. Примерный тест на соответствие качеств, требующихся от инновационного менеджера, приводится в табл. 1.

По оценкам западных специалистов, успех или неуспех работы предприятия сегодня почти на 90% зависит от эффективности менеджмента. В связи с переходом российской экономики к рынку роль и значение инновационного управления приобретает для предприятий особо важное значение.

УДК 316.354; 373.1 П-90

Пучкова Татьяна Егоровна

директор Нижнеольховской общеобразовательной школы [email protected]

Директор школы как инновационный менеджер образовательного учреждения (кадровый аспект)

Аннотация:

В статье показано, что директор школы, выступая в роли инновационного менеджера, сталкивается с взаимосвязанными проблемами: невозможностью формирования четких стратегических целей инновационного развития образовательного учреждения и отсутствием необходимого кадрового ресурса, способным реализовать стратегические задачи.

Ключевые слова: образовательная система, средняя общеобразовательная школа, инновации в образовании, директор школы.

В современных динамичных условиях актуальной является проблема повышения эффективности образования путем развития инновационных стилей управления школой, направленных на перевод ее в новое качественное состояние.

Возникает необходимость в эффективных способах регулирования социокультурного пространства общеобразовательного учреждения, в разработке и внедрении новых инновационных технологий обучения. В обществе формируется общее понимание того, что современная управленческая деятельность должна осуществляться особым типом руководителя - инновационным менеджером. Неслучайно профессиональная деятельность руководителя в системе общего образования все больше становится творческой, особую ценность в ней приобретает его способность действовать адекватно в ситуациях с высокой степенью неопределенности, принимать нестандартные управленческие решения, преодолевать стереотипы, переосмысливать свой личный опыт взаимодействия с подчиненными. Но при этом сегодня недостаточно внимания уделяется анализу роли директора средней школы во взаимосвязи с инновационностью ее педагогического коллектива, что порождает проблему «недоиспользования» инновационных ресурсов в управлении общеобразовательным учреждением.

Директор школы - должностное лицо, осуществляющее руководство школой как образовательным учреждением в соответствии с ее уставом и Законом Российской Федерации «Об образовании». Именно на директора, согласно должностным инструкциям, возлагается обеспечение системной образовательной (учебно-воспитательной) и административно-хозяйственной работы учреждения. Директор - ключевая фигура управления общеобразовательным учреждением, именно он принимает решения о работе школьной организации и создает для этого необходимые морально-психологические, материально-технические и другие условия, определяет совместно с коллективом стратегию, цели и задачи функционирования и развития учебного заведения.

Следует учесть, что кроме должностных обязанностей деятельность руководителя школы в каждом конкретном случае характеризует и его «ролевой репертуар», связанный как с различными видами управленческих действий, так и с его работой как специалиста (аналитик, диагност, плановик, проектировщик, программист, организатор, руководитель, лидер, координатор, преподаватель, исследователь). Очень важна лидирующая позиция директора школы в инновационных преобразованиях образовательного процесса.

Современный директор школы должен решать главную задачу - обеспечивать опережающий, инновационный характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут еще более важными завтра, и находить пути их решения. Директор - первое лицо в школе, и это положение обязывает его мыслить стратегически, быть дальновидным, работать над созданием совершенной системы управления. Эта постановка вопроса предполагает, что директора школ - это профессиональные и умелые инновационные менеджеры.

Чтобы деятельность руководителя была эффективной, он должен уметь: анализировать состояние коллектива; понимать мотивы поведения своих подчиненных; побуждать подчиненных к продуктивной работе, стимулировать их профессиональный рост; создавать максимально благоприятные отношения в коллективе для продуктивной работы; давать задания подчиненным так, чтобы они понимали, чего от них ждут, и стремились это выполнить; эффективно контролировать работу подчиненных; адекватно оценивать своих подчиненных, их возможности и

интересы; предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; строить деловое общение с подчиненными в соответствии с их индивидуальными особенностями и ситуацией. И это далеко не полный перечень работ по управлению персоналом, возлагаемых на директора. Деятельность руководителя будет продуктивной в случае эффективного управления образовательной системой как развивающейся социокультурной средой среды. Поэтому без классной команды он никто и ничто. Инновационных идей будет много, а выполнять некому. Поэтому директор школы собирает всегда возле себя знающих и понимающих людей, формирует сплоченный коллектив. Руководитель школы сам отвечает за кадры, он имеет право самостоятельно формировать штатное расписание. Но система подготовки кадров и финансовое положение школ не способствуют тому, чтобы в школу приходили педагоги. Школа имеет право «заказывать» в профильном вузе для себя будущих учителей, составлять для них специальную программу, т. е. готовить людей, которые впишутся именно в этот педагогический коллектив, будут подходить именно данной школе, но для того, чтобы грамотно формировать этот социальный заказ, тоже нужна серьезная квалификация.

Педагогические кадры всегда обладают такими разбросанными характеристиками по основным критериям, так что собрать понимающих и знающих, подходящих по характеру затруднительно. Качество хорошего директора - это умение слепить «из того, что было» творчески работающий коллектив. Чтобы каждый чувствовал себя нужным школе, директору, обществу и, безусловно, самому себе.

Исследование по данной проблеме проходило на базе средней общеобразовательной школы № 2 г. Щигры Курской области, школ № 1, 2, 3, 5, 6 г. Курчатов Курской области, Амосов-ской средней общеобразовательной школы Медвенского района и Нижнеольховской средней общеобразовательной школы Хомутовского района Курской области. Метод сбора первичной информации - анкетирование. Опрос был сплошным. Уровень достижимости по каждой школе - около 90%.

На практике мы видим, что 60% опрошенных имеют стаж работы в образовательном учреждении свыше 20 лет, 23% педагогов имеют стаж от 15 до 20 лет, 10% - 10-15 лет, а 3% имеют стаж работы 5-10 лет и столько же педагогов со стажем работы до 3 лет. Более 65% кадрового состава школы с учетом преобладания женщин - это люди предпенсионного возраста (старше 50 лет). А в сельской местности их более 80%. Пожилым людям вообще тяжело кардинально изменить стиль работы, об этом свидетельствуют результаты опроса. Результаты ответов на вопрос «Думаете ли Вы, что некоторые Ваши идеи могли бы значительно улучшить образовательную среду, в которой Вы работаете?» выглядят следующим образом: 20% считают, что они значительно могли бы улучшить педагогическую среду, 40% считают, что они скорее смогли бы это сделать, 20%-скорее не смогли бы это сделать, 5% ответили, что у них не получилось бы улучшить образовательную среду и 15% затруднились с ответом. В вопросе о возможности «рождения» в будущем такой идеи ответы распределились следующим образом: 28% уверены, что в будущем у них могут быть идеи, которые позитивно изменят среду, в которой они трудятся, 65% считают появление у них подобных идей маловероятными и 8% исключили возможность появления таких идей. Отсюда следует вывод, что около % педагогического коллектива школы обладают высоким уровнем ориентации на осуществление инновационной, преобразовательной деятельности, а также готовностью изменить сложившуюся социокультурную среду своего образовательного учреждения. Учителя готовы повысить эффективность развития творческих способностей своих учеников посредством включения в образовательную деятельность как видов работ общепринятых, так и видов работ, которые стимулируют творческую деятельность ребенка. Но помимо готовности реальных дел не предпринимается. В частности, на предложение участвовать в разработке программы организации учебновоспитательного процесса только четверть опрошенных дало свое безоговорочное согласие. 20% согласились дать некоторые советы и предложения, другие 20% согласились принять посильное участие, не требующее большой затраты времени.17% высказали свое сомнение в необходимости данной работы и 19% просто отказались принимать в этом участие. Таким образом, педагогический коллектив современной школы нацелен на решение тактических задач, которые ставят перед ними вышестоящие органы (а особенно - ставили перед ними 20 лет назад), но самостоятельно ставить задачи на будущее многие из них не способны.

Хотя и в небольшом количестве, в школу приходят и молодые кадры, заменяющие ушедших на пенсию ветеранов школьного образования. Однако существенных сдвигов и у них не происходит. Во-первых, молодой учитель сразу сталкивается с сопротивлением «умудренных опытом» коллег, которые хотят жить привычно, не хотят ничего менять. Во-вторых, молодые педагоги очень уязвимы: придя в школу, они оказываются перед огромным количеством проблем, решение которых требует тех навыков, которых у него просто нет. И далеко не всегда у молодого специалиста есть наставник, к которому можно обратиться за помощью, пройти «курс молодого бойца».

На наш взгляд, организуя работу с педколлективом, чтобы сформировать инновационную социокультурную среду образовательного учреждения, директор должен опираться на миссию учреждения. Директор задает стандарты работы в школе, закладывает основные ценности, на которых базируется вся деятельность учебного заведения. От его взглядов, позиции, личности зависит то, какой будет данная школа. Но сегодня директора школ вынуждены работать в ситуации неопределенности: нет четких ориентиров деятельности, стратегические цели развития школьного образования не обоснованы. В частности государство в своих программных документах ориентирует развитие системы общего образования на индивидуализацию, на формирование практических навыков и фундаментальных умений, и, одновременно, ставит задачу обеспечения качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Но как это взаимоувязано - разъяснений нет. Поэтому, если директор даже попытается ставить задачи на будущее, то он не имеет представления, каково будущее школы как социального института, в каком направлении она движется. В большинстве случаев директора школ в принципе не способны вырабатывать стратегию развития своего учреждения, а даже если бы могли это сделать, то вынуждены были бы делать это с «закрытыми глазами».

Таким образом, с одной стороны, директор школы, выступая в роли инновационного менеджера, сегодня не способен в полной мере определять стратегические задачи развития своего общеобразовательного учреждения. Это объясняет отсутствие возможностей сплочения педагогического коллектива вокруг общей идеи. С другой стороны, имеющийся кадровый ресурс не способен в полной мере реализовывать стратегические планы своего директора. Именно это противоречие на сегодня является главным, сдерживающим инновационное развитие школы, фактором.

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе

слушателя курсов повышения квалификации

по дополнительной профессиональной образовательной

программе повышения квалификации

«Современный образовательный менеджмент»

Ф.И.О. слушателя: Киреев Николай Михайлович

Округ: Северный

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №648

Должность: заместитель директора по УВР

Тема эссе: Современный руководитель образовательного учреждения – кто он?

Нынешняя концепция реформы и модернизации образования все трудности её реализации возлагает в первую очередь на образовательные учреждения, предоставив им возможность не только самостоятельного ведения финансово–хозяйственной деятельности в сфере образования, но и ответственности. Реализация национального образовательного проекта, повышение качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно–коммуникационных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления – вот далеко не полный перечень задач, которые лягут на плечи руководителей и управленцев образовательных учреждений.

Каким же должен быть современный руководитель образовательного учреждения?

Какими качествами должен обладать?

Зависит ли успех модернизации образования от личности руководителя? Что и как нужно делать?

Кто же он, эффективный руководитель современной школы?

Для эффективных изменений в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Главное для современного руководителя образовательного учреждения – это ясное видение конечных целей, понимание масштабности и глубины задач, стоящих перед современным обществом, правильно определить приоритеты и способы выразить их, сформулировать и спрогнозировать результат.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечить опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Для развития инновационной деятельности в образовательном учреждении необходимо грамотное, умелое владение директора новыми современными технологиями в своей работе.

Директор педагог и организатор, владеющий юридическими и экономическими знаниями, заботящейся о роли учителя в своем коллективе, способствующий повышению квалификации педагогов, создающий условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы знания педагогики, психологии, различных методик, технологий, умение разбираться в людях их знаниях.

Руководитель должен быть лидером, достойным подражания. Лидерство это искусство, мастерство, умение, талант, творчество.

Необходимо обладать мужеством, чтоб принять на себя за инициативные действия и умение внушать это мужество ответственности своим сотрудникам.

Директор главное лицо воспитания. От него зависит система школьных традиций: культурных, этнических, гигиенических.

Руководитель психолог , потому что всегда ориентирован на душу человека и стоит на страже духовности. Он охраняет школу как место, где взращивается душа ребенка. Где постигаются высшие ценности жизни, где человек выступает в своей сущности как носитель социальных отношений.

Директор – первое лицо в системе хозяйствования полномочный хозяин школы и особо ответственное лицо, потому что несет ответственность за школьное здание в целом, владеющий финансовой, экономической и юридической грамотностью. От него зависит большой список характеристик благоустройства школьников в учебном заведении и сочетание материально – технических элементов, обеспечивающих физический комфорт, как детей, так и взрослых.

Эффективность работы школы зависит от стиля управления коллективом, от личных качеств руководителя. Это уверенность в себе в своих силах, возможностях. Руководитель все знает, умеет, может! Что означает для подчиненного уверенный в себе руководитель? Это - прежде всего, то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, он придаёт психологический комфорт, обеспечивает и повышает мотивацию к работе. Обязательным для руководителя является его эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

От управленческой компетентности руководителя, его способности создать команду единомышленников и перевести учреждение на работу в инновационном режиме развития зависит динамика ожидаемых преобразований.

Школа сейчас переживает нелегкие времена. И только качественно иной руководитель, способный мыслить и действовать на уровне глобальных перемен и заглядывающий далеко в будущее способен вести свой корабль вперед и вперед. Не страшась штормов, бурь и неизвестностей.


Подготовила:

Максимишина Оксана Сергеевна,

заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии КГУ «Неполная средняя школа № 31»

города Петропавловска Северо-Казахстанской области

Роль руководителя (директора) в управлении современной школой.

Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы - это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы.

Эффективный руководитель (директор) школы – это:

    творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;

    личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;

    стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;

    личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, - это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в казахстанской школе происходят значительные перемены. Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы - это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека.

С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Многие специалисты считают, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет».

Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам».

На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:

    «демократичный хозяйственник»;

    «демократичный предводитель».

При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник».

К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению специалистов, «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор - ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой».

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.

Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.

3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Будьте щедры на похвалы.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать.

8.Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко исправить, делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.

9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.

«Эффективный менеджер» - условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. Эффективный руководитель в современном обществе тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи.

Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно - выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями».

Использованная литература:

    Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер", 2000. - 160 с.

    Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352

    Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286

    Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. - 2002. - № 1.

    Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452

    Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298

Роль руководителя (директора) в управлении современной школой. Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы - это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы. Эффективный руководитель (директор) школы – это:     творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии; личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами; стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед; личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив. Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, ­ это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких­то вопросах. В последние годы в казахстанской школе происходят значительные перемены. Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами. В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации. Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы - это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда. Питер Друкер, основоположник современного менеджмента, основываясь на многолетних наблюдениях, пришел к парадоксальному выводу: «крепкие профессионалы», отличные специалисты в своем деле, крайне редко становятся хорошими руководителями. Это связано с тем, что управление - совершенно особый вид профессиональной деятельности, результат которого напрямую связан с личной эффективностью человека. С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

Многие специалисты считают, что неважно, какое образование имеет директор школы, но педагогический опыт у него должен быть: «Любой директор школы должен «постоять у станка», у доски в классе - иметь опыт преподавания. Иначе он не сможет быть эффективным директором школы. Может быть, он и сможет хорошо распоряжаться бюджетом школы, но директором школы, в настоящем смысле этого слова, он не будет». Подобной точки зрения придерживается и директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис: «Современным директорам нужно уметь эффективно, рационально и разумно управлять школой. Но школе, которая испытывает серьезные трудности, просто хорошего менеджера мало. Ей нужен такой директор, который на своем примере может показать, что такое хороший урок, потому что в проблемных школах, как правило, мало хороших учителей, и педагогам просто неоткуда взять примеры качественной педагогической практики. Директор должен в этой ситуации уметь все делать сам». На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:     «авторитарный хозяйственник»; «демократичный хозяйственник»; «авторитарный предводитель»; «демократичный предводитель». При этом наиболее часто встречаются два из них: «авторитарный хозяйственник» и «авторитарный предводитель», наиболее популярным из которых является «авторитарный хозяйственник». К сожалению, такое сочетание, когда директор является и талантливым педагогом, и эффективным менеджером, возможно лишь в идеале. Близки к нему авторские школы, где директор сам генератор инноваций. По мнению специалистов, «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор - ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер, не являвшийся учителем, не может руководить школой». В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь). В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода. Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально ­психологическим и культурно­ этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах: 1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника. 2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться. 3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что­то приказать. 5.Давайте людям возможность спасти свой престиж. 6.Будьте щедры на похвалы. 7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать. 8.Поощряйте. Создавайте впечатление, что ошибки легко исправить, делайте так, чтобы все, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным. 9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите. 10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо. «Эффективный менеджер» - условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории управления, умеющего их действенно реализовать на практике, характеризующегося высокой профессиональной компетентностью. Эффективный руководитель в современном обществе тот, кто умеет правильно ставить и решать задачи. Методик и тренингов как стать эффективным директором школы предостаточно - выбирайте по вкусу. Например, методики Питера Друкера, который считает, чтобы стать успешным руководителем, прежде всего, надо научиться управлять самим собой, ибо «способности к управлению у всех людей различны, но успешно управляют другими те, кто умеет руководить собой, своими действиями и решениями». Использованная литература: 1. Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. ­ СПб.: «Издательство "Питер", 2000. ­ 160 с. 2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. ­ М., 1991. ­ с. 352 3. Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. ­ М.; Белгород, 1997. ­ с. 286 4. Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. ­ 2002. ­ № 1. 5. Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.­ М., 1998. ­ с. 452 6. Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. ­ М., 1992. ­ с. 298 7. http://5fan.ru/wievjob.php?id=8015